Социально-правовая защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:15, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с давних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, который включает в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и т.д.

Содержание работы

Введение

1. История становления социальной защиты инвалидов

1.1 История становления социальной защиты в отечественной истории

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты инвалидов

2. Правовое положение инвалидов в РФ

2.1 Порядок установления инвалидности

2.2 Правовые основы социальной защиты инвалидов

3. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов

3.1 Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов

3.2 Калужская городская общественная организация инвалидов "Муромец"

3.3 Калужский центр для детей с ограниченными возможностями "Доброта"

Список литературы

Файлы: 1 файл

d.docx

— 114.20 Кб (Скачать файл)

 

В середине XVI в. впервые формулируется  идея оказания помощи нуждающимся, и  создаются реальные предпосылки  для формирования системы государственного призрения. В 1551 году Стоглавый собор  Русской православной церкви постановил просить, чтобы "благочестивый царь" повелел "всех прокаженных и престарелых  описати по всем градам" и в  них "устроити богадельни", поместив в последние "не могущих нигде  главы преклонити".

 

Постепенно в системе  органов государственного управлении выделяются специализированные структуры, оказывающие помощь нуждающимся. При  царе Михаиле Федоровиче все дела, относящиеся к призрению бедных, были сосредоточены в патриаршем приказе, который одновременно осуществлял  контроль за содержанием богаделен, сиротских домов и других благотворительных  учреждений; выделяя для этих целей  остатки от патриарших и монастырских доходов. Вопросами оказание медицинской  помощи ведал в то время особый аптекарский приказ. К этому периоду  времени относятся первые попытки  законодательного оформления остальных  программ. При царе Алексее Михайловиче  в 1650 году была издана Кормчая книга; имевшая законодательную силу и  поручавшая церкви и духовенству  заботиться о вдовах и сиротах.

 

К концу XVI в. на Руси исторически  сложились и развивались три  основные направления благотворительности  и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). Весь последующий  социально-исторический период времени: вплоть до 1917 года, благотворительность  и попечительство в Российской империи  развивалось именно в рамках этих трех основных направлений, изменялись формы и методы оказания помощи нуждающимся  в зависимости от конкретных социально-экономических условий и особенностей социально-экономического развития государства."

 

Значительный вклад в  создание системы государственного призрения внес Пётр I. К числу  его многочисленных заслуг перед  Россией надо отнести и то, что  он впервые признал обязанность  государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Уже к 1718 году только в Москве было устроено более 90 богаделен, в которых проживало  до 4500 нищих, слабых и увечных, получавших содержание от казны.

 

Вопросами государственного призрения были посвящены многие указы Петра 1, Так, указ 1712 года обязывал организовывать во всех губерниях сети госпиталей "для самых увечных" и "зело престарелых" людей. Их постройка  и содержание поручались магистратам.

 

Указ 1715 года предписывал  создавать при церквах в Москве и других городах специальные  госпитали для "зазорных младенцев" (незаконнорожденных).

 

Указ 1724 года повелевал провести в пределах империи перепись всех нищих, сирот больных и увечных, "которые работами себя прокормить не могут".

 

Система государственного призрения  Петра 1 включала в себя несколько  элементов:

 

осуждение нищенства и  запрещение его;

 

запрещение раздачи милостыни  профессиональным нищим;

 

задержание и преследование  нищих;

 

определение мер собственного призрения и обязанностей по призрению (в том числе по отношению к  бедным из лиц, служивших государству, главным образом солдатам, признание  обязанностей, если не прямо государства, то, во всяком случае, таких общегосударственных  институтов, как монастыри, и выделение  на их призрение таких средств, которыми не располагают местные учреждения). Это установление можно рассматривать  как начало создания системы льгот  в отношении ветеранов, нуждающихся  в помощи и поддержке государства; " обособление управления некоторыми специальными видами помощи нуждающимся (главным образом продовольствием  и медицинской помощью);

 

признание за государством права создавать в области  призрения и помощи нуждающимся  обязательные нормы и требовать  их исполнения.

 

Существенные дополнения в эту систему были внесены  в период правления Екатерины  ТТ. В 1763 году при ее участии был  открыт первый в России воспитательный дом - специализированное учреждение для  призрения и воспитания детей. В  каждой из российских губерний были созданы  специальные государственные органы призрения (приказы). На них было возложено выполнение обширного круга задач - забота о народном образовании, оказание медицинской помощи, благотворительность, нравственное воспитание и преодоление пороков. Они занимались устройством народных школ, сиротских домов, больниц, убежищ для неизлечимо больных, богаделен, смирительных домов, заботились о безработных.

 

При Екатерине ТТ впервые  были созданы специализированные типы благотворительных заведений, которые  до учреждения приказов практически  не существовали. Прежде госпитали  нередко служили и богадельнями, и домами для неизлечимо больных, и больницами одновременно. Богадельни пополнялись и взрослыми, и детьми, здоровыми и больными, И только в последней четверти ХУНТ века в  нашей стране сформировались так  называемые чистые типы благотворительных  заведений: сиротских домов и  детских приютов, богаделен и  домов для неизлечимо больных, больниц, домов работных, смирительных и для  умалишенных.4

 

В условиях промышленной революции, положившей начало капитализму и  ознаменовавшей собой переход к  новым формам труда, социальная помощь основывается, в основном, на принципах  общественного призрения филантропического  характера.

 

В дальнейшем эта концепция  уступает место идеям обеспечения  больным и инвалидам определенной степени экономической самостоятельности. Впервые появляется определение  понятия "реабилитация", данное фон  Бусом в книге "Система общего попечительства над бедными" (1903 г). Реабилитация в это время понимается как предоставление больным и инвалидам возможности трудиться. В то же

 

время в научных исследованиях  и в практической работе зарубежных стран преобладает идея, согласно которой больной или инвалид, прошедший курс реабилитации, дальнейшей своей деятельностью должен доказать право на социальную полноценность.

 

К 1917 году в России действовали  тысячи государственных и благотворительных  заведений. Не везде эти учреждения функционировали одинаково хорошо. Но система работала, в этих домах, притонах, больницах и богадельнях  бедные люди находили помощь, кусок  хлеба, крышу над головой, добро.

 

Через три месяца после  Октябрьской революции 1917 года советской  властью, взамен былой сети богаделен  и домов призрения, были образованы органы социального обеспечения, в  ведомстве которых создавались  детские дома, дома инвалидов, престарелых. Понятие "благотворительность" было изъято из официального лексикона как  христианский пережиток. В то же время  политика государства в отношении  инвалидов продолжала традицию рассматривать  инвалидов как объект благотворительности  и в основном сводилась к назначению им государственной пенсии или помещению  в специализированные дома инвалидов,

 

В СССР осуществлялись определенные меры по использованию профессиональных возможностей лиц с нарушенной трудоспособностью  в условиях гарантированности социальной защиты со стороны государства. Вместе с тем, работа по профессиональной ориентации, образованию, производственной адаптации и трудоустройству инвалидов была недостаточной.

 

То, что инвалид должен иметь те же права, что и здоровый человек, пользоваться теми же благами, не находило должного законодательного закрепления и практической реализации. Большинство инвалидов не могли  реализовать ряд конституционных  прав, в первую очередь из-за неприспособленности  транспортных средств и строений для передвижения инвалидов-колясочников, неготовности, например, учебных заведений  к их обучению, отсутствия учебных  программ, отражающих специфику обучения инвалидов.

 

С другой стороны, сохранившееся  у граждан чувство сострадания  часто оказывало инвалидам неоценимую помощь на бытовом уровне.

 

Для оказания влияния на общественное мнение в отношении  инвалидов и разработки рекомендаций правительствам по этой проблеме Организацией Объединенных Наций 1981 год был провозглашен Годом инвалида, а период 1983 - 1992 гг. - Десятилетием инвалидов. В начале отмеченного Десятилетия ООН  также была принята "Всемирная  программа действий в отношении  инвалидов".

 

В 1991 году в нашей стране был принят Закон "Об основных началах  социальной защищенности инвалидов  в СССР", в котором были закреплены основные принципы и направления  решения проблемы инвалидов.

 

В дальнейшем Российская Федерация, ориентируясь на достижения западной цивилизации, провозгласила себя правовым и социальным государством, привела  конституцию страны и федеральное  законодательство в соответствие с  международными стандартами уважения прав человека, и в первую очередь  с принятыми Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларацией прав человека 1948 года. Декларацией социального  прогресса и развития 1969 года. Декларацией  прав инвалида 1975 года, Стандартными правилами  обеспечения равных возможностей для  инвалидов 1993 года. Всемирной программой действий в отношении инвалидов  и др.

 

В нашей стране были разработаны  и приняты законодательные акты по проблемам инвалидов, адаптированные к новым реалиям. В Указах Президента Российской Федерации 1992 - 1996 гг. изложена программа действий, направленных на поэтапное решение проблемы инвалидов. В 1995 году принят Федеральргый закон "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором впервые  в отечественном законодательстве приоритетом социальной политики государства  в отношении инвалидов становится реабилитация, т.е. система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических  мероприятий, направленных на устранение и возможно более полную компенсацию  ограничений жизнедеятельности, вызванных  нарушением здоровья со стойким расстройством  функций организма. Т (елями реабилитации являются восстановление социального  статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

 

Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации, Министерством труда и социального  развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации приняты постановления по вопросам об учреждении органов медико-социальной экспертизы, о признании лица инвалидом, об индивидуальной программе реабилитации инвалида, образовательных аспектах инвалидов и др.

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой  защиты инвалидов

 

В социальной практике идея равенства прав граждан начала широко реализовываться только в XX столетии и прежде всего через защиту равных с другими прав для отдельных  слоев общества.

 

Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За него боролись пикетами и митингами. Борьба шла по двум направлениям: за право иметь равные условия и  возможности с другими людьми и за право на развитие

 

врожденных способностей личности, право жить независимо, осмысленно, активно.

 

Сложившиеся в развитых странах  системы социальной защиты инвалидов  включают в себя ряд взаимосвязанных  элементов, представленных нормативным  закреплением прав инвалидов, прав и  обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных  организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

 

Конституционное и иное нормативное  закрепление принципа равных прав инвалидов  и неинвалидов, запрещение дискриминации  человека по ряду признаков, в том  числе по причине инвалидности, типично  для законодательства ряда зарубежных стран.

 

Высказанная и обоснованная просветителями XVII века в концепции  естественных прав человека идея о  равенстве всех людей на Земле, как  юридический принцип, была закреплена в Декларации независимости СИТА 1776 года, В дальнейшем она нашла  отражение в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года, в других актах.

 

Достижением мировой цивилизации  в гуманитарной сфере явилось  принятие ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В нее не были непосредственно  включены разделы об отношении к  инвалидам, но она провозглашала  равенство прав "всех людей без  исключения".

 

Затем последовало принятие ООН в 1975 году Декларации прав инвалида. "Инвалиды, - говорится в ней, - каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и  их сограждане того же возраста, что  в первую очередь означает право  на удовлетворительную жизнь, которая  была бы как можно более нормальной и полнокровной".

 

Принцип равных прав инвалидов  и неинвалидов предполагает, что  потребности всех без исключения индивидов имеют одинаково важное значение. Имеющиеся в обществе средства следует использовать таким образом, чтобы создать для инвалидов  условия жизни, при которых они  могли бы осуществлять все человеческие формы деятельности, характерные для каждого человека данного общества.

Информация о работе Социально-правовая защита инвалидов