Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Впоследствии, все в меньший промежуток времени появлялись все более удобные и эффективные способы передачи информации: сначала телеграф, позволивший связать единой глобальной сетью противоположные стороны одной территории, затем радио, телевидение и, наконец, Интернет. Есть авторы, которые отмечают некоторую опасность использования аудиовизуальных коммуникаций в силу их небезопасности. Шарков Ф.И.  описывает в качестве примера трагедию в Перл-Харбор, которая произошла из-за двух сбоев в системе связи. На наш взгляд, это называется «трагическая случайность», которая не является показателем неэффективности работы данной системы, - сбои возможны практически везде.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что в течение всего развития коммуникации, она прошла через три основных коммуникационных революции: изобретение письменности, изготовление печатного станка и внедрение электронных масс-медиа.

 

 Следует отметить, что существует очень много определений понятия коммуникация. Очевидно, что нас будет интересовать данное понятие в одном, четко определенном смысле, но не надо забывать что, в принципе, коммуникацию можно понимать с трех разных сторон: во-первых, это обмен информацией, происходящий между двумя или более сторонами, во-вторых, передачу и массовый обмен, и в-третьих, как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Очевидно, что в контексте данного параграфа наиболее уместно определение, данное первым. Естественно, понятие коммуникации трактуется также в рамках различных существующих научных школ. Рассмотрим в рамках таких направлений, как бихевиоризм, интеракционизм, персонализм. Надо ли добавлять экзистенциализм?

В рамках бихевиоризма, как нам известно, поведение человека рассматривается как ответная реакция на какой-либо четко закрепленный стимул. Все его поведение строго определено рамками, за которые он уйти не сможет, так как реакция на один и тот же стимул всегда очевидна и предсказуема. Джон Б. Уотсон, основатель бихевиоризма, рассматривал коммуникацию как некую схему «стимул-действие», делая акцент на том, что в основе коммуникации лежит не язык, как некая система или конструкция, а сами речевые сигналы, которые и предоставляют возможность влиять на человека.

В рамках интеракционизма коммуникацию рассматривать можно в следующих концепциях: символический интеракционизм, этнометодология.

Символический интеракционизм рассматривает коммуникацию как общение при помощи символов. Известно, что данное научное направление базируется на трех основных предпосылках, которые говорят, что, во-первых, для каждого явления во внешнем мире для человека существует некое значение, в зависимости от которого он и стоит свое поведение. Во-вторых, данные значения формируются у людей вследствие их взаимодействия с их существующим социальным окружением, и, в-третьих, данные значения не находятся в статичном положении, а постепенно трансформируются в процессе толкования значений этих вещей55. Мид Дж. оперирует такими понятиями как «значимые жесты» или «символы», которые человек может передать с помощью выражения лица, движений, что, в свою очередь, и развивает в нем способность общаться. Символический интеракционизм схож с тем, как коммуникация рассматривается в направлении бихевиоризма. Различие в том, что в рамках интеракционизма коммуникация не трактуется как реакция на некоторое воздействие. Коммуникация – это не что иное, как непрерывающийся и осмысленный диалог.

Говоря об этнометодологии, можно отметить, что Гарфинкель Г. в своей книге «Исследования этнометодологии» использует такое понятие как «этнометоды», которое он трактует, как некий инструмент, с помощью которого люди способны коммуницировать, т.е. могут осмыслить как речь, так и действия окружающих их людей. Особенность этой концепции заключается в том, что, используя эти «обыденные методы», люди, общаясь, пользуются не только вербальными средствами, но также и такими, как молчание, ритуал, невербалика. Это говорит о том, что понять смысл какого-либо акта коммуникации можно только в том случае, если мы в курсе контекста ситуации, знаем все детали.

В рамках персонализма Бердяев Н.А. рассматривает коммуникацию как основополагающее начало, на котором строится и развивается личность. Иными словами, взаимопонимание и дискуссия противостоит доктрине общественного договора, вынуждая воспринимать собеседников безлично и абстрактно, исключительно с точки зрения обоюдных обязательств.

В середине ХХ века коммуникация рассматривалась с точек зрения двух основных существующий подходов – рационалистского и иррационалистического.

Рационалистский подход был представлен, в первую очередь, теорией информационного общества. Данная теория изучалась такими известными учеными, как Й. Массуда, М. Порат, Р. Карц, Т. Стоунер и др56. Очевидно, что данная теория приобретает все большую популярность, имеет огромное число как сторонников, так и противников. Постиндустриальное общество имеет одну принципиальную характеристику – компьютеризацию и информатизацию практически всех существующих форм взаимодействия. Иными словами, большинство ученых называют коммуникацию ключевым моментом, на котором и строится все информационное общество, т.к. потребность именно в качественно коммуникации и стало первой причиной столь резко меняющихся условий постиндустриального общества.

Иррационалистический подход представлен концепцией понимающей социологии. Суть данного подхода состоит в том, что люди, общаясь, стремятся к взаимопониманию. Для людей в данном контексте важно осознавать те смыслы, которые другой приносит не извне, а берет из своего внутреннего мира. Иными словами, в данном случае концепция рассматривает действия, которые ставят или не ставят коммуникацию своей целью. Эта особенная характеристика, т.к. в основном коммуникация рассматривается как способ, но не как цель57.

Существует несколько классификаций коммуникации по различным основаниям. Например, с точки зрения масштабности, мы можем классифицировать коммуникацию как массовую (которая позволяет получить доступ к некоторой информации одновременно большому количеству людей, вне зависимости от их местоположения, или социального статуса), внутриорганизационную (которая существует в пределах одной конкретной организации), внешнюю (которая представляет собой связи, существующие между любой социальной системой и внешними социальными образованиями), внутригрупповую, межличностную, внутриличностную.

Исходя из способа установления и поддержания контакта, коммуникация может быть непосредственной (прямой) и опосредованной (дистанционной). Также, существует еще одно основание – инициативность коммуникаторов, где коммуникация бывает активной или пассивной. По степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные).

Еще одна важная классификация коммуникаций – по направлению потока информации. В данном случае бывают нисходящие, восходящие и горизонтальные коммуникации. В первом случае это информационные потоки, которые двигаются сверху вниз. С помощью такого вида коммуникации лидер доводит до последователей или подчиненных приказы, инструкции, просьбы и другую информацию. Соответственно, типичный пример восходящей коммуникации – не что иное, как обратная связь, инициатива, мнение подчиненных для руководителей. Горизонтальная коммуникация происходит обычно между людьми, имеющими одинаковый ранг в компании.

Последней, и одной из важнейших классификаций коммуникации можно обозначить деление на вербальную и невербальную. В первом случае мы наблюдаем словесное взаимодействие сторон, в то время как во втором случае это несловесные виды коммуникации, к которым можно отнести позы, вздохи, молчание, жесты, мимику и прочее.

Рассмотрим коммуникацию лидера и последователей в контексте их взаимодействия в организации. Важно понимать, что, говоря о взаимодействии, мы рассматриваем взаимодействием личности и группы, в то время как коммуникацию лидер выстраивает с каждым из последователей отдельно, хотя и взаимодействует с группой в целом. Иными словами, в данной работе нас интересует не что иное, как межличностная коммуникация. Очевидно, что в данном случае присутствует четкий обмен информацией между двумя субъектами, который к тому же характеризуется тесной обратной связью.

Как мы уже говорили выше, в организациях присутстсвуют как нисходящие и восходящие коммуникации, так и горизонтальные. Важно понимать, что система коммуникаций в организации действует и работает правильно и эффективно только в том случае, когда все ее члены в этой системе задействованы, и это не значит, что они должны принимать участие в управлении и координации информационных потоков.

Итак, в первую очередь стоит посмотреть на различные существующие стили руководства. Первым в этом оказался Курт Левин, который благодаря проведенным экспериментам смог выделить три основных стиля руководства.

Во-первых, авторитарный стиль, основная особенность которого состоит в том, что руководитель является сторонником жестких рамок, и отсутствия какой бы то ни было свободы в работе коллектива, всячески подавляет любую инициативу, самостоятельно принимает или отменяет решения. Его методы – это приказы, замечания, выговоры, лишение льгот. Существующие запреты не знают снисхождения, приказы – краткие и деловые, руководитель позиционирует себя вне рабочего коллектива, тон всегда неприветлив, эмоции под запретом. Соответственно, коммуникация при таком руководителе в большинстве случаев нисходящая, ибо восходящие коммуникации не признаются. С одной стороны, в силу того, что руководитель стремится контролировать работу коллектива в полном объеме, то работу компании он планирует на год вперед. С другой стороны, подчиненные или последователи редко в курсе долгосрочных планов компании, так как руководитель редко считает нужным посвящать в это последователей, обозначая только краткосрочные цели. Голос руководителя всегда является главным, все решения – за ним, вне зависимости его компетенции, знаний и опыта в какой-либо сфере.

С другой стороны, можно отметить демократический стиль руководства, который в основном характеризуется сознательностью и коллегиальностью. Коммуникация в данном коллективе активна – как восходящая, так и нисходящая, и диагональная. Все распоряжения делаются в форме просьб, советов, инструкций, какая-либо критика обязательно дается с советами по улучшению, тон чаще дружественный или товарищеский, и, конечно же, руководитель позиционирует себя как часть группы, находясь внутри нее и активно взаимодействуя с ней. Очевидно, что ответственность разделена, предложения по разделению функционала обсуждаются, мероприятия не планируются, а по необходимости обсуждаются коллективно.

Также Курт Левин выделил третий тип управления – анархический или попустительский. Выглядит все следующим образом: лидер находится в тени, не дает ни распоряжений, ни похвал, ни порицаний. Все движется само собой, работа планируется по ходу действия, решения принимаются хаотично. В данном случае, коммуникация между лидером и последователями отсутствует, так как позиционирование лидера в данном случае в том, что он находится в стороне от группы и при этом очень незаметно, никаким образом не принимая участия в жизни коллектива.

Стоит отметить, что ни один из приведенных стилей управления не является резко негативным или позитивным. Каждый из них применим в конкретной обстановке, при конкретных условиях, и в зависимости от особенностей коллектива и выполняемой работы.

Далее, говоря об особенностях коммуникации лидера с последователями, следующими шаг сделали ученые университета Айовы Танненбаум и Шмидт. Их работа носит название «Модель континуума от автократического до делегирующего стиля». Главное отличие данной модели от классификации, что предложил Левин К. состоит в том, что ученые предложили некое множество точек, которое и определяет особенность стиля управления. С одной стороны – это автократический стиль, в котором лидер принимает решения всегда сам, а другой стороны – это делегирующий стиль, который характеризуется тем, что лидер позволяет подчиненным действовать самим, хотя и в рамках неких разрешенных границ.

Кроме того, интересный эксперимент был проведен учеными университета Огайо, которые пришли к следующему заключению: поведение лидера может быть внимательным или инициирующим. Споры по поводу разделения или слияния двух этих направлений пока еще не решены, но ученые пришли к выводам, что самое лучшее – это совмещать два этих подхода, пытаясь найти в себе некий баланс, который позволит отдавать приказы или, наоборот, проявлять заботу там, где того требуют обстоятельства.

Также стоит уделит внимание типологии Блейка-Моутона, которая была создана Техасскими учеными в 1964 году. Ее особенность в том, что у руководителя всегда есть два направления в ориентации – на своих сотрудников и на цели организации.

Если посмотреть на приведенный рисунок, то видно, что ученые выделяют пять основных стилей руководства. Рассмотрим вариант с низкой ориентаций и на задачи организации, и на сотрудников. Можно сделать вывод, что если система и существует, то только благодаря тому, что руководитель прикладывает самые незначительные усилия. Если проводить параллель с моделью К. Левина, то «нищее управление» наиболее близко стилю попустительскому, так как любая коммуникация отсутствует, в той же степени в которой отсутствует любой другой контакт лидера как с подчиненными, так и с деятельностью компании.

Другой вариант, в котором существует значительная ориентация на цели организации и практически отсутствует интерес к последователям, чем-то схож с авторитарным стилем управления, но и тут имеются свои отличия. В таком случае результат чаще всего находится на достаточно высоком уровне, тогда как интересы людей задвигаются на задний план. Коммуникация отсутствует так же, как и в предыдущем случае, но все же «подчинение руководителю» обеспечивает компании хорошими показателями. Поэтому и можно сделать вывод о том, что именно поэтому такой стиль управления очень часто присутствует в компаниях.

Существует обратная ситуация, называемая «уютным управлением» или «загородным клубом», где ориентация меняется и значительно смещается с целей и результатов на интересы сотрудников. Данное руководство характеризуется высокой степенью психологического климата – атмосфера максимально дружественная, спокойная, комфортная; коммуникация абсолютно свободно перемещается как сверху вниз, так и наоборот. Сложно говорить о результативности предприятия.

Очевидно, что существует и стадия «коллективного управления», где ориентация в оба направления настолько высока, что выживают и хорошо работают в таком месте только очень преданные делу и друг другу люди. Несомненно, коммуникативный процесс идет постоянно и продуктивно, так же как и процесс производственный. Но есть и промежуточное состояние, известное как «компромисс», которое отличается от предыдущего тем, что качество работы и моральная удовлетворенность работников поддерживается на удовлетворительном уровне и всех относительно устраивает.

С другой стороны, существует также модель Херси-Бланшара, которая в некоторой степени напоминает модель Блейка-Моутона.

Стоит обозначить некоторые особенности данной модели. Если мы говорим об ориентированности на задачу, мы говорим, в первую очередь, о структурированности, о подробном инструктаже относительно того или иного задания. Надо понимать, что в рамках данной модели понятие низкой ориентированности не означает, что лидер совершенно не заботится о конечном результате. Подобная ситуация наблюдается и с ориентированностью на сотрудников – в данном контексте имеется в виду непосредственное участие в улучшении психологического климата в том или ином коллективе, интерес к удовлетворенности и довольстве работников функциями, которые они выполняют. Опять же, говоря о низкой ориентированности на сотрудников надо помнить о том, что в рамках данной модели не имеется в виду незаинтересованный в сотрудниках лидер. Суть в том, что он не участвует непосредственно в решении проблем комфортного психологического климата, просто оттого, что не входит в контакт с последователями, находится за пределами работающего коллектива.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России