Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

министерство сельского  хозяйства (отдел распределения  талонов бесплатной продовольственной  помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах  на продукты питания);

 

комиссия по гражданским  правам;

 

комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве  и др.

 

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации  инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро сотрудничает с другими государственными институтами, занимается мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями  деятельности бюро являются;

 

обеспечение соблюдения гражданских  прав, обучение, трудоустройство, улучшение  жилищных условий, решение проблем  транспортировки инвалидов, их доступ к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских  ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа  содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в  партнерстве".

 

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с  инвалидами через управление по делам  спорта, координирующее параолимпийский  спорт, а также строительство  специально оборудованных спортивно-оздоровительных  центров по всей стране, а также  через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки  и рекреационные зоны.

 

Министерство транспорта занимается вопросами доступности  и безопасности транспортной системы  Канады для инвалидов.

 

Министерство иностранных  дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и  доступную информацию различным  категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными  возможностями, и оказывает им консульские  услуги.

 

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует  о том, что выплата предусмотренных  их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством  реализации ряда программ социальной защиты инвалидов.

 

В США выплата пособий  по инвалидности осуществляется по линии  программы дополнительных пособий  малоимущим (ПДГТМ). Она финансируется  и контролируется федеральным ведомством - администрацией по остальному страхованию. ПДПМ представляет собой программу  помощи, гарантирующую минимальный  уровень доходов нуждающимся  инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом  факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте  дохода снижается размер пособия. В  частности, вводится понятие "существенная зарплата", которая в настоящее  время для большинства инвалидов  определяется в 740 долл. (около 21460 руб), а для потерявших зрение - в 1240 долл. (около 36 тыс. руб) в месяц. Если заработок  превышает данный уровень, это рассматривается  как показатель достаточных возможностей инвалида к труду и способность  самостоятельно обеспечить себя материально.

 

Суммы пособий регулярно  пересматриваются и на январь 2001 года составляли на человека 530 долл. (около 15 тыс. руб.) в месяц, на супружескую  пару - 796 долл. (около 23 тыс. руб.).

 

Для инвалидов-ветеранов  сумма пособий постоянно меняется и в настоящее время колеблется от 101 долл. (для лиц с 10% инвалидности) до 2100 долл. (от 3 до 60 тыс. руб.) в месяц  для ветеранов, признанных полными  инвалидами.

 

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается  возможность получения молодежью  специального или высшего образования, а также учитывается их опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для  работодателей, трудоустраивающих  инвалидов в возрасте до 30 лет, а  также компенсируется стоимость  специального, необходимого для них  оборудования, В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным  организациям и агентствам, созданным  не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, оказывается  помощь в организации и финансировании специальных проектов.

 

Непосредственные организации  инвалидов также могут пользоваться этой программой,

 

Инвалид-студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с канадской программой студенческих - займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долл. (около 90 тыс. руб.) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающего  устройства или оплату услуг помощника).

 

Лица, вносившие в процессе своей трудовой деятельности отчисления в канадский пенсионный фонд и  прекратившие работать по инвалидности, имеют право на получение льготной (до достижения 65 - летнего возраста) пенсии.

 

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится  в ведении органов власти субъектов  канадской федератцвд (провинций). Однако после 1996 года федеральное и провинтщальные правительства провозгласили вопросы  обеспечения инвалидов своим  коллективным приоритетом, и в 1998 году правительство Канады и правительства  провинций и территорий подписали  план "Вместе. Канадский подход к  проблемам инвалидов", в котором  отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая  строится на базе трех идей:

 

1) инвалиды являются полноценными  членами канадского общества;

 

2) инвалиды должны иметь  возможность участвовать во всех  сферах жизни общества;

 

3) необходимо создавать  условия для превращения инвалидов  в максимально независимых членов  общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера  принимаемых в дальнейшем программ  инвалиды становятся их участниками,  а не полностью зависимыми, пассивными  получателями государственных дотаций.

 

Представляет интерес  и правительственная национальная программа Великобритании "Новая  профессия для инвалидов", созданная  в апреле 2000 года Общественной комиссией  по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей  инвалидности, является пособие по нетрудоспособности.

 

С апреля 2000 года действуют  три вида пособий:

 

1. Еженедельные пособия  в течение первых 28 недель с  момента болезни (для инвалидов  и тех, кто не получает пособие  по болезни) в размере 50.90 ф.  ст. (более 2 тыс. руб.);

 

2. Еженедельные пособия  в размере 60.20 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) с 29 по 52 неделю болезни;

 

3. Еженедельные пособия  в размере 67.50 ф. ст. (около 3 тыс. руб.), выплачиваемые после  52 педель болезни.

 

В дополнение к этому базовому пособию различным категориям инвалидов  выплачиваются следующие виды пособий: пособие по пожизненной инвалидности - оно рассчитано на оказание дополнительной материальной помощи гражданам с  тяжелой формой инвалидности старше 65 лет, а также получившим инвалидность в раннем возрасте и не успевшим заработать и скопить себе капитал. Право на получение этого пособия  зависит от степени инвалидности заявителя, необходимости оказания помощи по уходу за ним и назначается, если заявитель нуждается в посторонней  помощи в течение трех месяцев. Та часть пособия, которая предназначена  для оплаты помощи по уходу, зависит  от степени инвалидности и составляет соответственно 53.55, 35.80 и 14.20 ф. ст. (что  равно 2200, 1500, 600 руб.) в неделю. Часть  пособия, предназначенная для оплаты расходов по передвижению, составляет либо 37.40 ф. ст. (более 1500 руб.), либо 14.20 ф. ст. (около 600 руб.) в неделю; пособие по тяжелой инвалидности выплачивается гражданам Великобритании в возрасте 16 - 65 лет по прошествии первых 28 недель инвалидности, не имеющим возможности получать пособие по нетрудоспособности по причине недостаточных вкладов в систему Национального страхования. Пособие не зависит от размера заработной платы, не облагается налогом, составляет 40.80 ф. ст. (более 1,6 тыс. руб.) в неделю и в зависимости от возраста получателя может увеличиваться на сумму до 14 ф. ст. (более 560 руб.); пособие "гарантия дохода по инвалидности" действует с 6 апреля

 

2001 г. для людей с  тяжелой формой инвалидности  в возрасте до 60 лет, которое  зависит от доходов, выплачивается  в виде дополнения к другим  пособиям и составляет 134 ф. ст. (около 5,5 тыс. руб.) в неделю (информация  МИД России от 25 апреля 2001 г).

 

С октября 1999 года введен налоговый  кредит (по сути - пособие) инвалидам, заменивший ранее выплачиваемое пособие  работающим инвалидам, в целях повышения  уровня их доходов. Размер кредита с  апреля 2001 года для одного человека в неделю стал составлять 160 ф. ст. (более 6,5 тыс. руб.) и 246 ф. ст. (более 10,0 тыс. руб.) в неделю для семьи с одним  ребенком.

 

С 2001 года британское правительство  предоставило единовременный фант (денежную ссуду) на работу в размере 100 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к  работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию  и на него тратится не менее 16 часов  в неделю. Заработная плата в таком случае не должна превышать 59.50 ф. ст. (около 2,5 тыс. руб.) в неделю.

 

Пособия за увечья, полученные на производстве, либо производственные болезни зависят от размера доходов. Выплаты за производственные травмы производятся в случае, если с работником случилось несчастье на рабочем  месте и если он выплачивал подоходный налог. Представители свободных  профессий и британские военнослужащие исключаются из этой схемы. К пособиям этой категории относятся: пособие  по инвалидности, полученной в результате производственного увечья; выплачивается  еженедельно в течение 90 дней с  момента увечья. Размер его зависит  от степени инвалидности. При 100 - процентной инвалидности выплачивается 109.30 ф. ст. (около 4,5 тыс. руб.), при 90% - 98,37 ф. ст. (более 4,0 тыс. руб), 80% - 87.44 ф. ст. (более 3,5 тыс. руб), 70% - 76.51 ф. ст. (более 3,1 тыс. руб), 60% - 65.58 ф. ст. (более 2,6 тыс. руб), 50% - 54.65 ф. ст. (более 2,2 тыс. руб), 40% - 43.72 ф. ст. (более 1,7 тыс. руб), 30% - 32.79 ф. ст. (более 1,3 тыс. руб); доплата  к сокращенному заработку (в дополнение к главному пособию по инвалидности, максимальный размер - 43.72 ф. ст., или  около 1,8'тыс. руб); пособие на ребенка (22.25 ф. ст., или более 900 руб);

 

пособие по уходу за инвалидом, если возраст заявителя от 16 до 6^ лет, исключая студентов дневного обучения, зарплата которых не превышает 50 ф. ст. (более 2,0 тыс. руб) в неделю. С  апреля 2001 года еженедельный размер составляет 72 ф. ст. (около 3,0 тыс. руб).

 

Международный опыт организации  социальной защиты граждан свидетельствует  о том, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются  от страховых премий. К тому же, из. государственного бюджета ежегодно выделяется определенная сумма, которая покрывает в среднем до 10% расходов.

 

В Великобритании взносы с  добавлением из бюджета хранятся в национальном Фонде страхования.

 

Расходы в рамках безвзносовых пособий, пособий, подлежащих проверке нуждаемости, и пособий детям  полностью покрываются общей  налоговой системой Великобритании.

 

Согласно законодательству ФРГ, расходы социальной защиты в  основном финансируются от страховых  премий. Основа взноса образуется от зарплаты и трудовых доходов. Доход от взносов  совместно с другим доходом, например от капитала, достаточен для покрытия расходов текущего года. Исключая обязательный резерв, данная система функционирует  по принципу текущего финансирования.

 

В основном взносы платит только работник, поскольку работодатель за внесенную им сумму взносов впоследствии удерживает эту сумму из заработной платы работников. Работодатель оплачивает взносы в счет своих расходов только за рабочих с очень маленьким  доходом и по страховым выплатам за травмы.

 

Кроме доходов от взносов, определенную роль в реализации схем страхования по инвалидности играют и субсидии государства. Все пособия  социальной защиты за пределами схем страхования финансирует также  государство. Источником этого финансирования является общее налогообложение.

 

Изучение опыта социальной защиты инвалидов в передовых  странах Европы, Азии, а также  Канады и США; в которых положение  инвалидов позволяет им максимально  реализовать возможность вести  полноценную жизнь, обладать равными  правами наряду с другими гражданами, представляется полезным для России, находящейся в данном вопросе  на начальном этапе своего развития.

 

Теория и методика социальной работы, часть-1, Москва, 1999, С.139.

 

2. Правовое положение  инвалидов в РФ

 

 

2.1 Порядок установления  инвалидности

 

Отечественный опыт работы с инвалидами в Российской Федерации  опирается на нормативно-правовую базу документов мирового сообщества (учредительные  акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др.), законодательных актов  Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, законов и подзаконных  актов СССР, РСФСР и Российской Федерации.

 

К основополагающим документам мирового сообщества относятся

 

Всемирная декларация прав человека (1948 г). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г). Декларация социального  прогресса и развития (1969 г). Декларация о правах инвалидов (1971 г). Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г). Конвенция о правах ребенка (1989 г., особенно ст.23-27), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и  развития детей (1990 г), Конвенция и  Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г) и  др.

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов