Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Итак, стоит отдельно рассмотреть каждый из предложенных учеными стилей управления. При высокой ориентации на структурированность задачи и удовлетворительной – на сотрудника, складывается стиль управления, называемый предписанием. Коммуникация в данном конкретном случае характеризуется тем, что в подавляющем большинстве случаев – нисходящая. Руководитель предпочитает четко ставить задачу перед сотрудниками и желает максимально точного ее выполнения, при этом его совершенно не волнует согласие или несогласие коллектива с его мнением. Очевидно, что контроль жесткий, существует четкая инструкция, коммуникация возможна исключительно в одностороннем порядке.

Другой стиль руководства – убеждение – характеризуется весьма высокой ориентацией на удовлетворенность сотрудников, и высокой – на структурированность задачи, хотя она и несколько ниже, чем в предыдущем случае. Опять-таки, руководитель четко структурирует задачи, задает жесткие инструкции, но разница при этом в том, что он старается выделить свои идеи, говорит о них, разъясняет, так как цель его – убедить сотрудников в своей правоте. Коммуникация в данном случае характеризуется также односторонностью, но формально восходящая приветствуется, но для руководителя никакой смысловой нагрузки не несет, так как главная задача – убедить подчиненных в своей правоте.

Сотрудничество характеризуется удовлетворительной структурированностью и высокой степенью ориентации на удовлетворенность сотрудников. Данный стиль управления знаменателен тем, что формирование схем выполнения задач происходит совместно с руководителем. В данном случае все решения принимаются на уровне группы, тогда как задача руководителя состоит в том, чтобы поддерживать комфортный психологический климат в группе. Коммуникация в большинстве своем восходящая, так как нисходящая используется только для создания благоприятного климата для функционирования самостоятельной команды.

Ну и, естественно, делегирование, особенное низкой ориентацией на структуру заданий и удовлетворенность работников. В данном конкретном случае весь процесс выполнения работу делегируется работникам. Они самостоятельно разрабатывают стратегии, принимают решения, обсуждают важные вопросы коллегиально – иногда даже без присутствия руководителя. Лидер наблюдает за процессом, всегда находясь в состоянии оказать необходимую помощь, но без надобности не вмешивается, хоть и вся ответственность лежит на нем. Такой стиль руководства примечателен опять-таки односторонней коммуникацией – восходящей, где нисходящая пусть и возможна, но очень редка, и чаще всего в ней отсутствует какая бы то ни было нужда.

 

 Коммуникация состоит из неких обязательных элементов, которые образуют полноценный акт. Существует несколько различных моделей, описывающих сам акт коммуникации, которые, соответственно, и стоит в данном случае рассмотреть.

Во-первых, это классическая линейная модель, созданная Г. Лассуэлом в 1948 году. Ученый считает, что любой акт коммуникации должен содержать пять обязательных элементов: передающий сообщение (коммуникатор); передаваемая информация (сообщение); то, каким образом информация передается (канал); то, чему направлено сообщение (аудитории); какой эффект имеет переданная информация (эффективность или степень достижения цели, с которой информация была передана).

Итак, говоря об эффективности коммуникации, следует обратить внимание в первую очередь на такой компонент акта коммуникации, как барьеры. Следует понимать, что это необязательный, но очень вероятный элемент процесса коммуникации, который активно вмешивается, искажая, теряя или дополняя информацию, которую необходимо передать. Иными словами, барьеры коммуникации – это не что иное, как препятствия, барьеры, мешающие процессу обмена информацией между двумя людьми.

Барьеры коммуникации можно классифицировать исходя из тех помех, которые они представляют:

Технические барьеры, которые характеризуются сбоями в канале коммуникации.

Психологические барьеры определяются отношениями между адресантом и реципиентом, а также их аттитюдами к каналу передачи информации, форме и содержанию сообщения

Психофизиологические барьеры, которые возникают в том случае, когда включаются способности человека воспринимать и перерабатывать информацию.

Социальные барьеры, которые могут появиться в том случае, если люди принадлежат к различным социальным группам, между которыми существуют какие-то нормы, правила, обычаи, табу и прочее.

Культурные барьеры, которые препятствуют эффективному общению людей из-за национальных различий в ценностях, религии, расовой принадлежности и т.д.

Важным моментом в данной ситуации является необходимость подробного изучения всех существующих в конкретной организации барьеров, которые могут мешать эффективности работы. Делается это достаточно простым методом проверки информации на входе и на выходе, которая, в свою очередь, подвержена различным проблемам: искажению, дополнению, потере. Важно понимать, что это не всегда осуществимо.

С другой стороны нужно понимать, что не всегда барьеры коммуникации можно четко отнести к той или иной категории, так как в зависимости от ситуации могут вырабатываться сложные, комбинированные барьеры, которые не всегда легко вычислить и нейтрализовать. 

Говоря о существующих нестандартных препятствиях при передаче информации, следует отметить наиболее часто случающиеся ситуации, в которых присутствует либо невозможность адекватно и правильно предать информацию, либо возможность принять или усвоить ее. Например, языковые барьеры, которые возникают не в том случае, когда коммуницируют люди, говорящие на разных языках, а люди, владеющие одним и тем же языком. Здесь уместно упомянуть о таком понятии как стилистические барьеры, которые возникают в том случае, например, когда люди общаются в официальной обстановке. Известно, что в этикете закреплены четкие и определенные выражения, которые несут в себе определенный смысл и требующие закрепленного ответа. Естественно, что в таких условиях возможны, и даже часты ошибки, которые ведут к непониманию и снижению эффективности коммуникации.

Кроме того, в данном случае возможно появление и семантических барьеров, когда люди, принадлежащие, например, к различным научным кругам, не всегда могут понять смысл сказанного другим человеком в силу обилия специфической терминологии. Очевидно, что выход из данной ситуации прост – это пояснение всех неизвестных понятий.

 

3.2. Социально-коммуникативный аспект функционирования трудовых отношений

 

Повышение роли человека в современной экономике, изменение содержания, форм труда и занятости в настоящее время актуализируют исследование коммуникативных взаимоотношений, в том числе их влияния на социально-трудовые отношения. В условиях формирования постиндустриальной инновационной социально ориентированной экономики, существования различных типов и форм организаций, влияния научно-технического прогресса на их изменение, наметившегося усиления нестабильности рынков товаров и услуг, необходимости повышения конкурентоспособности предприятий, их устойчивости требуется изучение проблем затрат труда в процессе осуществления коммуникаций. С позиции формирования затрат труда, функций, качеств, компетенций и профессионализма, которыми должны обладать работники, осуществляющие коммуникативные взаимодействия как внутри предприятия, так и с внешней средой, вопросы коммуникативного взаимодействия в научной экономической литературе практически не рассматривались. Более широко эти проблемы исследуются в рамках теории PR – связей с общественностью, где акцент делается на политических аспектах человеческой деятельности.

Повышение роли коммуникаций в системе социально-трудовых отношение актуализирует исследование проблем управления коммуникативным взаимодействием на разных уровнях экономической реальности. Следует отметить, что накопленный в различных экономических системах опыт по осуществлению коммуникативных взаимодействий используется недостаточно.

Налаженные коммуникативные процессы в системе социально-трудовых отношений, как правило, позволяют организации стабильно функционировать, предупреждать и  разрешать противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере, поддерживать ее конкурентоспособность, повышать производительность труда, что в конечном счете способствует росту доходов ее сотрудников.

Работники, в частности специалисты, содержание труда которых связано с организацией коммуникативных отношений, должны обладать обширными знаниями как в области экономики, так и управления трудом, человеческими ресурсами, владеть экономическими, социальными и психологическими методами управления. Потребность в специалистах данного профиля в современной экономике все более возрастает, о чем свидетельствует рост числа вакансий, представленных работодателями на рынке труда и требующих в той или иной степени от работников владения всеми современными приемами, методами, видами и формами коммуникативного взаимодействия, умения минимизировать проявления возникающих коммуникативных барьеров.

Анализ рынка образовательных услуг показывает, что подготовка специалистов в области организации коммуникативных процессов не отвечает современным потребностям экономики. Необходимы новые подходы к организации и осуществлению процесса их обучения, в том числе в выработке образовательных программ.

Социально-трудовые отношения в период формирования постиндустриального социально ориентированного общества в России претерпевают существенные изменения. Это связано с развитием труда и занятости, формированием новых качеств рабочей силы, изменениями условий ее воспроизводства и использования. Социально-трудовые отношения имеют сложную структуру и меняются под влиянием происходящих перемен при развитии сетевых форм организации производства, малого бизнеса, отношений собственности (увеличении доли частной и акционерной), реформировании системы образования, в связи с увеличением объемов информации разного вида, циркулирующей между их субъектами, и процессом их виртуализации. Общение между  людьми в процессе трудовой деятельности также меняется в соответствии с научно-техническим прогрессом, более широким использованием современных  информационных и телекоммуникационных технологий. Общение можно рассматривать как взаимодействие участников трудовых процессов, которые меняются в связи с увеличением доли умственного и интеллектуального труда, структурными сдвигами в экономике, оказывающими влияние на их развитие, и сосредоточением все большей доли занятых в сфере услуг, где проблемы взаимодействия людей особенно актуальны. Усложнение отношений, отражающих взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений, развитие понятийного аппарата экономики труда предопределили введение в исследование развития системы социально-трудовых отношений понятий «коммуникация», «коммуникативное воздействие», «коммуникативные отношения».

Система социально-трудовых отношений, связанная со способами развития экономики, по мнению Кастельса М., выделявшего аграрный, индустриальный и информационный варианты в процессе становления постиндустриальной экономики, может характеризоваться следующим образом: в информационном способе развития «источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации.58

Участниками коммуникативного процесса являются коммуникатор и коммуникант. Один работник, обладая определенной информацией, передает ее другому. Модели коммуникативного процесса по мере развития системы социально-трудовых отношений усложняются. Простейшей является стандартная модель коммуникативного процесса: коммуникатор-сообщение-канал передачи-коммуникант. Современная модель коммуникативного процесса предложена во второй половине ХХ века учеными Стэнфордовского университета и имеет следующий вид? Источник сообщения-коммуникатор-кодирующее устройство-сообщение-канал передачи-декодирующее устройство-коммуникант-результат кодирования-обратная связь. Коммуникативный процесс в системе социально-трудовых отношений иерархичен (многоступенчат), в его осуществлении можно выделить ряд подсистем. В процессе функционирования социально-трудовых отношений возникает определенная последовательность взаимосвязанных действий: формирование, передача, прием, расшифровка и использование информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

В системе социально-трудовых отношений выделяют различные типы коммуникаций. Их можно классифицировать по наиболее значимым основаниям. По масштабности коммуникационных взаимодействий и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую коммуникацию (на уровне социальной системы); среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций – внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейную, триадную и др.); внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы); межгрупповую (между различными группами или подгруппами); межличностную (между отдельными людьми); внутриличностную (общение с самим собой).

Изменения в социально-трудовых отношениях могут происходить с изменением видов коммуникаций. Вопросы о видах коммуникаций в системе социально-трудовых отношений относится к числу достаточно дискуссионных. Коммуникации подразделяются по способу установления и поддержания контакта на непосредственные (прямые) и опосредованные (дистанционные); по инициативности коммуникаторов – активные и пассивные коммуникации; по степени организованности – случайные и неслучайные (организованные); по характеру восприятия информации – прямые (целевые), косвенные и смешанные; по эффективности – эффективные и неэффективные; в зависимости от направления потока информации – горизонтальные и вертикальные.

Целью коммуникативного взаимодействия субъектов в системе социально-трудовых отношения является воздействие коммуникатора на коммуниканта для программирования необходимого поведения у участников социально-трудовых отношений. С позиции современной теории коммуникаций такое воздействие будет более успешным, если в процессе коммуникативного взаимодействия осуществляется не только прямая, но и обратная связь; именно на этом базируются современные теории гуманизации социально-трудовых отношений, их демократизации и т.п.

Для отдельных работников труд по осуществлению внутренних (внутри предприятия) и внешних (между предприятиями, организациями, внутри страны), коммуникаций, в рамках национальной экономики, на международном рынке становятся специальным видом деятельности. Происходит процесс развития как внутренних, так и внешних коммуникаций, постоянно расширяется круг лиц, непосредственной сферой деятельности которых является осуществление коммуникативных связей, а в системе социально-трудовых отношений формируются отношения занятости новой профессиональной направленности.

Управление развитием коммуникативных отношений является более широким понятием, чем коммуникационный менеджмент. Термин «управление» означает управление оборудованием, финансами, производством, проектами, людьми. В интерпретации ряда исследователей менеджмент предполагает управление солидарным интересом людей в организации. Управлять солидарными интересами без налаженного коммуникативного взаимодействия невозможно. В современной теории управления признается, что эффективно управлять можно только при сочетании экономических, социальных и психологических методов управления, поэтому проблема совершенствования системы коммуникативных отношений рассматривается на основе междисциплинарного подхода, ибо человек, осуществляющий трудовую деятельность и вступающий в коммуникативные отношения, выступает как экономическая, социальная и психологическая сущность. Следует также учитывать этический и культурный компонент при осуществлении коммуникативных процессов.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России