Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.
Введение
1. История становления социальной защиты инвалидов
1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов
2. Правовое положение инвалидов в РФ
2.1 Порядок установления инвалидности
2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов
3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
Список литературы
Центр по специфике работы является научно-исследовательским учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует в каждом отдельном случае, и в деятельности специалистов в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится просто формальной.
Обобщенные данные свидетельствуют о преобладании мальчиков по сравнению с девочками (приложение 2, диаграмма 2).
Характерные для мальчиков формы эмоционального реагирования и социального взаимодействия, жизненные и профессиональные ценности этой значительной части выборки являются отправными точками в анализе запросов, проблем и ожиданий рассматриваемой категории.
Разбивка по возрасту детей с ограниченными возможностями представлена неравномерно. Примерно половина всей совокупности составляют дети в возрасте от 8 до 14 лет. Дети раннего возраста составляют менее 10% (от рождения до 3-х лет), это говорит о проблеме раннего выявления отклонений в развитии детей. И как следствие этого отсутствие системы помощи, детям в раннем возрасте.
Диаграмма возрастного состава
детей с ограниченными
Анализ статистических результатов показал, что по составу семьи обследуемых детей-инвалидов, более чем в половине процентов случаев выходцы из неполных семей (приложение 2, диаграмма 2.2).
В рамках общей социальной политики по отношению к этой мало защищенной категории населения интересен вопрос о том, является ли инвалидность причиной распада семьи, либо дети-инвалиды во многом следствие неполных семей? Состав семьи определяет приоритетные направления работы специалиста по социальной работе с семьей.
По характеру заболевания среди обследуемого контингента наиболее представлена категория детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения; врожденными аномалиями (пороки развития), деформациями и хромосомными нарушениями; болезнями нервной системы.
Анализ характера обучения
детей с ограниченными
Общая характеристика детей-инвалидов
города Калуги и описание отдельных
более узких аналитических
Социальная и психологическая
изоляция, связанная с характером
обучения, преобладание нервно-психических
заболеваний, нарушающих адекватные формы
взаимодействия с миром, - все это
формирует особый тип ребенка-инвалида,
требующий избирательных форм и
методов профессионального
Большинство детей с ограниченными возможностями, так или иначе, способны усваивать знания, навыки и новый опыт социального взаимодействия. Это является необходимым условием психологического консультирования, построенного на установлении контакта с клиентом, механизмах самоанализа и рефлексии.
Социологические данные о
детях с ограниченными
Логопедами, дефектологами, психологами службы социальной и психологической помощи, с момента открытия Центра, оказывалась консультативная помощь, специалисты вели индивидуальный прием детей - инвалидов и членов их семей.
Важной составной частью
комплексной реабилитации детей
и подростков с различными видами
отклонений в развитии является логопедическая
реабилитация, которая рассматривается
в контексте создания новых речевых
возможностей, нормализации коммуникативной
деятельности, наращивания социального
потенциала, т.е. повышения возможностей
личности реализоваться в данном
сообществе. В первые годы жизни
любое отклонение в развитии ребенка
сопровождается недоразвитием речи.
Речь является основой формирования
социальных связей ребенка с окружающим
миром, поэтому при отставании в
развитии речи или других нарушениях
речевой функции у ребенка
возникают проблемы, связанные с
вербальной коммуникацией, оказываются
расстроенными объективно существующие
взаимоотношения между
Своеобразие и трудности в овладении родной речью, речевые нарушения, особенности коммуникативной деятельности отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах - и требуют особой системы коррекционного воздействия.
Логопедическая реабилитация
представляет собой сложный комплексный
процесс, направленный прежде всего
на коррекцию и компенсацию
Параллельно с логопедической реабилитацией в службе развивались следующие формы работы:
психологическое консультирование;
психологическая коррекция.
Рождение ослабленного, больного
ребенка, как правило, изменяет уклад
и психологический климат в семье.
Все члены семьи, и особенно мать,
находятся в состоянии
Повышенная чувствительность и тревожность, внутренняя противоречивость, неуверенность в себе родителей неблагоприятно отражаются на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу и педагогу надо лечить и учить не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей.
Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.
Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и
установление контакта с
ребенком, преодоление у него сенсорного
и эмоционального дискомфорта, тревоги,
беспокойства, страхов, а также отрицательных
аффективных форм поведения. Одной
из главных задач является ориентация
на сохранные резервы аффективной
сферы с целью достижения общего
расслабления, снятия патологического
напряжения, уменьшения тревоги и
страхов с одновременным
Службой культуры и творчества была организована социально-культурная реабилитация.
Осуществление социально - культурной реабилитации основывается на учете степени тяжести заболевания и рекомендаций медиков, из которых должны быть ясны:
вид деятельности (художественное,
техническое, прикладное творчество, любительское
собирательство, информационно-образовательные
услуги, социально-культурное проектирование,
физкультурно-оздоровительная
цель конкретного вида деятельности, услуги (приобретение знаний, навыков, умений, развитие интеллектуальных, физических возможностей, творческих способностей, формирование опыта общения и поведения в бытовой, общественной, профессиональной сферах, интеграция, профориентация);
содержание занятия, услуги (пошив куклы, одежды для нее, разучивания роли, выступление в спектакле);
место проведения занятия и численный состав (в центре реабилитации, на дому, индивидуально, в группе детей с ограниченными возможностями в группе со здоровыми детьми);
режим и условия занятия, (периодичность, продолжительность, работа за столом, сидя, стоя, возможность смены положения);
используемые материалы и инструменты (ткань, пряжа, краски, лаки, дерево, иглы, ножницы);
реабилитационная
Целью конкретного предлагаемого ребенку вида деятельности выступает содержательная сторона реабилитационного процесса - приобретение знаний, умений, навыков, дающих возможность ребенку с ограниченными возможностями вести независимый образ жизни. Развитие интеллектуальных, физических возможностей каждому ребенку необходимо для ориентации в пространственных условиях социума, пользования системой общения; развитие творческих способностей для самореализации, удовлетворения жизнью, непримиримости к состоянию беспомощности.
Для решения этих задач была разработана в 1997 году и реализована первая групповая реабилитационная программа Центра "Доброта" - "Программа социальной адаптации детей дошкольного возраста".
Цель программы: развитие
мотивации, психических и личностных
качеств ребенка с
Любая деятельность человека начинается с потребностей, но ее протекание в определенном направлении управляется мотивом. Появление мотива меняет тип поведения. Благодаря мотиву ребенок становится активным.
Итак, в сложном процессе
формирования личности, побуждающим
ее активность и определяющим ее направленность,
ведущую роль играют мотивы. Мотивация
служит побудителем поведения, направляет
его, придает ему личностный смысл
и значимость. Отсюда очевидно, что
в целостном процессе воспитания
и социальной реабилитации личности
ребенка с ограниченными
Формирование потребностно-
Необходимость проведения медико-социальных
мероприятий привело к
Комплексная реабилитация с
ее социальными, медицинскими, психологическими,
педагогическими, профориентационными
элементами, направленная, как на ребенка
с отклонениями в развитии, так
и на его семью, способствует социализации
ребенка и членов проблемной семьи.
Недаром основоположница
Список литературы
1. Буткина Г.А. Некоторые
вопросы затруднения социально-
2. Всемирная декларация
об обеспечении выживания,
3. Всеобщая декларация прав человека (принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948).
4. Декларация о правах
инвалидов, принятая
5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г).
6. Декларация социального прогресса и развития (1969 г).
7. Дементьева Н.Ф., Болтенко
В.В., Доцепко Н.М. и др. "Социальное
обслуживание и адаптация лиц
пожилого возраста в домах-
8. Дементьева Н, Ф., Модестов
А. А, Дома-интернаты: от
9. Дементьева Н.Ф., Устинова
Э. В - Формы и методы медико-