Социально-трудовые отношения в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического осмысления феномена социальных технологий в сфере трудовых отношений. При этом следует учитывать транзитивность современного российского общества, кризисное состояние экономики, нищенское положение основной массы населения страны, наличие глубоких противоречий во всех сферах жизнедеятельности общества.
В этих условиях обращение к экономическим аспектам функционирования общества, к проблемам труда и занятости, эффективности деятельности различных форм экономических отношений и организаций, внедрению в них инновационных технологий, состоянию человеческого капитала приобретает особое экономическое, организационное, политическое и идеологическое значение.

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ (2).docx

— 169.62 Кб (Скачать файл)

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа, языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно.

Использование социальных технологий определяет эффективность процесса управления малыми группами, крупными коллективами, обществами, позволяет эффективно влиять на развитие социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства. Социальные технологии определяются типом общественного развития, доминированием в нем эволюционных и революционных процессов, национальным менталитетом, представленным лингвистическими концептами, типом коллективов, социально-психологическими группами объектов социальных технологий.

Социальные технологии учитывают особенности функционирования и развития глобальных процессов в развитии современных обществ, особенности социальной коммуникации в обществе, социальной группе, национально-культурные особенности народа, специфику социально-психологических групп, коллективов, региональные особенности.

Автор предлагает качественно иной подход к исследованию социальных технологий в управлении трудовыми отношениями, а именно – социально-коммуникативный. Согласно этому подходу, все социальные, управленческие технологии рассматриваются как производные от основной, глобальной мегатехнологии, социальной коммуникации. В основе моделирования всех без исключения социальных технологий лежит процесс общения, передачи информации. Лингвистическая концептосфера народа накладывает свой специфический отпечаток на моделирование социальных технологий. Игнорирование национального своеобразия в социо-инженерной деятельности привели к серьезным ошибкам и просчетам в управлении российской экономикой, социальной, социально-политической сферами общественной жизни. Некритичное, бездумное копирование американских, скандинавских, японских, европейских принципов и методик социального воздействия на индивида, методологии управления экономикой, предприятиями, организациями, коллективами привели к проблемам в плане практической реализации социальных, экономических, политических реформ в Российском обществе, к дискредитации демократической и либеральной идей в обществе, к социально-психологическим проблемах в крупных, особенно производственных коллективах, управляемых людьми, не знакомыми с особенностями российского менталитета.

Важным моментом проявления социальных технологий и важным уровнем их эффективности являются достижения в процессе функционирования социальной технологии уровня диалога.

Достижение уровня диалога является одним из самых важных моментов превращения социальной коммуникации в социальную технологию. Диалог – это широкое, универсальное проявление коммуникаций.69 В науке различаются следующие типы диалога:

-  диалог человек/человек;

- диалог человек/общество;

- диалог человек/машина;

- автокоммуникация, автодиалог.

В настоящее время благодаря развитию новых информационных технологий появляются дополнительные типы диалога в процессе социальных технологий и коммуникаций. Их появление стало возможным из-за повсеместного распространения Интернета во многих сферах человеческой деятельности и во всех сферах, связанных с управлением обществом, отраслями экономики, трудовыми коллективами. К ним можно отнести следующие типы диалога:

- человек/машина/общество;

- человек/машина/человек.

Эти два типа диалога охватывают преимущественно инновационные социальные технологии или технологии при внедрении инноваций в обществе, производстве, в организации. Для конструирования более эффективной социальной технологии необходимо прохождение в процессе социальной коммуникации уровней автодиалога и диалога человек/общество.

Таким образом, любая успешная социальная технология представляет собой определенный тип диалога. Диалог не тождественен социальной коммуникации, не тождественен общению, а является особым типом отношений общения, предполагающий активное взаимодействие равноправных в ментальном плане субъектов.70 Диалог – это взаимодействие, влияние социального субъекта на самого себя, на социального объекта. В нем присутствуют одновременно индивидуальное и социальное сознание. Субъект диалога имеет развитое сознание и самосознание. Диалог – это глобальное свойство человеческого бытия71, основная характеристика и один из уровней эффективности социальных технологий.

Суть диалога состоит в том, что на основе создания когнитивного баланса идет построение в когнитивной системе реципиента (социального объекта) концептуальных конструкций – моделей мира, которые соотносятся с моделями мира социального субъекта социальных технологий, но не повторяют его.72

Таким образом на управление трудовыми отношениями в России на современном этапе оказывают влияние трансформация социально-трудовых отношений. Трудовое законодательство никогда не было и не будет основой регулирования социально-трудовых отношений в России, и поэтому автор не будет ссылаться на недоработку и на несовершенство трудового законодательства как на основу проблем, существующих в трудовых отношениях.

Основная особенность социально-трудовых отношений в России на современном этапе заключается в патернализме, в вере в доброго работодателя и в полном недоверии к государству.

 

4.2. Концептуальные  основы социальной работы на  промышленном предприятии

 

Существенное противоречие процесса управления промышленным предприятием заключается в том, что, с одной стороны, для получения прибыли необходимо максимальное использование трудового потенциала работников предприятия, а это может даже приводить к нарушению прав и интересов работников, а с другой стороны, требуются значительные затраты для обеспечения их социальной защищенности, условий повышения качества трудовой жизни. Данное противоречие порождает необходимость создания социальной службы промышленного предприятия, способной в определенной степени его разрешать.

Социологический анализ проблемы функционирования социальной службы промышленного предприятия показал необходимость создания на российских промышленных предприятиях специального управленческого подразделения (или социальной службы), способного обеспечить как максимальное использование трудового потенциала работников предприятия, т.е. создать условия для работы с полной отдачей сил, так и высокий уровень социальной защищенности, благоприятные условия труда, быта, отдыха трудящихся, которые позволили бы повысить качество их трудовой жизни и удовлетворенность трудом.

Поскольку основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществления социальной зашиты прав и интересов занятых на этих предприятиях работников, то необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.

В настоящее время развивается новая наука – социальный менеджмент, предусматривающий создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации, вознаграждение и социальную защиту персонала, поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе, обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества. Ему присущи соответствующие формы и методы, приемы, способы и правила, позволяющие решать социальные проблемы на основе научного подхода к регулированию социальных процессов в организации.

Объективная необходимость смягчения негативных последствий экономических реформ, создание эффективной и развивающейся системы социального партнерства на крупных промышленных предприятиях требуют новаторского подхода к трансформации их социальной инфраструктуры. По исследованиям Института сравнительных исследований трудовых отношений (ИСИТО), руководители крупных промышленных предприятий выступают за сохранение социального сектора. Они считают, что :

1) разветвленная  социальная инфраструктура является  неотъемлемой чертой отечественной  модели управления;

2) социальная  сфера предприятия способствует  созданию и укреплению корпоративного  духа фирмы;

3) наличие социальной  сферы помогает привлекать и  удерживать работников на предприятии;

4) развитый соцкультбыт  способствует повышению производительности  труда;

5) социальная  инфраструктура повышает престиж  предприятия;

6) объекты соцкультбыта  необходимы для удовлетворения  потребностей в социальных услугах  у местного сообщества;

7) социальная  сфера играет роль социальных  амортизаторов российских реформ;

8) предприятия  с солидной социальной сферой  вряд ли могут подвергнуться  процедуре банкротства.

Таким образом, в последнее время произошло осознание того, что вкладывание денег в здоровье, социальной и материальное благополучие сотрудников организации означает получение прибыли и экономию материальных средств. В настоящее время, к сожалению, лишь на немногих предприятиях существуют социальные службы и отделы, при этом на наиболее крупных имеется должность заместителя директора по социальным вопросам. Социальная работа, безусловно, является частью социальной сферы организации, но и социальная работа с сотрудниками не всегда попадает в поле интересов имеющейся службы. Порой просто невозможно вычленить из всего объема деятельности социальных служб только социальную работу.

В связи с этим назрела необходимость определить место социальной работы в социальной сфере и создать концепцию социальной работы на предприятии. Особенно это актуально для крупного промышленного предприятия, насчитывающего обычно несколько тысяч работающих, где выделение и активное внедрение в жизнь социальной работы позволят избежать социальных волнений и встрясок, будут способствовать стабильной работе предприятия.

Общее представление о системе социальной работы на промышленном предприятии имеет большое фактическое значение. Какой бы вид социальной работы ни пришлось рассматривать, каждый раз необходимо определить особенности объекта, выбрать соответствующие средства, адекватное управление, формулировать цели, отдать предпочтение конкретным функциям.

С точки зрения Торохтия В.С.73, в методологическом смысле социальная работа на российских предприятиях включает минимум три основных вида: социальную защиту, социальное обслуживание, социальную поддержку. Каждый из названных видов социального обеспечения отличается от другого прежде всего своим предназначением и ролью в социальной политике предприятия.

Теоретические предпосылки социальной работы на промышленном предприятии полностью еще не разработаны, однако ее уже можно рассмотреть в концептуальном разрезе с целью определения приоритетов, положений и принципов.

Необходимо отметить, что концепция социальной защиты работников промышленного предприятия не должна быть направлена на поощрение пассивного ожидания помощи, стимуляцию иждивенческих настроений у членов коллектива. Суть ее должна заключаться в поощрении чувства ответственности за собственную жизнь,  закреплении в сознании каждого члена трудового коллектива представления о том, что предприятие будет оказывать ему социальную поддержку, но эта поддержка не будет сроиться на основе благотворительности. При этом большую роль должны играть активная жизненная позиция самого работника и его желание улучшить свое благополучие.

Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, направленный на оказание содействия человеку, семье, группе лиц с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни. Если поначалу социальная работа рассматривалась по большому счету как социальная защита населения, то сегодня становится понятным, что социальная защита населения – это лишь одна из ее технологий, одна из сфер приложения.

В современном мире социальная помощь должна быть направлена на содействие человеку в его социальном функционировании, на профилактику и преодоление социальных противоречий и конфликтов, которые возникают в отношениях отдельных людей с обществом, что приводит к неравновесному, флуктуационному его развитию и функционированию. Эту специфику социальной помощи на современном этапе развития общества и выражает социальная работа как общественное явление.

Социальная работа по своей сути является одной из эффективнейших социальных технологий гармонизации общественных отношений, стабилизации общественного развития, целесообразного регулирования, управления социальными процессами. Социальная работа как форма практической деятельности на предприятии направлена в конечном итоге на гармонизацию социальных отношений в организации.

Другими словами, цель социальной работы на предприятии – улучшение взаимодействия между отдельными работниками и предприятием в целом, направленного на улучшение качества жизни работников.

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

К задачам социальной работы можно отнести:

- создание условий, в которых работник может в  полной мере проявить свои  возможности и способности (в  том числе работа с максимальной  отдачей сил и способностей, т.е. трудовая самореализация, реализация  личностного потенциала);

- активная адаптация  и реадаптация работника на  предприятии;

- профилактика  и предупреждение социально нежелательных  явлений;

- организация  научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской  деятельности по проблемам социальной  работы на предприятии;

- разработка  и реализация социальных программ;

- социальное  обслуживание, оказание услуг работникам  предприятия;

- социальная  поддержка работников, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации;

- осуществление  социального мониторинга.

Социальная работа на предприятии призвана осуществлять следующие основные функции: информационную, диагностическую, прогностическую, организационную, психолого-педагогическую, практическую (оказание практической помощи людям), управленческую.

Информация о работе Социально-трудовые отношения в современной России