Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:42, дипломная работа

Описание работы

Изучение особенностей и проблем социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия и выработка практических рекомендаций по повышению качества проводимой социально-реабилитационной работы.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения
1.1 Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения: понятие, виды, специфика
1.2 Условия стационарных учреждений системы социальной защиты населения как факторы, влияющие на социальную реабилитацию лиц пожилого возраста и инвалидов
2 Практика социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики
2.1 Стационарные учреждения системы социальной защиты населения как субъекты социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в Республике Мордовия
2.2 Основные направления совершенствования социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики Мордовия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (обязательное) Программа социологического исследования: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия
Приложение Б (обязательное) Бланк интервью: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия»

Файлы: 1 файл

Диплом Мишунина.docx

— 173.15 Кб (Скачать файл)

     Во  время пребывания в стационарном учреждении лица пожилого возраста и инвалиды нуждаются в постоянном общении не только между собой, им необходим приток информации «извне» со стороны «здорового» окружения, обслуживающего персонала. Обеспечение этими потребностями осуществляет следующая составляющая социальной реабилитации – коммуникативная реабилитация.

     Очень важно, чтобы все, кто работает с лицами пожилого и старческого возраста, знали об особенностях старения, о возрастных особенностях психики и течения соматических заболеваний, владели принципами психотерапевтической тактики, знали основы деонтологии [35, 17].

     Основными принципами социальной  реабилитации пожилых людей и инвалидов, проживающих  в стационарных учреждениях  является: преемственность, этапность, индивидуальный подход, комплексность проводимых мероприятий (рисунок 1).

     

       

       

     Рисунок 1 – Принципы реабилитации пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях 

     Работники стационарных учреждений также учитывают принципы, базирующиеся на исследовании качества предоставляемых услуг, что дает возможность участия пожилых людей в своем социальном обслуживании и реабилитации.

     Принцип активности, фокусирующий внимание на позитивных качествах и компетентности старых людей, а не только на их инвалидности и формах возрастной дискриминации.

     Принцип приспособления, который фокусируется на утверждении способностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности.

     Принцип независимости, направленный на удовлетворение потребностей пожилых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над своей жизнью [18].

       Основной стратегической задачей  социальной  реабилитации   пожилых   людей и инвалидов в стационарных  учреждениях следует считать  сохранение и улучшение качества  их жизни.  Реабилитация в стационарных учреждениях  данной категории населения использует определенные направления работы:

       1 профилактические;

       2 реабилитационные;

       3 психотерапевтические;

       4 социальное  обслуживание.

     Таким образом, социальная реабилитация пожилых и инвалидов в стационарных учреждениях – сложный процесс, имеющий свою специфику и особенности. Будучи одной из общих технологий  социальной  работы, она направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и  социального  статуса пожилого человека и инвалида, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, при попадании индивида в новые условия стационара. Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей человека к социальному функционированию. Это и социально-медицинская реабилитация, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-трудовая,  социокультурная и многие другие. Поэтому можно говорить, что понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, выражающим итоговое качество форм и направлений.

     Очень важно соблюдение основных принципов  и этапов этого процесса. Социальную реабилитацию пожилых людей и  инвалидов  в стационарных учреждениях должны осуществлять специалисты различных специальностей: социальные работники, медицинские работники, психологи, реабилитологи, с учетом того, что это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных на восстановление самого пожилого человека и инвалида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Условия стационарных  учреждений системы  социальной защиты  населения как  факторы, влияющие  на социальную  реабилитацию лиц  пожилого возраста  и инвалидов

     Современная тенденция развития стационарных учреждений социального обслуживания такова, что  социальные аспекты (умение клиентов социализироваться в новом для него пространстве, решение задач социальной реабилитации клиентов) приобретают особую значимость. В первую очередь это связано с тем, что значительно возросли требования к условиям и качеству  жизни   пожилых людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

     Процесс социальной реабилитации в стационарных учреждениях существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

     Катастрофическая картина симптомов развивается на первом году жизни у людей, которые попадают в специализированные учреждения. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших  людей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, антисоциальные наклонности.

     Условия стационарных учреждений являются важными  факторами успешности реабилитационного  процесса лиц пожилого возраста и  инвалидов.

     Согласно  «теории поля», разработанной в 1922 году немецким психологом Куртом Цадеком Левиным, человек с одной стороны, отделен от окружающей его среды, а с другой стороны – неразрывно с ней связан. Поведение человека зависит от общего состояния той среды, в которой он находится.

       Таким образом, индивид находится в двойственном поле, с одной стороны – это его личное, индивидуальное пространство, или «поле», а с другой стороны, это окружающая его на данный момент действительность. Состояние этой действительности и определяет поведение и потребности человека. Оно является своего рода «раздражителем» и предоставляют различные возможности для действия. Гештальт-терапия полагает, что человек не существует без окружающей среды, он все время с ней взаимодействует, и это взаимодействие протекает в поле организм-среда, на границе организма и среды, где и появляется контакт [25, 90].

     Человек и среда представляют собой «поле». Поле – это не «человек» «среда». В поле все элементы взаимосвязаны друг с другом. Поле – это «человек» + «среда» + «все возможные взаимоотношения» в этой системе, т.е. целостность больше суммы составляющих ее частей.

     Таким образом, не имеет смысла рассматривать  человека отдельно от его окружения, как и рассматривать разные психические  феномены человека отдельно друг от друга. Нет человека «просто так». Нельзя рассматривать человека в отрыве от его среды, работы, семьи, его увлечений и т.д. [26; 252-253]. Проблемы с осуществлением реабилитационного процесса пожилого человека и инвалида в стационарном учреждении могут быть рассмотрены как способы взаимодействия с условиями среды, которые не удовлетворяют человека (рисунок 2).

       

     

     

       

     

     Рисунок 2 – Зависимость реабилитационного  процесса от условий окружающей среды  согласно «теории поля»  К. Левина

     Также необходимо отметить взаимосвязь проблемы депривации у пожилых и инвалидов  и условий стационарного учреждения, в котором они находятся. Слово  «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de в английском слове передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. рressare  – «пресс», «давить» и англ. depression – «депрессия», «подавление») [3, 5]. Научно доказано, что по мере увеличения времени пребывания в условиях  депривации  появляются такие признаки как заторможенность, депрессия, апатия.

     Дома  для пожилых создаются с благой целью – для поддержания независимости  пожилых  людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой, для проведения реабилитационных мероприятий, восстановления потенциала человека. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности и порой не соответствуют ожиданиям клиентов и не в полной мере удовлетворяют качеством их предоставления, воспринимаются  пожилыми  людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции  пожилого  человека: изоляция проживающих от общества, социальная  депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей), малоуспешные результаты социальной реабилитации, большое количество смертей среди пожилых и инвалидов и т.д. Во многих стационарных учреждениях просто нет технических принадлежностей для осуществления реабилитационного процесса, квалифицированного персонала.

     Создается так называемый «госпитализм», явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации [17, 70]. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной выражается в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно-ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, недовольство обслуживанием, ущемление прав, смерть).

     Реабилитация  лиц  пожилого  возраста и инвалидов должна основываться на оценке их социальных и психологических особенностей, а также связана с условиями проживания клиентов в стационарных учреждениях. Сущность этих особенностей, как убедительно доказывает в своем исследовании О. В. Краснова, состоит и в том, что  пожилые  люди, особенно старческого возраста акцентированы на  внутренние переживания, неадекватное эмоциональное реагирование на ситуации социальной среды [21, 34]. Для многих  пожилых  людей, особенно старческого возраста, свойственно самоуничижение, самообвинения в том, что они виноваты в своем бедственном положении, нахождении в стационарном учреждении. Как правило, в том числе и по этой причине, среди них наблюдается затруднение социальных контактов, что приводит к усугублению социальной изоляции.

     По  мнению С. Г. Максимова и Л. Г. Полехиной, «стресс-возраст-синдром»  – интегральный фактор, влияющий на социальную реабилитацию пожилых людей является результатом взаимодействия их биологических,  психологических  и социальных особенностей. Взаимное влияние условий стационарного учреждения и «стресс-возраст-синдрома» может приводить к глубоким нарушениям социальной реабилитации  пожилых  людей и инвалидов. Условия стационарных учреждений являются важными факторами и условиями реабилитации при оптимизации социальной защиты лиц  пожилого  возраста и инвалидов. Отмечается репрезентативная динамика изменений социально-психологической реабилитации этих лиц в зависимости от длительности проживания в условиях стационарного учреждения социального обеспечения. Выявлены кризисные периоды адаптации (у мужчин на 1 и 3 год проживания; у женщин на 1 и 5 год) [60, 19].

     Опираясь  на точки зрения различных ученых, можно сделать вывод, что социальные услуги пожилым людям  и инвалидам, в том числе и социально-реабилитационные, рассматриваются в контексте их предоставления в стационарных учреждениях, как неотъемлемая часть социальной защиты пожилых людей и инвалидов. Следовательно, государственная деятельность в области социальных услуг, должна быть ориентирована на  профилактику различных социальных рисков, актуальных для той или иной страны, а также на  компенсацию последствий свершения этих рисков. Существенная роль в компенсации для пожилых людей и инвалидов должна отводиться созданию должных комфортных условий для долгосрочного проживания этих людей и оказания различных услуг, которые необходимы именно данным категориям населения.

     Выделяют  несколько категорий причин, по которым  пожилые люди и инвалиды попадают в стационарные учреждения социального  обслуживания. Попытаемся их систематизировать и выделить самые основные и актуальные (таблица 2). 

Таблица 2 – Причины попадания пожилых людей и инвалидов в стационарные учреждения

Основные  причины
Состояние здоровья
Конфликтная ситуация в семье
Желание сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.

 

     Персонал стационарных учреждений должен оказывать необходимую помощь проживающим и создавать необходимые условия в учреждениях с учетом этих причин.

       Перед пожилым человеком или инвалидом при помещении в стационарное учреждение встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня – все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3 недели пребывания в доме-интернате, связанные с переездом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей.

     Необходимость подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и  распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или излишне покровительственное  отношение персонала ухудшают и  без того неустойчивое состояние  пожилого  человека [13, 80].

     Вопросы подготовки  пожилого  человека к  поступлению в учреждения социального  профиля, его информирование об образе  жизни  в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального  обеспечения. Необходимо поддержать у  пожилого  человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую  свободу в таких действиях, как  выбор соседа по комнате, столу, вправе перевезти в дом-интернат часть  любимых вещей и мебели. Проживающим  в домах-интернатах желательно создать  условия для хранения некоторых  продуктов (фруктов, кондитерских изделий  и т.п.) для приготовления чая, предоставить возможность иметь  свои полки с книгами. Это поможет  избежать ощущения резкой перемены  жизни  и потери самостоятельности.

     Для успешности и эффективности процессов  помощи в целом и, в частности, социальной  реабилитации в стационарных учреждениях, необходимо учитывать  потребности и нужды каждого  проживающего.

Информация о работе Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия