Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:11, реферат
Цель моей работы заключается в ответе на вопрос: «Действительно ли членам семей военнослужащих необходима государственная поддержка и социальная защита, и если она нужна, то предоставляется ли она в той степени, в которой должна обеспечиваться?» Задачами моей дипломной работы является определение понятия государственной пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, ее места в системе права социального обеспечения, определение категории военнослужащих и лиц, приравненных к ним, раскрытие исторического аспекта данной пенсии. Также должны быть определены основания приобретения права на пенсию и порядок определения ее размера.
введение………………………………………………………….……………….3
Глава 1. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1. Социальная защита населения в годы войны …………………………...7
1.2 Основные государственные льготы, гарантии и компенсации для членов семей погибших военнослужащих …………………………………………...15
1.3 Назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших военнослужащих…………………………………………………...33
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ЧЛЕНАМ СЕМЕЙ ПОГИБШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
2.1 Порядок работы органов социальной защиты населения области по назначению членам семей погибших (умерших) военнослужащих и компенсационных выплат……………………………………………………….57
2.2 Реализация на территории Челябинской области постановления Правительства РФ № 75…………………………………………………………67
Заключение………………………………...………………..............................75
Список источников ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………………...78
Приложения………………………………………………...............................84
Следовательно, к двум вышеуказанным условиям дифференциации добавляется еще одно, при наличии которого семье умершего кормильца может быть назначена только социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[6, c.60]
Принципиальное отличие
Одним из основных условий социальной защиты военнослужащих и их семей является пенсионное обеспечение. Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определены общие условия пенсионного обеспечения, которые распространяются на всех граждан Российской Федерации, в том числе и на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». На условиях данного Закона пенсии выплачиваются также лицам, проходящим службу в органах прокуратуры и таможенных органах.[39, c.15]
В настоящее время в Российской Федерации продолжается пенсионная реформа. Многие аспекты напрямую затрагивают интересы уволенных военнослужащих и членов их семей. В связи с этим в органы законодательной и исполнительной власти поступают массовые обращения и жалобы уволенных военнослужащих и членов их семей о предоставлении им равных с другими гражданами прав на пенсионное обеспечение, а также предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Это связано, прежде всего, с тем, что действующая ранее пенсионная система, основанная на государственной собственности, позволяла в рамках пенсионного законодательства решать вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе уволенных военнослужащих и членов их семей. Учитывая, что пенсия указанным лицам исчислялась из среднемесячного заработка и зависела от общего трудового стажа, в который женам военнослужащих засчитывалось время их совместного проживания с супругами в местностях, где они не могли устроиться на работу, уволенные военнослужащие и супруги военнослужащих при выходе на пенсию по старости имели равные права с остальными гражданами.
С учетом этого уволенные военнослужащие и члены их семей в любой момент могли реализовать предоставленное им законодательством право на выбор пенсии. В результате изменений пенсионного законодательства жены военнослужащих, которые проживали вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах, где они не могли работать и соответственно уплачивать страховые взносы, в настоящее время в случае смерти мужа-военнослужащего не могут реализовать свое право на получение трудовой пенсии наравне с остальными гражданами и вынуждены обращаться за пенсией по случаю потери кормильца, которая, к сожалению, ввиду низких окладов денежного содержания военнослужащих во многих случаях не достигает среднего размера пенсий в Российской Федерации.[29, c.92]
Особенно в тяжелом положении оказались жены и дети военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по контракту на должностях солдат, сержантов, старшин и прапорщиков, а в некоторых случаях даже младших офицеров, поскольку размеры их пенсий по случаю потери кормильца ниже, чем у членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву.
Само наименование «пенсия по случаю потери кормильца» указывает на основное условие, определяющее право на этот вид пенсии, – это факт утраты кормильца. При этом кормилец должен быть либо военнослужащим, либо пенсионером из числа военнослужащих.
Однако следует иметь в виду, что членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, пенсия по случаю потери кормильца назначается по нормам, установленным Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а членам семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, – Законом Российской Федерации от 12 февраля 1992 г. № 4468-1.
Статьей 28 указанного Закона
предусмотрено, что пенсия по
случаю потери кормильца
При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. То есть, члены семьи военнослужащего могут приобрести право на пенсию по случаю потери кормильца, если военнослужащий умер:– в период прохождения военной службы;– не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы;– независимо от срока увольнения, если смерть бывшего военнослужащего наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Причинную связь смерти военнослужащего должна определять военно-врачебная комиссия. При этом в некоторых случаях, например, если военнослужащий погиб в автокатастрофе, причинная связь его смерти с военной службой определяется по результатам расследования (судебного решения, прокурорской проверки). Во всех случаях причина смерти военнослужащего указывается в приказе командира об исключении погибшего военнослужащего из списков личного состава. При этом, для определения размера и права на пенсию по случаю потери кормильца одного приказа командира части недостаточно, поскольку в нем причинная связь смерти военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы указывается в соответствии со статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», применять который для назначения указанной пенсии оснований не имеется. Установленная причинно-следственная связь в соответствии с указанной статьей применяется при определении права военнослужащих и членов их семей на выплату страховых сумм.
Причинно-следственная связь смерти
с военной службой для
Семья пенсионера из числа военнослужащих, умершего вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, пользуется правом на пенсию по случаю потери кормильца и в том случае, если кормилец умер по истечении пяти лет со дня прекращения выплаты ему пенсии. В этом случае кормилец рассматривается как бывший военнослужащий, смерть которого связана с прохождением военной службы и для назначения пенсии семье которого срок, прошедший со дня увольнения его с военной службы, не имеет значения.
Причинную связь смерти пенсионера должны определять учреждения медико-социальной экспертизы. Вместе с тем члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего (военного пенсионера) могут претендовать на пенсию по случаю потери кормильца, если они сами отвечают следующим требованиям.[14, c.3173]
Во-первых, право на указанную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих либо пенсионеров из числа военнослужащих.
Во-вторых, они должны быть признаны состоящими на иждивении военнослужащего или пенсионера из числа военнослужащих перед его смертью.
Члены семей умершего военнослужащего или пенсионера из числа военнослужащих считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Факт нахождения на иждивении при
отсутствии подтверждающих документов
может устанавливаться в
Члены семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на пенсию по случаю потери кормильца умершего.
При этом независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается:
– нетрудоспособным детям;
– нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию;
– нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, во время их пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг. Матерям и женам указанных лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается на льготных условиях по достижении ими 50-летнего возраста, а отцам и мужьям – с 55-летнего возраста.[7, c.5]
По действующему законодательству нетрудоспособными членами семьи, пользующимися правом на пенсию по случаю потери кормильца, считаются:
– дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), – до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Учащиеся дети военнослужащих, умерших вследствие лучевой болезни, иного вызванного воздействием радиации заболевания или увечья (травмы), которые связаны с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, с участием в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением, работах с ядерными установками и радиоактивными веществами, а также учащиеся дети умерших пенсионеров из числа военнослужащих, являющихся инвалидами вследствие указанных причин (независимо от причины смерти пенсионера), – до достижения ими 25-летнего возраста.
Право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми имеют усыновленные, а также пасынки и падчерицы. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей.[7, c.7]
К сожалению, этим правом на пенсию по
случаю потери кормильца стали
То есть они вначале, например, получают специальность повара, а затем – токаря, слесаря, продавца и так далее, пока им не исполнится 23 года. Практически всегда в этом случае представляются фиктивные документы.
Несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, пасынки, падчерицы, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право и при усыновлении их другими гражданами;
– отец, мать и супруг (жена, муж), если
они достигли престарелого возраста
(мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет),
либо являются инвалидами. Усыновители
имеют право на пенсию по случаю
потери кормильца наравне с
Информация о работе Социальная защита членов семей военнослужащих,потерявших кормильца