Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:42, дипломная работа
Изучение особенностей и проблем социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия и выработка практических рекомендаций по повышению качества проводимой социально-реабилитационной работы.
Введение
1 Теоретические основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения
1.1 Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения: понятие, виды, специфика
1.2 Условия стационарных учреждений системы социальной защиты населения как факторы, влияющие на социальную реабилитацию лиц пожилого возраста и инвалидов
2 Практика социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики
2.1 Стационарные учреждения системы социальной защиты населения как субъекты социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в Республике Мордовия
2.2 Основные направления совершенствования социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики Мордовия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (обязательное) Программа социологического исследования: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия
Приложение Б (обязательное) Бланк интервью: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия»
Во время пребывания в стационарном учреждении лица пожилого возраста и инвалиды нуждаются в постоянном общении не только между собой, им необходим приток информации «извне» со стороны «здорового» окружения, обслуживающего персонала. Обеспечение этими потребностями осуществляет следующая составляющая социальной реабилитации – коммуникативная реабилитация.
Очень важно, чтобы все, кто работает с лицами пожилого и старческого возраста, знали об особенностях старения, о возрастных особенностях психики и течения соматических заболеваний, владели принципами психотерапевтической тактики, знали основы деонтологии [35, 17].
Основными принципами социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях является: преемственность, этапность, индивидуальный подход, комплексность проводимых мероприятий (рисунок 1).
Рисунок
1 – Принципы реабилитации пожилых людей
и инвалидов в стационарных учреждениях
Работники стационарных учреждений также учитывают принципы, базирующиеся на исследовании качества предоставляемых услуг, что дает возможность участия пожилых людей в своем социальном обслуживании и реабилитации.
Принцип активности, фокусирующий внимание на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах возрастной дискриминации.
Принцип приспособления, который фокусируется на утверждении способностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности.
Принцип независимости, направленный на удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над своей жизнью [18].
Основной стратегической
1 профилактические;
2 реабилитационные;
3 психотерапевтические;
4 социальное обслуживание.
Таким образом, социальная реабилитация пожилых и инвалидов в стационарных учреждениях – сложный процесс, имеющий свою специфику и особенности. Будучи одной из общих технологий социальной работы, она направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса пожилого человека и инвалида, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, при попадании индивида в новые условия стационара. Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей человека к социальному функционированию. Это и социально-медицинская реабилитация, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-трудовая, социокультурная и многие другие. Поэтому можно говорить, что понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, выражающим итоговое качество форм и направлений.
Очень
важно соблюдение основных принципов
и этапов этого процесса. Социальную
реабилитацию пожилых людей и
инвалидов в стационарных учреждениях
должны осуществлять специалисты различных
специальностей: социальные работники,
медицинские работники, психологи, реабилитологи,
с учетом того, что это не просто оптимизация
лечения, а комплекс мероприятий, направленных
на восстановление самого пожилого человека
и инвалида.
1.2 Условия стационарных учреждений системы социальной защиты населения как факторы, влияющие на социальную реабилитацию лиц пожилого возраста и инвалидов
Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что социальные аспекты (умение клиентов социализироваться в новом для него пространстве, решение задач социальной реабилитации клиентов) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Процесс социальной реабилитации в стационарных учреждениях существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
Катастрофическая картина симптомов развивается на первом году жизни у людей, которые попадают в специализированные учреждения. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших людей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, антисоциальные наклонности.
Условия стационарных учреждений являются важными факторами успешности реабилитационного процесса лиц пожилого возраста и инвалидов.
Согласно «теории поля», разработанной в 1922 году немецким психологом Куртом Цадеком Левиным, человек с одной стороны, отделен от окружающей его среды, а с другой стороны – неразрывно с ней связан. Поведение человека зависит от общего состояния той среды, в которой он находится.
Таким образом, индивид находится в двойственном поле, с одной стороны – это его личное, индивидуальное пространство, или «поле», а с другой стороны, это окружающая его на данный момент действительность. Состояние этой действительности и определяет поведение и потребности человека. Оно является своего рода «раздражителем» и предоставляют различные возможности для действия. Гештальт-терапия полагает, что человек не существует без окружающей среды, он все время с ней взаимодействует, и это взаимодействие протекает в поле организм-среда, на границе организма и среды, где и появляется контакт [25, 90].
Человек и среда представляют собой «поле». Поле – это не «человек» «среда». В поле все элементы взаимосвязаны друг с другом. Поле – это «человек» + «среда» + «все возможные взаимоотношения» в этой системе, т.е. целостность больше суммы составляющих ее частей.
Таким образом, не имеет смысла рассматривать человека отдельно от его окружения, как и рассматривать разные психические феномены человека отдельно друг от друга. Нет человека «просто так». Нельзя рассматривать человека в отрыве от его среды, работы, семьи, его увлечений и т.д. [26; 252-253]. Проблемы с осуществлением реабилитационного процесса пожилого человека и инвалида в стационарном учреждении могут быть рассмотрены как способы взаимодействия с условиями среды, которые не удовлетворяют человека (рисунок 2).
Рисунок
2 – Зависимость
Также
необходимо отметить взаимосвязь проблемы
депривации у пожилых и инвалидов
и условий стационарного
Дома для пожилых создаются с благой целью – для поддержания независимости пожилых людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой, для проведения реабилитационных мероприятий, восстановления потенциала человека. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности и порой не соответствуют ожиданиям клиентов и не в полной мере удовлетворяют качеством их предоставления, воспринимаются пожилыми людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции пожилого человека: изоляция проживающих от общества, социальная депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей), малоуспешные результаты социальной реабилитации, большое количество смертей среди пожилых и инвалидов и т.д. Во многих стационарных учреждениях просто нет технических принадлежностей для осуществления реабилитационного процесса, квалифицированного персонала.
Создается так называемый «госпитализм», явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации [17, 70]. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной выражается в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно-ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, недовольство обслуживанием, ущемление прав, смерть).
Реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов должна основываться на оценке их социальных и психологических особенностей, а также связана с условиями проживания клиентов в стационарных учреждениях. Сущность этих особенностей, как убедительно доказывает в своем исследовании О. В. Краснова, состоит и в том, что пожилые люди, особенно старческого возраста акцентированы на внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды [21, 34]. Для многих пожилых людей, особенно старческого возраста, свойственно самоуничижение, самообвинения в том, что они виноваты в своем бедственном положении, нахождении в стационарном учреждении. Как правило, в том числе и по этой причине, среди них наблюдается затруднение социальных контактов, что приводит к усугублению социальной изоляции.
По мнению С. Г. Максимова и Л. Г. Полехиной, «стресс-возраст-синдром» – интегральный фактор, влияющий на социальную реабилитацию пожилых людей является результатом взаимодействия их биологических, психологических и социальных особенностей. Взаимное влияние условий стационарного учреждения и «стресс-возраст-синдрома» может приводить к глубоким нарушениям социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов. Условия стационарных учреждений являются важными факторами и условиями реабилитации при оптимизации социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов. Отмечается репрезентативная динамика изменений социально-психологической реабилитации этих лиц в зависимости от длительности проживания в условиях стационарного учреждения социального обеспечения. Выявлены кризисные периоды адаптации (у мужчин на 1 и 3 год проживания; у женщин на 1 и 5 год) [60, 19].
Опираясь на точки зрения различных ученых, можно сделать вывод, что социальные услуги пожилым людям и инвалидам, в том числе и социально-реабилитационные, рассматриваются в контексте их предоставления в стационарных учреждениях, как неотъемлемая часть социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Следовательно, государственная деятельность в области социальных услуг, должна быть ориентирована на профилактику различных социальных рисков, актуальных для той или иной страны, а также на компенсацию последствий свершения этих рисков. Существенная роль в компенсации для пожилых людей и инвалидов должна отводиться созданию должных комфортных условий для долгосрочного проживания этих людей и оказания различных услуг, которые необходимы именно данным категориям населения.
Выделяют
несколько категорий причин, по которым
пожилые люди и инвалиды попадают
в стационарные учреждения социального
обслуживания. Попытаемся их систематизировать
и выделить самые основные и актуальные
(таблица 2).
Таблица 2 – Причины попадания пожилых людей и инвалидов в стационарные учреждения
Основные причины |
Состояние здоровья |
Конфликтная ситуация в семье |
Желание сохранить независимость от ближайшего родственного окружения. |
Персонал стационарных учреждений должен оказывать необходимую помощь проживающим и создавать необходимые условия в учреждениях с учетом этих причин.
Перед пожилым человеком или инвалидом при помещении в стационарное учреждение встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня – все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переездом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей.
Необходимость
подчинить свои жизненные интересы
и поведение новым условиям и
распорядку работы учреждения, иногда
невнимательное или излишне
Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах желательно создать условия для хранения некоторых продуктов (фруктов, кондитерских изделий и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь свои полки с книгами. Это поможет избежать ощущения резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
Для успешности и эффективности процессов помощи в целом и, в частности, социальной реабилитации в стационарных учреждениях, необходимо учитывать потребности и нужды каждого проживающего.