Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

Аналогичные законы приняты  и действуют в других субъектах  Российской Федерации.

 

Государство предусматривает  оказание инвалидам квалифицированной  медицинской помощи бесплатно или  на льготных условиях, а также

 

бесплатное обеспечение  лекарствами и изделиями медицинского назначения. Порядок оказания различных  видов медицинской помощи инвалидам  определен рядом нормативных  актов Правительства Российской Федерации. Однако, в нарушение статьи 13 ФЗ "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" Правительство  РФ длительное время не определяло порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. В силу этого многие были лишены возможности получения специализированной помощи в федеральных медицинских центрах, нарушаются их права на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение.

 

Положительным моментом является то, что с января 2001 года стал определяться порядок финансирования субъектов  Российской Федерации для восстановления выпадающих доходов организациям, предоставляющим  инвалидам льготы.

 

Таким образом, в Калужской  области постановлением Правительства  области от 19.01.2001г. № 19 "О порядке  возмещения организациям расходов, связанных  с предоставлением льгот жителям  Калужской области, предусмотренных  федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации", "О  статусе военнослужащих" определен  порядок возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением  льгот. Несколько лучше стали  отпускаться аптечными организациями  лекарственные средства по рецептам врачей инвалидам нашей области  согласно Перечню жизненно необходимых  лекарственных средств, утвержденного  приказом Минздрава России от 26.01.2000г. № 30 и согласованного с Минфином и Минэкономики России.

 

Но, тем не менее, в большинстве  субъектов Российской Федерации, в  нарушение вышеуказанного Перечня, включающего более 400 позиций международных  непатентованных названий препаратов, ограничивают назначение инвалидам  лекарств на льготных условиях своими территориальными перечнями лекарственных  средств, не включающими наиболее важные позиции. Это происходит, несмотря на то, что субъект Федерации не вправе принимать перечень, не соответствующий федеральному.

 

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов является санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный  комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Однако некоторые всемирно признанные курорты, например, Кавказские Минеральные Воды, формировавшиеся  столетиями, в настоящее время  испытывают серьезные трудности. Здравницы  пустуют из-за событий в Чеченской  республике, высоких цен на пассажирский транспорт, лечение, питание, сокращения льготных (оплаченных предприятиями, профсоюзами) путевок.

 

На сегодняшний день в  целом ситуация в стране по обеспечению  инвалидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная.

 

По информации Министерства здравоохранения и социального  развития РФ, потребность по заявкам  субъектов Федерации в расходах на санаторно-курортное лечение  инвалидов и участников Великой  Отечественной войны в 2001 году составляет 2 млрд. 233,3 млн. рублей, а фактическое  финансирование запланировано в  сумме 995,8 млн. рублей.

 

Одним из конституционных  прав граждан, провозглашенных государством, является право на образование. Федеральным  законом "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" и "Об образовании" за инвалидами закрепляется право на дошкольное и внешкольное  воспитание, получение основного общего и среднего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования.

 

Для практической реализации инвалидами права на образование  в настоящее время в России имеются образовательные учреждения различного уровня, обеспеченные специальными программами, вспомогательными техническими средствами, позволяющими осуществлять совместное обучение здоровых и инвалидов. Однако обеспеченность обычных школ специальными вспомогательными средствами для беспрепятственного доступа  инвалидов, восприятия и усвоения ими  учебного материала, а также психологическая  готовность учащихся и педагогов  к совместному обучению еще недостаточна. По данным Министерства образования  Российской Федерации только в дошкольных образовательных учреждениях общего и компенсирующего типа изолированно от здоровых детей находятся 360,5 тыс. детей-инвалидов и еще 279,1 тыс. детей  в специальных (коррекционных) образовательных  учреждениях.

 

В настоящее время продолжается работа над очередным вариантом  проекта закона "Об образовании  лиц с ограниченными возможностями  здоровья".

 

В системе социальной защиты Российской Федерации есть свои специализированные учреждения, которые дают учащимся среднее профобразование. Это 30 профессиональных училищ и техникумов. По соглашению с Германией открыты два центра в г. Санкт-Петербурге и г. Новокузнецке, где обучение идет на более высоком  качественном уровне.

 

Однако наряду с положительными моментами реформирования системы  профессионального образования  инвалидов необходимо отметить, что  не обеспечивается необходимый объем  финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства  и социально-бытовой адаптации  инвалидов с детства по окончании  ими коррекционных образовательных  учреждений.

 

Неотъемлемым общечеловеческим правом инвалида является право на труд, несмотря на то, что трудоспособность его ограничена Право на труд установлено  и Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О занятости населения в  Российской Федерации", которые направлены на создание инвалидам реальных возможностей для занятия полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривают  конкретные механизмы их реализации. Для осуществления

 

ими этого права необходима четко выраженная государственная  политика содействия занятости инвалидов, обусловленная тем, что положение  инвалидов на рынке труда в  России остается не соответствующим  их потенциальным возможностям, а  их занятость - неоправданно низкой. Работающие инвалиды составляют менее 10% их общей  численности (еще 5-6 лет назад они  составляли 16-18%), занятость среди  инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%. Особенно она низка  для инвалидов I и П групп (8%).

 

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов, является установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  для организаций независимо от организационно-правовых форм квот для трудоустройства данной категории граждан. По информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2000 году в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 тыс. инвалидов. За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости в течение 2000 года обратилось около 86 тыс. человек, оказано содействие в трудоустройстве 42,7 тыс. граждан с ограниченной трудоспособностью.

 

Самым проблемным вопросом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение  их специальными автотранспортными  средствами. По данным Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся  в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек, из которых 80 тыс. инвалидов - в получении автомобиля, 76 тыс. человек - мотоколяски.

 

Ненадлежащее финансирование привело к большой очередности  на спецавтотранспорт в субъектах  Федерации и порождает многочисленные обращения инвалидов в различные  государственные структуры.

 

В нарушение статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не разработан порядок назначения и выплаты  отдельным категориям инвалидов (исключая инвалидов войны) денежных компенсаций  расходов на бензин или другие виды топлива, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и на запасные части.

 

Для инвалидов войны рассматриваемый  порядок Правительством РФ определен. Однако его финансирование оставляет  желать лучшего. По информации Министерства здравоохранения и социального  развития РФ, потребность субъектов  Федерации в расходах на обеспечение  транспортными средствами в 2001 году при потребности расходов на указанные  цели для инвалидов войны составляет 4 млн. 195,5 тыс. руб., а запланировано  выделить 1 млн.247,9 тыс. руб.

 

Одним из важнейших составляющих социальной защиты инвалидов является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение  инвалидов осуществляется по Федеральному закону Российской Федерации "О государственных  пенсиях в Российской Федерации", который содержит для них, по сравнению  с пенсионерами по старости, казалось бы, существенные преимущества. Законом  предусмотрено, что пенсия по инвалидности I и II групп при наличии необходимого стажа, в том числе и инвалидам  с детства, устанавливается в  размере 75% от заработка, из которого она  исчисляется. Для инвалидов в  зависимости от их возраста требуется  стаж значительно меньшей продолжительности, чем для пенсионеров по старости. Последние имеют право на 75% ставки, по общим правилам, при стаже 40 лет  для женщин и 45 лет - для мужчин.

 

Необходимый стаж для инвалидов  определяется по единой шкале, как для  мужчин, так и для женщин. Наибольшая продолжительность такого стажа  составляет 15 лет.

 

Но хотя для инвалидов  установлена высшая норма (75%) расчета, практически она не работает, поскольку  пенсия ограничивается тремя минимумами пенсии по старости, и в результате в процентном отношении фактическая пенсия оказывается не выше 25-30% заработка.

 

Федеральным законом от 21.07.97г. № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен иной способ исчисления пенсий с применением индивидуального  коэффициента пенсионера. Однако новый  порядок существенных изменений  в материальное положение инвалидов  не вносит. Пенсии большинства из них  и сегодня остаются ниже прожиточного минимума, установленного Правительством Российской Федерации.

 

Как следует из информации Министерства здравоохранения и  социального развития Российской Федерации  от 7.03.2001г. и Пенсионного фонда  России от 26.03.2001г. средние размеры  пенсии по инвалидности составляют в  месяц:

 

у инвалидов вследствие общего заболевания - 698 руб.;

 

у инвалидов вследствие трудового  увечья или профзаболевания - 716 руб.;

 

у инвалидов вследствие военной  травмы - 627 руб.;

 

у инвалидов вследствие чернобыльской  катастрофы - 709 руб.;

 

Средний размер пенсии инвалида войны, получающего две пенсии, - 1652 рубля.

 

В рамках реформы пенсионной системы России Президентом Российской Федерации в июне 2001 года приняты  два новых федеральных закона "О трудовых пенсиях" и "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации", в которых  предложены следующие нововведения:

 

пенсию по инвалидности предлагается рассматривать как состоящую  из базовой, страховой и накопительной  частей;

 

такая пенсия может назначаться  инвалидам с полной (100%) или частичной (не менее 50%) утратой трудоспособности (причины инвалидности и время  ее наступления, кроме инвалидности, наступившей вследствие противоправных действий, значения не имеют);

 

обязательным условием ее назначения является наличие трудового  стажа;

 

базовый размер пенсии предлагается установить для инвалидов 1, П, Ш групп, соответственно, 900, 450, 225 руб. (указанный  базовый размер пенсии увеличивается  в зависимости от наличия и  количества лиц, состоящих на иждивении  инвалида);

 

размер базовой части  трудовой пенсии в случае роста цен  на потребительские товары и услуги индексируется в пределах средств, выделенных в федеральном бюджете на соответствующий год на эти цели (коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации);

 

инвалидам (инвалидам с  детства, детям-инвалидам), не имеющим  права на трудовую пенсию, предлагается назначать социальную пенсию в размерах: детям-инвалидам, инвалидам с детства I и П групп, инвалидам I группы - 125% базовой части трудовой пенсии; инвалидам II группы - 100%; инвалидам Ш группы - 85%.

 

Однако в проектах законов  не учтено требование статьи 2 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", согласно которой для обоснования устанавливаемых  минимальных размеров оплаты труда, пенсий, оказания необходимой государственной  социальной помощи малоимущим гражданам  определяется прожиточный минимум.

 

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 09.02.2001г. № 99 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации за IV квартал 2000 г." установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения - 1285 руб. (для трудоспособного населения - 1406 руб., пенсионеров - 962 руб., детей - 1272 руб.).

 

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов