Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.
Введение
1. История становления социальной защиты инвалидов
1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов
2. Правовое положение инвалидов в РФ
2.1 Порядок установления инвалидности
2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов
3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов
3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов
3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"
3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"
Список литературы
Созданный при активнейшей
поддержке администрации
Проблема социальной и профессиональной реабилитации инвалидов в России всем хорошо известна, однако ее наличие пока не повлекло за собой создания на государственном уровне ясной и чёткой программы действий по её решению. Создание Калужского Центра свидетельствует о повышенном внимании к этой проблеме па региональном уровне в нашей области, и внушает надежды на дальнейшее продвижение в вопросах профессиональной реабилитации молодых инвалидов.
Особенность работы Центра заключается в том, что объектами становятся молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, которые несмотря на наличие у них заболеваний, повлекших за собой ограничение жизненных функций, желают и в принципе могут трудиться по той или иной специальности и в будущем самостоятельно обеспечивать для себя достаточный уровень жизни в современном обществе. Основная задача Центра - профессиональная образовательная специализация, дающая на выходе квалифицированного молодого рабочего, владеющего в совершенстве своей, может быть даже не одной профессией и способного трудиться по приобретенной специальности в любых условиях - на производстве, в сфере индивидуального предпринимательства и даже в домашних условиях.
Поэтому те профессии, которые
мы предлагаем сегодня для профессиональной
реабилитации, являются универсальными
в вопросах трудоустройства и
согласованы с областной
Калужский территориальный центр профессиональной реабилитация инвалидов осуществляет свою деятельность на основе ряда законодательных актов Российской Федерации, в их числе одним из основных является федеральный закон "О остальной защите инвалидов в РОССИЙСКОЙ Федерации".
Во исполнение данного
Закона (ст.9) в Центре создана и
функционирует модульная
Модульная структура Центра состоит из следующих блоков:
административного, экономики и финансов, профессионального обучения, социальной реабилитации, детской реабилитации, хозяйственного обеспечения. Штатные нормативы Центра при полном объеме деятельности - 216 единиц, а действующее на сегодняшний день штатное расписание Центра насчитывает 106 сотрудников, которые непосредственно осуществляют реализацию мероприятий по профессиональной ориентации и профреабилитации, обслуживают и обучают 130 учащихся.
Полностью на сегодняшний день выполняют свои функции все блоки, за исключением блока детской реабилитации, создание которого предусмотрено Уставом Центра, Этот блок должен работать с детьми дошкольного и школьного возраста на дому, в семье ребёнка с ограниченными возможностями, обеспечивая обучение таких детей по адаптированным и специализированным программам трудового обучения в форме надомного и базового обучения с целью профориентации и начальной профреабилитации. Работа этого блока должна компенсировать те недостатки школьного надомного обучения, в ходе которого ребенок с ограниченными возможностями лишен реальной возможности заниматься творческим развитием личности, трудовым обучением и общественно полезным трудом. В этой работе планировалось привлечь существующую систему надомного социального обслуживания в районах области к работе с детьми, где Центр выполнял бы функции методического обеспечения и разработки учебных планов и программ, а затем становился бы проводником таких детей по жизни, вплоть до содействия в получении профессионального образования любого уровня и их дальнейшего трудового и социального устройства.
Нет сегодня в нашей стране понимания великой важности такого мониторинга инвалида с его рождения до достижения осознанной самостоятельности - социальной, финансовой, жизненной. Многих детей, как активных членов человеческого сообщества мы теряем только потому, что никто не смог в начале подсказать и помочь семье больного ребенка пути и способы борьбы с болезнью, никто не поддержал его в развитии тех способностей и возможностей, которые в будущем стали бы основой для приобретения того или иного образования, профессии, умений и навыков.
Однако, к сожалению, создание этого блока пока невозможно по финансовым причинам.
Продолжается реализация
мероприятий по социальной и профессиональной
ориентации детей с ограниченными
возможностями по их адаптации к
трудовой деятельности, на что направлена
сейчас деятельность открытого с
сентября 2001 года курса адаптации, который
предоставляет специальную
Особое место в курсе адаптации занимает отделение выбора профессии. Данный проект является результатом выполнения межгосударственной программы, действовавшей в течение 10 лет между Министерством труда и социального развития России и Министерством труда и социальной политики Федеративной республики Германии. Отделение выбора профессии представляет из себя высокотехнологичную и современно оборудованную структуру с квалифицированными кадрами, подготовленными в Германии, позволяющую с высокой степенью достоверности определить профессиональную пригодность человека с ограниченными возможностями к обучению и трудовой деятельности по целому ряду профессий. Самым важным элементом на данном курсе являются занятия, которые предусматривают начальное ознакомление реабилитантов со всеми профессиями Центра, проведение пробных профессиональных тестов и учебных тренировок. В холе занятий мастер производственного обучения может оценить возможности и перспективы каждого из реабилитантов в отношении своей профессии и обоснованно дать заключение на профессиональную пригодность того или иного ребенка. Такое заключение мастера становится, наряду с желаниями и интересами реабилитанта, впоследствии основанием для перехода на основной курс профессиональной реабилитации. Предложение о создании отделения выбора профессии в КТЦПРИ активно поддержано руководством ФСЗН по Калужской области, что, несомненно, позволяет надеяться на успешную работу по данному проекту.
Работа отделения выбора профессии в КТЦПРП базируется на основе опыта работы Центра реабилитации инвалидов "Фольмарштайн" земля Северный Рейн - Вестфалия, который предоставил Центру многочисленные методические материалы.
Профессиональная реабилитация осуществляется в Центре на основе государственных стандартов начального профессионального образования. КТЦПРИ имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по следующим специальностям:
обувщик по ремонту обуви;
заготовщик верха обуви;
слесарь-ремонтник сложной бытовой техники;
слесарь-ремонтник швейного оборудования;
вязальщица трикотажных изделий и полотна;
оператор швейного оборудования (швея);
изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы);
художник (роспись по дереву).
Выпускникам присваиваются
соответствующие разряды и
Среди задач, стоящих перед Центром в деятельности по профессиональному обучению следует назвать не только осуществление образовательных программ для молодёжи но и переобучение и переподготовку лиц с ограниченными возможностями, ранее имевших профессию, а также повышение квалификации работающих инвалидов и переподготовку граждан по направлению центров занятости населения по договорам.
Особое значение Центр должен занять в формируемой государственной службе реабилитации в вопросах практического выполнения индивидуальных программ реабилитации.
В 1997 году в рамках дальнейшего
развития Центра была создана и успешно
работает еще одна структура - учебно-производственная
группа постпрофессионально. И реабилитации
и контрактных работ, в которую
зачисляются выпускники основного
курса профессионального
Итогом работы всех служб
Центра с реабилитантом является
его трудоустройство и
Часть реабилитантов остаются
проживать в учреждениях
Трудоустройство выпускников
могло бы быть значительно лучше
при наличии системы
Центр активно сотрудничает
с областной и городской
Будущее Центра видится и в координации деятельности общественных и государственных предприятий, организаций, фондов в вопросах профессиональной подготовки, социальной, медицинской и трудовой реабилитации молодых инвалидов, консультативной деятельности с оказанием юридической, практической, методической и технической помощи в данных вопросах с тем, чтобы Центр стал действительно средоточием многих проблем, связанных с инвалидностью детей и подростков.
Совершенно необходимым
является дальнейшее развитие блока
социальной реабилитации. Пока специалисты
этого подразделения работают в
основном с учащимися Центра и
обеспечивают проведение культурно - просветительской
работы с учащимися, организацию
общения и досуга реабилитантов,
проведение физкультурно-оздоровительной
работы, спортивно-массовых мероприятий,
создание базы для развития инваспорта
в регионе. В ходе развития учреждения
данный блок должен расширить сферу
приложения своих усилий и распространить
их равно как на учащихся, так
и на тех детей, которые через
год - два, возможно, придут на курс реабилитации.
С этой целью будут использованы
создающиеся во многих муниципальных
образованиях области базы данных,
с помощью которых будут
Имея сегодня в своем
коллективе специалиста по физической
культуре с высшим образованием и
специализацией но лечебной физкультуре.
Центр получает серьезные результаты
от программ физкультурной и спортивной
реабилитации. Спортсмены-инвалиды неоднократно
занимали призовые места в городских
и областных соревнованиях