Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

Центр по специфике работы является научно-исследовательским  учреждение, в котором исследовательская  сторона присутствует в каждом отдельном  случае, и в деятельности специалистов в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится просто формальной.

 

Обобщенные данные свидетельствуют  о преобладании мальчиков по сравнению  с девочками (приложение 2, диаграмма 2).

 

Характерные для мальчиков  формы эмоционального реагирования и социального взаимодействия, жизненные  и профессиональные ценности этой значительной части выборки являются отправными точками в анализе запросов, проблем  и ожиданий рассматриваемой категории.

 

Разбивка по возрасту детей  с ограниченными возможностями  представлена неравномерно. Примерно половина всей совокупности составляют дети в возрасте от 8 до 14 лет. Дети раннего  возраста составляют менее 10% (от рождения до 3-х лет), это говорит о проблеме раннего выявления отклонений в развитии детей. И как следствие этого отсутствие системы помощи, детям в раннем возрасте.

 

Диаграмма возрастного состава  детей с ограниченными возможностями  помогает определить основные направления  работы специалистов Центра "Доброта". Диаграмма 2.1 отражает необходимость  организации оздоровительного отдыха детей во время каникул, и организации  дополнительных культурно-досуговых  мероприятий в это время. Исследование подчеркивает необходимость расширения функционирования специалистов в области  профориентации, так как возрастная группа детей старше 15 лет составляет 34,1%.

 

Анализ статистических результатов  показал, что по составу семьи  обследуемых детей-инвалидов, более  чем в половине процентов случаев  выходцы из неполных семей (приложение 2, диаграмма 2.2).

 

В рамках общей социальной политики по отношению к этой мало защищенной категории населения  интересен вопрос о том, является ли инвалидность причиной распада семьи, либо дети-инвалиды во многом следствие  неполных семей? Состав семьи определяет приоритетные направления работы специалиста  по социальной работе с семьей.

 

По характеру заболевания  среди обследуемого контингента  наиболее представлена категория детей  с психическими расстройствами и  расстройствами поведения; врожденными  аномалиями (пороки развития), деформациями и хромосомными нарушениями; болезнями  нервной системы.

 

Анализ характера обучения детей с ограниченными возможностями  в возрастной группе от 8 лет и  старше показал, что 95,4% детей обучается  по той или иной форме, и только 4,6% не обучаются.

 

Общая характеристика детей-инвалидов  города Калуги и описание отдельных  более узких аналитических срезов свидетельствует о неблагоприятных  социальных тенденциях, определяющих жизненные позиции, а также формы  и способы адаптации и интеграции в общество обследуемой группы детей-инвалидов.

 

Социальная и психологическая  изоляция, связанная с характером обучения, преобладание нервно-психических  заболеваний, нарушающих адекватные формы  взаимодействия с миром, - все это  формирует особый тип ребенка-инвалида, требующий избирательных форм и  методов профессионального воздействия, формирования позитивных жизненных  стратегий, построенных на принципах  самореализации и гармонического отношения  с миром и с самим собой.

 

Большинство детей с ограниченными  возможностями, так или иначе, способны усваивать знания, навыки и новый  опыт социального взаимодействия. Это  является необходимым условием психологического консультирования, построенного на установлении контакта с клиентом, механизмах самоанализа  и рефлексии.

 

Социологические данные о  детях с ограниченными возможностями  служат основой для функционирования Центра "Доброта", для составления  плана его дальнейшего развития.

 

Логопедами, дефектологами, психологами службы социальной и  психологической помощи, с момента  открытия Центра, оказывалась консультативная  помощь, специалисты вели индивидуальный прием детей - инвалидов и членов их семей.

 

Важной составной частью комплексной реабилитации детей  и подростков с различными видами отклонений в развитии является логопедическая реабилитация, которая рассматривается  в контексте создания новых речевых  возможностей, нормализации коммуникативной  деятельности, наращивания социального  потенциала, т.е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе. В первые годы жизни  любое отклонение в развитии ребенка  сопровождается недоразвитием речи. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром, поэтому при отставании в  развитии речи или других нарушениях речевой функции у ребенка  возникают проблемы, связанные с  вербальной коммуникацией, оказываются  расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом  и обществом, проявляющиеся в  речевом общении.

 

Своеобразие и трудности  в овладении родной речью, речевые  нарушения, особенности коммуникативной  деятельности отмечаются практически  при всех видах отклонений в развитии детей: при интеллектуальном недоразвитии, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, эмоциональных расстройствах - и требуют особой системы коррекционного воздействия.

 

Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный  процесс, направленный прежде всего  на коррекцию и компенсацию нарушений  речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается  развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с  одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. (24)

 

Параллельно с логопедической реабилитацией в службе развивались  следующие формы работы:

 

психологическое консультирование;

 

психологическая коррекция.

 

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад  и психологический климат в семье. Все члены семьи, и особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса, что приводит к повышенной раздражительности членов семьи, нарушению  взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка. В  такой ситуации чаще всего формируются  неправильные варианты воспитания ребенка, что утяжеляет его состояние, и способствует формированию вторичных невротических расстройств.

 

Повышенная чувствительность и тревожность, внутренняя противоречивость, неуверенность в себе родителей  неблагоприятно отражаются на эмоционально-личностном развитии ребенка. Поэтому врачу, психологу  и педагогу надо лечить и учить  не только ребенка, но и всех членов семьи и прежде всего родителей.

 

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация  внутрисемейных отношений через  принятие родителями адекватных ролевых  позиций по отношению к ребенку  и друг к другу, обучение родителей  навыкам вхождения в контакт  с ребенком и воспитание его в  соответствии с общественными нормами  поведения.

 

Психологическая коррекция  направлена на преодоление негативизма  и

 

установление контакта с  ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных  аффективных форм поведения. Одной  из главных задач является ориентация на сохранные резервы аффективной  сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического  напряжения, уменьшения тревоги и  страхов с одновременным увеличением  произвольной активности ребенка.

 

Службой культуры и творчества была организована социально-культурная реабилитация.

 

Осуществление социально - культурной реабилитации основывается на учете  степени тяжести заболевания  и рекомендаций медиков, из которых  должны быть ясны:

 

вид деятельности (художественное, техническое, прикладное творчество, любительское собирательство, информационно-образовательные  услуги, социально-культурное проектирование, физкультурно-оздоровительная и  спортивная деятельность);

 

цель конкретного вида деятельности, услуги (приобретение знаний, навыков, умений, развитие интеллектуальных, физических возможностей, творческих способностей, формирование опыта общения  и поведения в бытовой, общественной, профессиональной сферах, интеграция, профориентация);

 

содержание занятия, услуги (пошив куклы, одежды для нее, разучивания  роли, выступление в спектакле);

 

место проведения занятия  и численный состав (в центре реабилитации, на дому, индивидуально, в группе детей  с ограниченными возможностями  в группе со здоровыми детьми);

 

режим и условия занятия, (периодичность, продолжительность, работа за столом, сидя, стоя, возможность смены  положения);

 

используемые материалы  и инструменты (ткань, пряжа, краски, лаки, дерево, иглы, ножницы);

 

реабилитационная направленность (развитие речи, моторики, пластики, ориентация в пространстве, повышение социальной активности, регуляция психоэмоциональной сферы).

 

Целью конкретного предлагаемого  ребенку вида деятельности выступает  содержательная сторона реабилитационного  процесса - приобретение знаний, умений, навыков, дающих возможность ребенку  с ограниченными возможностями  вести независимый образ жизни. Развитие интеллектуальных, физических возможностей каждому ребенку необходимо для ориентации в пространственных условиях социума, пользования системой общения; развитие творческих способностей для самореализации, удовлетворения жизнью, непримиримости к состоянию  беспомощности.

 

Для решения этих задач  была разработана в 1997 году и реализована  первая групповая реабилитационная программа Центра "Доброта" - "Программа  социальной адаптации детей дошкольного  возраста".

 

Цель программы: развитие мотивации, психических и личностных качеств ребенка с ограниченными  возможностями дошкольного возраста. Уровень развития психических и личностных качеств обусловлен мерой собственной активности человека.

 

Любая деятельность человека начинается с потребностей, но ее протекание в определенном направлении управляется  мотивом. Появление мотива меняет тип  поведения. Благодаря мотиву ребенок  становится активным.

 

Итак, в сложном процессе формирования личности, побуждающим  ее активность и определяющим ее направленность, ведущую роль играют мотивы. Мотивация  служит побудителем поведения, направляет его, придает ему личностный смысл  и значимость. Отсюда очевидно, что  в целостном процессе воспитания и социальной реабилитации личности ребенка с ограниченными возможностями  формирование потребностно-мотивационной  сферы должно стать главным направлением.

 

Формирование потребностно-мотивационной  сферы у детей с ограниченными  возможностями происходит более  успешно при осуществлении медико-социальных мероприятий.

 

Необходимость проведения медико-социальных мероприятий привело к изменению  в 2000 году структуры Центра "Доброта" (приложение 3, схема 1). В Центре открывается  отделение медико-социальной реабилитации. Открытие отделения медико-социальной реабилитации позволило создать  систему социальной реабилитации, состоящую  из компонентов: медико-социальной, социально-педагогической, социально-психологической и творческой реабилитации.

 

Комплексная реабилитация с  ее социальными, медицинскими, психологическими, педагогическими, профориентационными  элементами, направленная, как на ребенка  с отклонениями в развитии, так  и на его семью, способствует социализации ребенка и членов проблемной семьи. Недаром основоположница семейного  консультирования Вирджиния Сатир  считает, что, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью.

 

Список литературы

 

1. Буткина Г.А. Некоторые  вопросы затруднения социально-психологической  адаптации инвалидов / Дефектология. - 1977. - №6.

 

2. Всемирная декларация  об обеспечении выживания, защиты  и развития детей (1990 г).

 

3. Всеобщая декларация  прав человека (принятая на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН 10 декабря 1948).

 

4. Декларация о правах  инвалидов, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН от 9 декабря 1971г.

 

5. Декларация о правах  умственно отсталых лиц (1971 г).

 

6. Декларация социального  прогресса и развития (1969 г).

 

7. Дементьева Н.Ф., Болтенко  В.В., Доцепко Н.М. и др. "Социальное  обслуживание и адаптация лиц  пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. - М, 2002. (ЦИЭТИН).

 

8. Дементьева Н, Ф., Модестов  А. А, Дома-интернаты: от призрения  к реабилитации. - Красноярск, 2001.

 

9. Дементьева Н.Ф., Устинова  Э. В - Формы и методы медико-социальной  реабилитации нетрудоспособных  граждан. - М., 2000.

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов