Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

Созданный при активнейшей  поддержке администрации области  и департамента социальной политики в январе 1996 г. на базе ПТУ - интерната, КТЦПРИ стал первым таким учреждением  в России из 43 учебных заведений  для инвалидов, действующих в  системе Министерства труда и  социального развития России.

 

Проблема социальной и  профессиональной реабилитации инвалидов  в России всем хорошо известна, однако ее наличие пока не повлекло за собой  создания на государственном уровне ясной и чёткой программы действий по её решению. Создание Калужского Центра свидетельствует о повышенном внимании к этой проблеме па региональном уровне в нашей области, и внушает  надежды на дальнейшее продвижение  в вопросах профессиональной реабилитации молодых инвалидов.

 

Особенность работы Центра заключается в том, что объектами  становятся молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, которые несмотря на наличие  у них заболеваний, повлекших  за собой ограничение жизненных  функций, желают и в принципе могут  трудиться по той или иной специальности  и в будущем самостоятельно обеспечивать для себя достаточный уровень  жизни в современном обществе. Основная задача Центра - профессиональная образовательная специализация, дающая на выходе квалифицированного молодого рабочего, владеющего в совершенстве своей, может быть даже не одной профессией и способного трудиться по приобретенной  специальности в любых условиях - на производстве, в сфере индивидуального  предпринимательства и даже в  домашних условиях.

 

Поэтому те профессии, которые  мы предлагаем сегодня для профессиональной реабилитации, являются универсальными в вопросах трудоустройства и  согласованы с областной службой  занятости населения, как пользующиеся спросом на организованном рынке  труда и одновременно пригодные  для осуществления самозанятости.

 

Калужский территориальный  центр профессиональной реабилитация инвалидов осуществляет свою деятельность на основе ряда законодательных актов  Российской Федерации, в их числе  одним из основных является федеральный  закон "О остальной защите инвалидов  в РОССИЙСКОЙ Федерации".

 

Во исполнение данного  Закона (ст.9) в Центре создана и  функционирует модульная структура, которая не имеет аналогов среди  образовательных учреждений для  инвалидов.

 

Модульная структура Центра состоит из следующих блоков:

 

административного, экономики  и финансов, профессионального обучения, социальной реабилитации, детской реабилитации, хозяйственного обеспечения. Штатные  нормативы Центра при полном объеме деятельности - 216 единиц, а действующее  на сегодняшний день штатное расписание Центра насчитывает 106 сотрудников, которые  непосредственно осуществляют реализацию мероприятий по профессиональной ориентации и профреабилитации, обслуживают  и обучают 130 учащихся.

 

Полностью на сегодняшний  день выполняют свои функции все  блоки, за исключением блока детской  реабилитации, создание которого предусмотрено  Уставом Центра, Этот блок должен работать с детьми дошкольного и школьного  возраста на дому, в семье ребёнка  с ограниченными возможностями, обеспечивая обучение таких детей  по адаптированным и специализированным программам трудового обучения в  форме надомного и базового обучения с целью профориентации и начальной  профреабилитации. Работа этого блока  должна компенсировать те недостатки школьного надомного обучения, в  ходе которого ребенок с ограниченными  возможностями лишен реальной возможности  заниматься творческим развитием личности, трудовым обучением и общественно  полезным трудом. В этой работе планировалось  привлечь существующую систему надомного  социального обслуживания в районах  области к работе с детьми, где  Центр выполнял бы функции методического  обеспечения и разработки учебных  планов и программ, а затем становился бы проводником таких детей по жизни, вплоть до содействия в получении  профессионального образования любого уровня и их дальнейшего трудового и социального устройства.

 

Нет сегодня в нашей  стране понимания великой важности такого мониторинга инвалида с его  рождения до достижения осознанной самостоятельности - социальной, финансовой, жизненной. Многих детей, как активных членов человеческого  сообщества мы теряем только потому, что  никто не смог в начале подсказать и помочь семье больного ребенка  пути и способы борьбы с болезнью, никто не поддержал его в развитии тех способностей и возможностей, которые в будущем стали бы основой для приобретения того или  иного образования, профессии, умений и навыков.

 

Однако, к сожалению, создание этого блока пока невозможно по финансовым причинам.

 

Продолжается реализация мероприятий по социальной и профессиональной ориентации детей с ограниченными  возможностями по их адаптации к  трудовой деятельности, на что направлена сейчас деятельность открытого с  сентября 2001 года курса адаптации, который  предоставляет специальную подготовительную программу для выпускников коррекционных  образовательных интернатов, не готовых  к полноценной профессиональной реабилитации. Предусмотренные в  разработанной специалистами Центра специальной учебной программе  занятия по социально - бытовой ориентации создают чувство уверенности  в повседневной жизни, учат принимать  правильные и быстрые решения  в окружающей обстановке. Навыки оказания первой медицинской помощи и адекватной оценки собственного самочувствия дают реабилитанту возможность преодоления  факторов имеющегося у него заболевания  и коррекции состояния здоровья.

 

Особое место в курсе  адаптации занимает отделение выбора профессии. Данный проект является результатом  выполнения межгосударственной программы, действовавшей в течение 10 лет  между Министерством труда и  социального развития России и Министерством  труда и социальной политики Федеративной республики Германии. Отделение выбора профессии представляет из себя высокотехнологичную  и современно оборудованную структуру  с квалифицированными кадрами, подготовленными  в Германии, позволяющую с высокой  степенью достоверности определить профессиональную пригодность человека с ограниченными возможностями  к обучению и трудовой деятельности по целому ряду профессий. Самым важным элементом на данном курсе являются занятия, которые предусматривают  начальное ознакомление реабилитантов  со всеми профессиями Центра, проведение пробных профессиональных тестов и  учебных тренировок. В холе занятий  мастер производственного обучения может оценить возможности и  перспективы каждого из реабилитантов  в отношении своей профессии  и обоснованно дать заключение на профессиональную пригодность того или иного ребенка. Такое заключение мастера становится, наряду с желаниями  и интересами реабилитанта, впоследствии основанием для перехода на основной курс профессиональной реабилитации. Предложение о создании отделения  выбора профессии в КТЦПРИ активно  поддержано руководством ФСЗН по Калужской  области, что, несомненно, позволяет  надеяться на успешную работу по данному  проекту.

 

Работа отделения выбора профессии в КТЦПРП базируется на основе опыта работы Центра реабилитации инвалидов "Фольмарштайн" земля  Северный Рейн - Вестфалия, который  предоставил Центру многочисленные методические материалы.

 

Профессиональная реабилитация осуществляется в Центре на основе государственных стандартов начального профессионального образования. КТЦПРИ имеет лицензию на право ведения  образовательной деятельности по следующим  специальностям:

 

обувщик по ремонту обуви;

 

заготовщик верха обуви;

 

слесарь-ремонтник сложной  бытовой техники;

 

слесарь-ремонтник швейного оборудования;

 

вязальщица трикотажных  изделий и полотна;

 

оператор швейного оборудования (швея);

 

изготовитель художественных изделий из дерева (плетение из лозы);

 

художник (роспись по дереву).

 

Выпускникам присваиваются  соответствующие разряды и выдается государственное Свидетельство  о получении начального профессионального  образования.

 

Среди задач, стоящих перед  Центром в деятельности по профессиональному  обучению следует назвать не только осуществление образовательных  программ для молодёжи но и переобучение и переподготовку лиц с ограниченными  возможностями, ранее имевших профессию, а также повышение квалификации работающих инвалидов и переподготовку граждан по направлению центров  занятости населения по договорам.

 

Особое значение Центр  должен занять в формируемой государственной  службе реабилитации в вопросах практического  выполнения индивидуальных программ реабилитации.

 

В 1997 году в рамках дальнейшего  развития Центра была создана и успешно  работает еще одна структура - учебно-производственная группа постпрофессионально. И реабилитации и контрактных работ, в которую  зачисляются выпускники основного  курса профессионального обучения, получившие хорошие знания, умения и навыки по выбранной профессии. Они могут самостоятельно работать, однако вопросы их социального устройства по той или иной причине не решены.

 

Итогом работы всех служб  Центра с реабилитантом является его трудоустройство и обеспечение  занятости. Учитывая то, что все специальности, обучение по которым осуществляется в Центре, позволяют работать в  любых условиях, трудоустройство  проводится преимущественно путем самозанятости. Ряд выпускников трудоустраивается через службу занятости. По имеющейся информации, трудоустраиваются в течение года после окончания обучения в той или иной форме до 60% выпускников, в том числе более двух третей - по полученной специальности.

 

Часть реабилитантов остаются проживать в учреждениях социальной защиты, где работают по специальности  в домах-интернатах.

 

Трудоустройство выпускников  могло бы быть значительно лучше  при наличии системы квотирования рабочих мест, которая в Калужской  области отсутствует.

 

Центр активно сотрудничает с областной и городской службами занятости населения. Имеется программа  долгосрочного сотрудничества КТЦ  ПРИ с ФСЗН по Калужской области. Центр включен во все базы данных городских и районных служб области, принимает и консультирует по направлениям службы занятости инвалидов  по вопросам возможного первичного профессионального  обучения и переобучения. В первоочередном порядке производится подбор рабочих  мест для выпускников КТЦ ПРИ. В планах этого сотрудничества предусмотрено  создание в КТЦ ПРИ за счет средств  службы занятости двух современных  рабочих мест для психолога - профконсультанта городского ЦЗН и психолога Центра и комнаты психологического воздействия. Особая необходимость в таких  рабочих местах оправдана, во-первых, тем, что за КТЦ ПРИ па постоянной основе закреплен профконсультант-психолог городского I [ЗН, работающий в наших  стенах с реабилитантами 5-7 дней в  месяц, а, во-вторых, необходимостью проведения ежедневного коррекционного психологического воздействия на учащихся по плану  работы педагога - психолога Центра, В - долгосрочную программу сотрудничества включены вопросы помощи Центру со стороны службы занятости, оказание финансовой и методической поддержки для создания и развития учебной базы с целью открытия новых перспективных направлений реабилитации, а также оборудование индивидуальных рабочих мест для выпускников. К сожалению, реализация программы сотрудничества на сегодняшний день затруднена из-за проблем с финансированием служб занятости.

 

Будущее Центра видится и  в координации деятельности общественных и государственных предприятий, организаций, фондов в вопросах профессиональной подготовки, социальной, медицинской  и трудовой реабилитации молодых  инвалидов, консультативной деятельности с оказанием юридической, практической, методической и технической помощи в данных вопросах с тем, чтобы  Центр стал действительно средоточием  многих проблем, связанных с инвалидностью  детей и подростков.

 

Совершенно необходимым  является дальнейшее развитие блока  социальной реабилитации. Пока специалисты  этого подразделения работают в  основном с учащимися Центра и  обеспечивают проведение культурно - просветительской работы с учащимися, организацию  общения и досуга реабилитантов, проведение физкультурно-оздоровительной  работы, спортивно-массовых мероприятий, создание базы для развития инваспорта в регионе. В ходе развития учреждения данный блок должен расширить сферу  приложения своих усилий и распространить их равно как на учащихся, так  и на тех детей, которые через  год - два, возможно, придут на курс реабилитации. С этой целью будут использованы создающиеся во многих муниципальных  образованиях области базы данных, с помощью которых будут поддерживаться каналы прямого информирования людей  с ограниченными возможностями о мероприятиях и акциях, проводимых в рамках Центра с целью привлечения их к активному участию. ' Большую роль блок социальной реабилитации играет в решении вопросов связи Центра с культурно - досуговой и спортивной инфраструктурой города. Благодаря таким связям. Центр активно сотрудничает с Калужской областной филармонией, драмтеатром, ТЮЗом, кинотеатрами Калуги по бесплатному посещению этих учреждений культуры учащимися Центра, а также с областной библиотекой для слепых им. Островского. План работы блока социальной реабилитации предусматривает проведение не менее одного мероприятия в неделю, к подготовке которых подключаются не только его сотрудники, по и мастера производственного обучения и, конечно, учащиеся.

 

Имея сегодня в своем  коллективе специалиста по физической культуре с высшим образованием и  специализацией но лечебной физкультуре. Центр получает серьезные результаты от программ физкультурной и спортивной реабилитации. Спортсмены-инвалиды неоднократно занимали призовые места в городских  и областных соревнованиях инвалидов, принимали участие во Всероссийской  спартакиаде учащихся образовательных  учреждений Минтруда России в Ессентуках. В целом занятия лечебной физкультурой и спортом неотделимы от общего реабилитационного  процесса, в котором улучшение  общего состояния здоровья реабилитанта становится залогом успешного профессионального  обучения.

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов