Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Команда только тогда становится силой, когда ее кадровый потенциал обеспечивает высокое качество управленческой деятельности и как минимум превышает возможности отдельного руководителя, в том числе лидера. Эффективная команда – это сочетание опыта и профессионализма, новаторства и консерватизма. Это аксиома, тем не менее нужно признать: у нас в работе с командами отсутствует несколько важнейших элементов.

Во-первых, недостает системы выявления потенциальных кадров, способных работать в условиях командного управления.

Во-вторых, нуждается в модернизации система подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

В-третьих, из существующих сегодня отдельных фрагментов требуется создать систему инвестирования подготовки менеджеров, сосредоточиться на формировании системы государственного, регионального и муниципального мониторинга управленческой деятельности.

Наконец, надо вложить существенные государственные и негосударственные средства, чтобы создать информационную сеть между управленческими командами на разных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном, а также между командами, работающими в фирмах и организациях различных форм собственности.

Государственная кадровая политика призвана способствовать полнейшему раскрытию возможностей и способностей каждого человека в социально-профессиональной среде в соответствии с его квалификацией, независимо от пола, возраста, национальности, социального положения, вероисповедания и места жительства. Стремясь к этой цели, государство осуществляет формирование механизмов востребования кадрового потенциала общества по следующим направлениям:

- создание надлежащих условий набора кадров преимущественно экономическими методами;

- защита общества и граждан от непрофессионалов;

- исключение условий дискриминации различных социальных групп и граждан.

Эти механизмы должны быть ориентированы на выработку условий, при которых человек, начиная со школы, становится объектом внимания социальных институтов, призванных помочь ему в профессиональном самоопределении и выборе профессии, создающих в соответствии с квалификацией равные условия при найме на работу, исключающих дискриминацию при увольнении, в оплате труда. Они призваны также сформировать условия, гарантирующие экономическую заинтересованность руководителей предприятий в приеме на работу лиц с ограниченной трудоспособностью. Кроме того, государство обязано учитывать сложную этническую картину российского общества и его социально-профессиональную проекцию, осуществлять этнополитическую экспертизу кадрового потенциала страны, создавать эффективные технологии выявления, согласования и своевременного учета в кадровой политике многообразных интересов. Государство также предпринимает необходимые действия по обеспечению равенства возможностей на рынке труда между мужчинами и женщинами, проводит целенаправленную политику по предоставлению инвалидам равных с другими гражданами возможностей при реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод.

С этой целью государство обеспечивает формирование механизмов защиты общества от непрофессиональных действий граждан, занятых в управлении. Это достигается системой мер, среди которых важное место занимают:

- разработка эффективных норм и ограничений (правовых, организационных, экономических) по обеспечению деятельности, требующей специальной подготовки;

- усиление открытости, конкуренции и рыночной мотивации в сферах профессиональной деятельности;

- установление системы ответственности должностных лиц и кадровых служб за действия (или бездействие), допустивших участие в профессиональных видах деятельности граждан, не имеющих соответствующей квалификации;

- развитие партнерских отношений между государственными структурами и профессиональными сообществами по вопросам занятости граждан в профессиональных видах деятельности.

Эффективная работа в этом направлении обеспечивается комплексом кадровых технологий, установлением квалификационных требований, полномочий и ответственности звеньев управления по регулированию кадровых процессов и кадровых отношений в государственном управлении. При этом надо помнить, что границы государственного воздействия, хотя и задаются рыночными отношениями, но находят свое закрепление в социальном и трудовом праве. В частности, это выражается в комплексе систем, определяющих:

- ограничение на занятие видами деятельности, опасными и вредными для здоровья человека по полу, возрасту, состоянию здоровья;

- гарантии и льготы для лиц, занятых в профессиональных видах деятельности (пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.);

- компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и др.);

- ответственность работодателя за несоблюдение установленных государством требований по защите интересов работников.

В условиях рыночных отношений государство ослабляет прямые и усиливает косвенные методы государственной защиты интересов граждан, занятых в профессиональных видах деятельности.

Разумеется, по всем вопросам, связанным с формированием и реализацией кадровой политики, государство тесно взаимодействует со всеми институтами гражданского общества. При этом государственные органы и должностные лица создают необходимые условия и конкретные механизмы непосредственного и опосредованного участия граждан, их организаций и объединений в решении таких задач, как выработка целей, направлений и приоритетов кадровой политики; разработка средств и способов ее реализации; создание условий для реализации способностей граждан и контроля за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

2.1. Социальные технологии как социологическая категория. Принципы построения и структура социальных технологий.

 

Термин «социальные технологии» — один из новейших в социологической науке. Данное понятие применимо как к управлению обществом, так и к управлению конкретными организациями, любыми социальными объектами.

Под технологией, как ее трактует инженерная мысль, понимается совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по внедрению, технологические правила, карты, графики, ибо для организации нормального хода производства необходима строгая последовательность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах.

В процессе научно-технических и информационных преобразований значительные изменения связаны с разработкой и внедрением новых технологий: биотехнических, безотходных, энергосберегающих и т.д. Новый шаг в развитии научно-технического прогресса на основе внедрения высоких и безлюдных технологий требует принципиально иного подхода к решению социальных вопросов, таких как подготовка кадров, развитие профессионального образования, учет изменений в стимулировании, содержании и условиях труда и т.д.

Социальные технологии существуют достаточно долгое время. Так, люди, к примеру, долгие века управляли общественными делами, передавали накапливаемые знания и информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации: могли быть освоены интуитивно, эмпирически, опытно. Общественное развитие было возможно на основе соблюдения апробированных правил, предписаний, традиций, культурных образцов, т.е. традиционных процедур и операций, которые целенаправленно, сознательно не разрабатывались и нередко относились к числу рутинных, но ими руководствовались в практической деятельности. Иначе говоря, суть социальной технологии не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, каким образом это сделать.

Общество всегда искало приоритеты не только при реализации технических изменений, но и в сфере социальной политики, рационального использования человеческих ресурсов.

Исследования показали, что внедрение социальных технологий, направленных на более полное использование творческих и интеллектуальных способностей человека, могло обеспечить увеличение промышленного производства на 20—25, а при реализации социальных резервов — на 40—60%45.

В этих условиях возникла необходимость определить сущность и содержание социальных технологий. Анализ осуществленных попыток показывает: у исследователей сложились разные подходы к определению их сущности. Так, Афанасьев В.Г. определяет их как «элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки... на конкретный язык... достижения поставленных целей»46, Марков М. — как «способ реализации... конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно...47», Зайцев А.К. — как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели»48, Иванов В.А. — как систему инновационных способов, средств разрешения сущностного противоречия взаимодействия и самореализации социальных субъектов в диалоге человека и природы49. По мнению Щербины В.В., социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата50. Речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры.

В концепции К. Поппера социальная технология характеризуется как способ применения теоретических выводов в практической деятельности. Автор разделяет ее на два вида — «частичную» и «холистскую» (утопическую) технологию51. Первая характеризуется не столько масштабностью поставленных целей и задач, сколько реалистичностью, правильным пониманием того, что можно сделать с помощью имеющихся способов, форм и методов социального влияния. Она базируется на анализе реальных процессов и их осуществления в ходе практических преобразований действительности. «Холистская» (утопическая) технология пытается в ходе социальных преобразований решить поставленные задачи как можно быстрее, решительнее, в один прием, революционным путем. Поэтому, по мнению Поппера, она не способна своевременно учесть и предупредить нежелательные, вредные последствия мероприятий.

Анализ этих определений показывает: трактовка социальной технологии практически идентифицируется с управлением. Сущность социальных технологий может быть раскрыта только через выявление и использование потенциала социальной системы, человеческого ресурса в соответствии с целями и смыслом человеческого существования и посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов специального воздействия, использования возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных организаций в целом. Вместе с тем в социологической литературе имеется и расширительная трактовка, в нее включаются проблемы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.

Однако не все социальные процессы подвергаются регламентации, алгоритмизации — в процессе управления в действиях руководителя и каждого причастного к управлению всегда присутствует элемент импровизации, творчества и интуиции. Поэтому работу организатора-руководителя иногда сравнивают не только с наукой, но и искусством. Но это не отменяет того, что в этом широком поле поиска рациональной организации управления присутствует (или должна присутствовать) программа (алгоритм) осуществления последовательных операций с целью достижения заранее сформулированной цели. Именно социальная технология создает возможность тиражировать приемы и методы, многократно повторять их, а также применять в аналогичных обстоятельствах в другой социальной ситуации или процессе.

Но алгоритмы управления, которые закрепляются в технологиях, имеют и негативный аспект: они способны консервировать методы и приемы, которые именно по этим обстоятельствам могут на новом этапе обречь их разработчиков на просчеты и неудачу. Широко известен пример Г. Форда, который прославился своими новаторскими технологиями, успешно в течение четверти века, включая 30-е годы ХХ века, решал многие социальные проблемы, но консервация методов и способов решения привели его в 40-е годы XX века к ошибкам и серьезным просчетам, что резко снизило эффективность производства.

Обзор имеющихся точек зрения позволяет сделать вывод, что социальная технология — это совокупность последовательных операций, процедур целенаправленного воздействия и реализации ранее намеченных планов (программ, проектов) и получения оптимального социального результата. Социальная технология — важнейший элемент механизма управления, средство перевода языка намерений на конкретный язык практики. Этому служат формализация социального управления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. (Процедура — набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция — непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры.)

Социальные технологии выступают в двух формах: как проект, технологически оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование социальных технологий всегда связано с требованием повысить эффективность социального управления, быстро и оперативно тиражировать социальные приемы, процедуры, операции.

Особое значение для социальных технологий как практической, организационной деятельности имеет наличие условий их реализации: знание структуры социального процесса, особенностей строения и тенденций его развития; возможность формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций, процедур. Характер социальных технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и установкой на ее разработку и внедрение.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России