Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

Социальному работнику необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие  права инвалидов сформулированы в Декларации ООН:

 

"инвалиды имеют право  на уважение их человеческого  достоинства";

 

"инвалиды имеют те  же гражданские и политические  права, что и другие лица";

 

"инвалиды имеют право  на меры, предназначенные для  того, чтобы дать возможность  приобрести как можно большую  самостоятельность";

 

"инвалиды имеют право  на медицинское, техническое и  функциональное лечение, включая  протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и  положения в обществе, на образование,  профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания";

 

"инвалиды должны быть  защищены от какой бы то  ни было эксплуатации".

 

Приняты фундаментальные  законодательные акты об инвалидах  в России. Особое значение для определения  прав и обязанностей инвалидов, ответственности  государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы: "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации" /1995 год/, "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" /1995 год/.

 

В июле 1992 года Президентом  Российской Федерации подписывается  Указ "О научном обеспечении  проблем инвалидности и инвалидов", В октябре того же года были изданы указы "О дополнительных мерах  государственной поддержки инвалидов", "О мерах по формированию доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности".

 

Этими нормативными актами определяются отношения общества, государства  к инвалидам и наоборот. Многие положения этих документов создают  надежное правовое поле жизнедеятельности  и социальной защищенности инвалидов  в нашей стране.

 

Существенные вопросы  социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации". Закон  определяет полномочия органов государственной  власти /федеральных, субъектов Российской Федерации/ в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

 

Закон устанавливает условия  оплаты медицинских услуг, оказываемых  инвалидам, возмещение затрат, произведенных  самим инвалидом, его отношение  с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

 

Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий  и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми  общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться  на улице, в общественных учреждениях.

 

Законом предусматриваются  льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. Инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых  домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам  и семьям, имеющим в своем составе  инвалидов, предоставляется право  на первоочередное получение земельных  участков для индивидуального жилищного  строительства, садоводства, ведения  подсобного и дачного хозяйства /статья 17 Закона/.

 

Особое внимание Закон  уделяет обеспечению занятости  инвалидов. Закон предусматривает  финансово - кредитные льготы специализированным организациям общественных объединений  инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов организациями  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность  работников в которых составляет более 30 человек. Общественные объединения  инвалидов и их организации, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного  квотирования рабочих мест для инвалидов.

 

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как  оборудование специальных рабочих  мест, создание условий труда инвалидам, прав, обязанностей и ответственности  работодателей в обеспечении  занятости инвалидов, порядка и  условий признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия  организаций в обеспечении жизнедеятельности  инвалидов.

 

Обстоятельно рассмотрены  в Законе вопросы материального  обеспечениясоциально-бытового обслуживания инвалидов.

 

Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, оплату санаторно-курортных  путевок.

 

В Федеральном законе "О  социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" сформированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

 

соблюдение прав человека и гражданина;

 

предоставление государственных  гарантий в сфере социального  обслуживания;

 

равные возможности в  получении социальных услуг;

 

преемственность всех видов  социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

 

ответственность органов  власти всех уровней за обеспечение  прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. /статья 3 Закона/.

 

"Социальные услуги  предоставляются всем гражданам  пожилого возраста и инвалидам  независимо от пола, расы, национальности  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям и др. обстоятельств  /статья 4 Закона/.

 

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов  социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным  органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности /статья 5 Закона/.

 

Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно, когда  речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых  может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового  договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный  оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

 

Законом предусматриваются  различные формы социального  обслуживания, в том числе:

 

социальное обслуживание, на дому /включая социально-медицинское  обслуживание/;

 

полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного /ночного/ пребывания граждан в учреждениях  социального обслуживания;

 

стационарное социальное обслуживание в домах - интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

 

срочное социальное обслуживание;

 

социально - консультационная помощь.

 

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных  государственных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а  также на условиях частичной или  полной оплаты.

 

Бесплатно оказываются услуги:

 

1. одиноким гражданам  /одиноким супружеским парам/  и инвалидам, получающим пенсию  ниже прожиточного минимума;

 

2. гражданам пожилого  возраста и инвалидам, имеющим  родственников, но получающим  пенсии ниже прожиточного минимума;

 

3. пожилым людям и инвалидам,  проживающим в семьях, среднедушевой  доход которых ниже прожиточного  минимума.

 

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход /или  доход их родственников, членов их семей/ составляет 100-150% прожиточного минимума.

 

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой  доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

 

В Законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" система социального  обслуживания поделена на два основных сектора - государственный и негосударственный.

 

Государственный сектор образует федеральные и муниципальные  органы социального обслуживания.

 

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к  государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную  деятельность в сфере социального  обслуживания. Негосударственными формами  социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том  числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные  организации.

 

Помимо федеральных законов  социальным работникам необходимо знать  ведомственные документы, в которых  даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных частей.

 

Действующее законодательство практически не защищает инвалидов  детства на достойное и обеспеченное существование. Но даже, если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда  жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. В Москве сами инвалиды организовали реабилитационный центр "Преодоление", который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам в мире шведские коляски. Среди инвалидов есть много талантливых мастеров, организаторов. Одна из задач социальной работы - найти этих людей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

 

Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный  закон "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" заложил  основу современной правовой социальной защиты инвалидов, определив в качестве государственной политики в данной сфере - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных в Конституции  РФ. В нем получила законодательное  оформление новая концепция социальной защиты инвалидов, в основу которой  положены принципы и нормы международного права, принятые в отношении лиц  с ограниченными возможностями. Установленная федеральным законом  система мер социальной защиты инвалидов  создает необходимые предпосылки  для социальной адаптации инвалидов  и интеграции их в обществе.

 

Данный федеральный закон  рассматривает формирование доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности  как одно из направлений их реабилитации. В частности, он содержит положение  об обязанности органов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечить инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Первым документом этого ряда явился Указ Президента РФ от 2.10 92г. №1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Во исполнение этого Указа постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации с аналогичным названием и постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" предусмотрено внесение в законодательные акты по вопросам строительства требований о проведении обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений с точки зрения обеспечения доступности для инвалидов. Этими актами установлены меры ответственности за нарушение данных требований.

 

В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен контроль за качеством проектной  документации на строительство и  реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа  инвалидов к зданиям, сооружениям  для беспрепятственного получения  необходимого комплекса услуг.

 

Несмотря на очевидную  приоритетность и актуальность проблемы социальной поддержки инвалидов, сложившаяся  в России ситуация в этой сфере  является критической.

 

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны иметься отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что обычно для многих стран мира.

 

В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации  наметились тенденции в разрешении данной проблемы. Например, Московской городской Думой принят закон  г. Москвы от 17.01.2001г. № 3 "Об обеспечении  беспрепятственного доступа инвалидов  к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".

 

Данный Закон определяет тенденции к интеграции инвалидов  в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных  граждан.

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов