Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:42, дипломная работа
Изучение особенностей и проблем социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения Республики Мордовия и выработка практических рекомендаций по повышению качества проводимой социально-реабилитационной работы.
Введение
1 Теоретические основы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения
1.1 Социальная реабилитация лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения: понятие, виды, специфика
1.2 Условия стационарных учреждений системы социальной защиты населения как факторы, влияющие на социальную реабилитацию лиц пожилого возраста и инвалидов
2 Практика социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики
2.1 Стационарные учреждения системы социальной защиты населения как субъекты социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в Республике Мордовия
2.2 Основные направления совершенствования социально-реабилитационной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Республики Мордовия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А (обязательное) Программа социологического исследования: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия
Приложение Б (обязательное) Бланк интервью: «Проблемы социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты Республики Мордовия»
Поступление в такое учреждение ведет к резкому изменению привычных способов жизни, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых и психических заболеваний, а также смертельных исходов [35, 16].
Пожилые люди испытывают чувство тоски, тревоги. Одни из них малословны, уединяются, другие напротив неусидчивы, обращаются за разъяснениями к окружающим, ищут сочувствия и поддержки. Содержанием их переживаний являются чувство сожаления о своем решении поступить в учреждение, ощущение безвозвратной потери прежних знакомств. Нередко эти состояния сопровождаются нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью, слезливостью. В других случаях возможны реакции, когда пожилые люди и инвалиды, поступившие в учреждение, выражают недовольство, бурный протест, негативное отношение к условиям проживания в учреждении.
Предупреждение болезненных реакций, обусловленных помещением пожилого или инвалида на стационарное обслуживание – одна из задач, которая стоит перед работниками учреждения [35, 16].
Социально -психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса, свойственного человеку с ограниченными возможностями, укрепление активной, деятельной личностной позиции. К основным мероприятиям здесь можно отнести первичные беседы специалистов учреждения с только что поступившим клиентом, консультирование по интересующим вопросам, помощь в преодолении депрессивного состояния человека, если у него такое имеется.
В работе с лицами пожилого возраста и инвалидами в стационарном учреждении можно выделить три основных этапа, которые подразумевают определенную технологичность в работе.
На первом этапе актуальна роль специалиста по социальной работе, который осуществляет разъяснение целей и задач учреждения, знакомит с распорядком дня, расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами приема администрации [13, 90]. Это происходит в первые дни нахождения человека в стационарном учреждении. Специалист по социальной работе использует разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуговых мероприятиях, возможно в форме стендов, альбомов, все это помогает снизить неуверенность, тревожность клиента [12, 86]. В этот период важно установить причину поступления на стационарное обслуживание. Возможна конфликтная ситуация в семье, что осложняет эмоционально-психологическую адаптацию клиента и потребует активного вмешательства специалистов в адаптивный процесс. Необходимо подробнее ознакомиться с характериологическими особенностями пожилого человека, изучить его жизненный путь, выявить его привычки и наклонности, что поможет более адекватно поселить пожилого человека, подобрать ему соседа [35, 16].
Для
получения информации об общественной
жизни в помещениях приемно-карантинного
отделения обязательно
Второй этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Наиболее трудные для пожилых людей первые 3-4 недели пребывания в учреждении. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям, поиск нового жизненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомыми лицами, строгая регламентация распорядка дня.
Все эти обстоятельства ведут к возникновению кризиса. В этот период часто возникают простудные заболевания, обострения хронической патологии. Для комфорта пожилого человека важным является его удачное «поселение», т.е. размещение в отделении. При переводе пожилого человека в жилую комнату нередко возникают сложности совместного проживания с соседями. Клиенты должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду, которая формируется в нашем центре совместными усилиями медицинских работников, специалиста по социальной работе, психолога. Вновь поступивший пожилой клиент становится объектом повышенного внимания всех сотрудников, которые помогут ему найти свое место в коллективе и ослабят негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа.
Третий более длительный этап – проживание пожилого человека в стационарном социальном учреждении первые 6 месяцев. Для лиц пожилого возраста, находящихся в стационарных учреждениях, чрезвычайно важно сохранение и поддержание активного образа жизни, что будет способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям. При организации занятости пожилых необходимо сместить акценты с малоподвижного образа жизни, рекомендовать терапию движением, использование методов лечебной физкультуры, активного досуга.
Данный этап представляет широкое поле деятельности для психолога и специалиста по социальной работе. Для формирования положительного эмоционального настроя используются все проводящиеся в учреждении групповые занятия и мероприятия [35, 17].
По мнению Е. И. Холостовой и Н. Ф. Дементьевой, одним из обстоятельств, объясняющих специфику и своеобразие реабилитации пожилых людей и инвалидов в условиях стационара, является характеристика людей старшего возраста, находящихся в домах-интернатах:
- преобладание граждан преклонного возраста (56,7 %);
-тяжелое состояние здоровья (в среднем 7 болезней на 1 проживающего);
- ограниченная способность к самообслуживанию;
- ограниченная способность к передвижению (лица, неспособные к передвижению, составляют 44,6 % контингента домов-интернатов);
- изменения психики, проявляющиеся в нарушениях памяти, расстройствах внимания, замедленном темпе мыслительных процессов, нарушениях моторики;
- изменения личности, характерные для преклонного возраста: повышенная внушаемость, чёрствость и эмоциональная «сухость», обидчивость, эгоцентризм [55, 189].
Другим обстоятельством, обуславливающим особенности социальной реабилитации пожилых граждан в домах-интернатах, является характеристика среды, условий проживания. Средовая ситуация в этих учреждениях характеризуется признаками, составляющими понятие «госпитализм»:
1 монотонный образ жизни;
2 ограниченность связей с внешним миром;
3 бедность впечатлений;
4 скученность, недостаток жизненного пространства;
5 ограниченные возможности занятости;
6 зависимость от персонала;
7 недостаток бытового комфорта;
8 регламентированность деятельности учреждения [55, 160].
Многолетнее воздействие этой средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности проживающих в стационаре людей.
Социально-
Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и т.д.
Целесообразность
участия пожилых людей в
-
трудовая деятельность
- трудовая деятельность, связанная непосредственно с движением, оказывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-двигательного аппарата;
- трудовая деятельность является средством активного образа жизни в пожилом возрасте [4, 39].
Важно, чтобы этот труд был не только необременительным, но и полезным для здоровья пожилых людей, только тогда трудовая занятость будет иметь реабилитационный характер.
При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием среди проживающих в стационаре можно выделить пять групп.
Первая группа представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц рекомендованы виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям.
При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, что будет способствовать эмоциональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната.
Вторая группа образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима, и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и совместное проведение досуга.
Третью группу составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от общественно-полезного труда и сосредоточена на поддержании и сохранении своего здоровья. В целях активизации образа жизни этих лиц рекомендуется проведение активных лечебных мероприятий (дозированные прогулки, лечебная гимнастика и т. д.). Им поручается уход за цветами, рукоделие, изготовление легких деталей в лечебно-трудовых мастерских.
Четвертая группа представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправленной деятельности. Эпизодически осуществляемая деятельность по самообслуживанию основана на удовлетворении их витальных потребностей. Круг общения сужен. В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активизирующих мероприятий. Необходимы организация медицинского ухода и поддержание навыков самообслуживания.
Пятая группа состоит из лиц, ослабленных физически, пребывающих на постельном режиме и нуждающихся в постороннем уходе. Все мероприятия по отношению к этой группе сводятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.
Успех социальной реабилитации пожилых людей в домах-интернатах в определённой степени связан с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием [8, 16].
Технические средства и оборудование в домах-интернатах используются в двух направлениях:
1 для защиты самих пользователей с целью реабилитации и восстановления (компенсации) функций и относительно независимого существования;
2 для бытового обслуживания и медицинского ухода.
Первая группа средств, имеющих реабилитационное назначение, включает:
- специальные устройства, которые направлены на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;
- cредства, облегчающие передвижение;
- средства, способствующие участию в трудовой деятельности;
- приспособления, используемые для общения;
- средства, обеспечивающие проведение досуга.
С целью создания в стационарных учреждениях физически действенной среды, способствующей социально-реабилитационным целям в отношении пожилых и старых людей, необходимо более полное оснащение реабилитационным оборудованием кабинетов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, а также создание помещений для активного досуга [9, 13].
Профессор
Л. Топчий придерживается того мнения,
что в стационарах, не располагающих
современной материально-
Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация, так как она удовлетворяет блокированную у инвалидов и пожилых людей потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, услуг психолога, в доступных видах творчества, общении, получении юридических услуг.