Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

В Соединенных Штатах Америки  права инвалидов закреплены законодательно и включены в общую систему  гражданских прав, запрещающую дискриминацию  человека. Базовым нормативно-правовым актом в данном вопросе является Закон 1990 года "Об инвалидах", защищающий на федеральном уровне права этой социальной группы и запрещающий  ее дискриминацию в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов "равный доступ к  получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг". Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских  собраниях. Закон обязывает предпринимать "разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации  в отношении инвалидов". Кроме  того, соответствующие государственные  службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов  при возведении новых и реконструкции  имеющихся зданий и строений, чтобы  облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации  инвалидов при предоставлении своих  услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам  надлежащие удобства при посадке - высадке  и проезде или предоставлять  специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии  самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта. Законом  США "О трудоустройстве инвалидов" запрещается их дискриминация при  приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

 

Конституция Канады также  закрепляет принцип равноправия  инвалидов и невозможности дискриминации  их по принципу физической или умственной неполноценности.

 

В Основной Закон ФРГ в 1994 году внесена поправка следующего содержания: "Никто не должен ущемляться из-за своих недостатков (умственных или физических)". В настоящее  время в ФРГ завершена процедура  принятия IX раздела Кодекса социального  законодательства (Реабилитация и участие  инвалидов в жизни общества), в  котором обобщены юридические предписания, касающиеся вопросов реабилита1щи и  обеспечения прав инвалидов. Дополнение, внесенное в Кодекс, вступило в  силу 1 июля 2001 г.

 

Закон Великобритании "О  недискриминации инвалидов" 1995 года также включает принцип равных прав инвалидов и неинвалидов.

 

В Венгрии принцип равных прав закреплен в законе "О  правах инвалидов и обеспечении  для них равных возможностей" 1998 года.

 

В 36 законах Китая имеются  нормы, гарантирующие права и  интересы инвалидов.

 

Наличие статистических данных о количестве инвалидов в стране, прогнозирование и выявление  динамики роста численности инвалидов, причин инвалидности, разработка системы мер по ее предупреждению, определение возможных затрат государства на эти цели имеют важное значение.

 

В третьем тысячелетии  население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость  создания для них нормальных условий  жизни, Согласно статистике, в среднем 10% жителей нашей планеты (более 500 млн. чел) имеют врожденные или приобретенные  ограничения жизнедеятельности, один из десяти человек страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения  страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех имеет в  своем составе инвалида.

 

Эти цифры красноречиво говорят  о масштабности проблемы и, помимо ее всеобщего характера, свидетельствуют  о широком распространении этого  явления в любой стране, особенно в странах с большой численностью населения. Согласно информационно-справочному  материалу Министерства иностранных  дел Российской Федерации (исх. №.653/дгпч от 25 апреля 2001 г) в Китае насчитывается  более 60 млн. инвалидов, что составляет 5% от численности населения, в США - 54 млн. инвалидов, что составляет 19%.

 

Настораживающими являются прогнозы динамики роста численности  инвалидов в мире, особенно активного  трудового возраста, например, в  Канаде в течение ближайших 15 лет  их число может увеличиться более  чем в 2 раза. Самой неблагоприятной  оценивается ситуация среди коренного  населения, где умственными и  физическими недостатками страдают почти 30% взрослого населения - показатель, более чем в 2 раза превышающий  средние цифры по стране (информация МИД России от 25 апреля 2001 г).1 ()

 

Рост инвалидов в международном  масштабе объясняется как ростом самого показателя, свидетельствующего об ухудшении здоровья жителей планеты, так и расширением критериев  определения инвалидности, прежде всего  по отношению к лицам пожилого возраста и в особенности к  детям. В общем контингенте инвалидов  мужчины составляют более 50%, женщины - более 44%, 65-80% составляют люди пожилого возраста.

 

Причинами наступления инвалидности в мире считаются:

 

болезни сердечно-сосудистой системы (более 25%);

 

злокачественные новообразования (более 22%);

 

травмы (более 14%);

 

болезни органов дыхания  и туберкулез (около 8%);

 

психические расстройства (около 3%).

 

Из класса болезней органов  кровообращения ведущее место занимают цереброваскулярные болезни (более 35%) и ишемическая болезнь сердца (более 37%), уровень которых составляет 15,1 и 14,8 случаев на 10 тыс. населения.

 

Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими  жителями.

 

Увеличение общего числа  инвалидов во всех развитых странах  мира и особенно числа детей-инвалидов (насчитывается от 0,12% в Великобритании до 18% в Канаде от общего числа инвалидов) поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности (информация МИД  России от 25 апреля 2001 г)."

 

Термин "предупреждение инвалидности", согласно Стандартным правилам обеспечения  равных возможностей для инвалидов, означает осуществление комплекса  мер, направленных на предупреждение возникновения  физических, умственных, психических  и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).

 

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального  законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется  реабилитации инвалидов и мерам  раннего обнаружения болезни  с использованием всех доступных  средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь  общества, устранения или уменьшения последствий заболевания.

 

На начальном этапе, как  правило, оказываются услуги медицинского характера; лечение в больницах, курортно-санаторных организациях и 19-ти специальных реабилитационных центрах (на 3200 койко-мест) посредством лечебной гимнастики и спорта, массажа, особой терапии с учетом характера инвалидности. В центрах изготавливаются протезы, предоставляются ортопедические и  другие вспомогательные средства. При  этом предпочтение отдается, по возможности, амбулаторному способу лечения.

 

На втором этапе реабилитационных мероприятий оказывается содействие (с учетом физических возможностей, склонностей, профпригодности и  опыта) в получении необходимых  навыков для последующей трудовой деятельности на рынке труда, профессиональной подготовке и переподготовке. Этим целям служат 28 заведений профтехобразования для взрослых (на 15 тыс. мест), учебный  план которых включает приобретение профессий в сфере торговли, управления, промышленности, техники, а также  в области здравоохранения и  социальных услуг. При необходимости  возможно проживание в интернате.

 

Для инвалидов с психическими отклонениями образовано 8 особых тренировочных  центров со сходными задачами (на 457 мест).

 

Молодые люди, которые находятся  под наблюдением врачей, психологов и педагогов и которым по состоянию  здоровья противопоказано производственное обучение, постигают основы подходящих для них профессий в одном  из 46 специальных учебных заведений (всего 12,3 тыс. мест).

 

В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются  на наследственные заболевания - фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, что позволяет  своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение  и избежать отставания в психическом  развитии ребенка. За счет использования  цитогенетических и перинатальных  исследований предупреждается

 

рождение детей с генетическими  и врожденными заболеваниями. Ранняя аудиологическая диагностика позволяет  выявлять детей, страдающих врожденной глухотой, и проводить раннюю реабилитацию.

 

Положителен опыт этих государств в вопросе определения возможных  затрат и реального выделения  средств на осуществление реабилитационных мероприятий. По данным за 1999 год, в  ФРГ (6,6 млн. инвалидов) только на эти  цели было выделено 53 млрд. марок (около 675,2млрд. российских руб), в Канаде (4,2 млн. инвалидов) - около 1,5 млрд. канад. долл. (около 27 млрд. руб), в Великобритании (5 млн. инвалидов) - около 1 млрд. ф. ст., что  составляет 41 млрд. руб. (информация МИД  России от 25 апреля 2001 г).13

 

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных  органов, участвующих в реализации программ защиты этих граждан и ответственных  за них или координирующих вопросы  социальной защиты инвалидов.

 

С середины 70-х годов в  ряде государств мира были приняты  специальные законодательные акты но проблемам инвалидов. Они представляют практический интерес для России.

 

В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно социальное страхование, компенсация  и помощь.

 

Вопросы социальной защиты инвалидов регулируются законами:

 

Об инвалидах 1974 года;

 

Об единообразии мер по реабилитации 1974 года;

 

О содействии инвалидам в  пользовании общественным транспортом 1979 года;

 

О борьбе с безработицей среди инвалидов 2000 года;

 

Кодексом социального  законодательства.

 

В указанных актах содержатся юридические предписания, касающиеся вопросов обеспечения прав и реабилитации инвалидов, в том числе гарантий их избирательного права, обучения, образования, пользования общественным транспортом, специального оборудования рабочих мест, улучшения их положения на рынке труда, снижения безработицы этой категории населения.

 

Законодательной основой  системы защиты прав инвалидов в  Великобритании являются законы:

 

О национальной помощи 1948 года;

 

Об инвалидах 1986 года;

 

О пособиях по пожизненной  инвалидности и для работающих инвалидов 1991 года;

 

О социальном обеспечении 1994 года;

 

о недискриминации инвалидов 1995 года и др.

 

Данные законы, наряду с  конституционными правами; провозглашают  права инвалидов на обучение и  образование, более легкий и удобный  доступ к товарам широкого потребления, социальным службам, учебным заведениям и жилью, на получение работы. Законы и подзаконные акты требуют, чтобы  все вводимые в эксплуатацию железнодорожные  поезда были полностью обустроены для  перевозки инвалидов, включая удобный  въезд инвалидных колясок, С конца 2000 года эти правила распространяются на новые городские автобусы и автобусы дальнего следования.

 

В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах  мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации  и благотворительные союзы.

 

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации  возложен на министерство юстиции.

 

Контрольными функциями  по обеспечению прав инвалидов в  различных областях наделены и другие федеральные ведомства;

 

министерство образования (отдел специальных образовательных  программ);

 

министерство здравоохранения  и социальных служб (управление по гражданским  правам);

 

министерство жилищного  строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при  строительстве жилья);

 

министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений);

 

министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве);

 

министерство по делам  ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов);

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов