Социальные проблемы организации досуга многодетной семьи в условиях малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить спектр социальных проблем многодетной семьи; обозначить специфику деятельности Учреждений Культуры по созданию благоприятных условий для реализации досуговых предпочтений современной многодетной семьи через ее участие в фестивале «Семейная палитра», а так же разработать методические рекомендации по организации досуга многодетной семьи в условиях малого города.
Задачи:
• рассмотреть проблемы семьи на теоретическом уровне;
• проанализировать демографическую составляющую многодетной семьи;
• рассмотреть государственную семейную политику в РФ;
• проанализировать и выявить проблемы в деятельности учреждений и организаций социокультурной сферы по работе с многодетными семьями в условиях малого города;
• провести анкетирование среди многодетных семей, чтобы выявить их досуговые потребности и возможности удовлетворения в организованных формах;
• разработать рекомендации по оптимизации социокультурного обслуживания многодетных семей в условиях малого города.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ………………………………………………… 9
1.1. Семья: понятие, сущностные характеристики, функции,
типология…………………………………………………………………… 9
1.2. Демографическая составляющая проблемного поля
многодетной семьи………………………………………………………… 15
1.3. Государственная и региональная поддержка
семейной политики………………………………………………………… 52
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РФ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.................................. 65
2.1. Опыт работы учреждений и организаций социокультурной
сферы Камышинского муниципального района Волгоградской области
с многодетными семьями…………………………………………………... 65
2.2. Исследование социально-культурных предпочтений многодетных
семьи г. Камышина………………………………………………………… 72
2.3. Программа фестиваля для многодетных семей
« Семейная палитра» ……………………………………………………… 79
Заключение………………………………………………………………… 86
Литература………………………………………………………………… 90
Приложение……………………………………………………………….. 94

Файлы: 1 файл

ВКР Пономарева 5 ТСКД.doc

— 1,004.50 Кб (Скачать файл)

Мы должны стремиться к тому, чтобы нормальное, гуманное отношение к детям и стремление создать полноценную, большую семью стали ориентирами развития всего нашего общества, всего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Вопросы  философии // Президиум. - № 1.- 2002.
  2. Ковалев С.В.  Психология современной семьи: учебник – М.: Мысль,  2000. – 605 с.
  3. Горбатова  И.И. Культурно-просветительная  работа  и  деятельность  клубов  в  свободном  мире. - М. ,1998. -  84 с.
  4. Гарчев А.Г. День  советской  семьи// Знание.- Краснодар, 1984. – 28с.
  5. Культурно-воспитательная  деятельность  как  фактор  ускорения,  развития  социального  общества: Сб. тр.- Л.: Лениздат,1987. – 175 с.
  6. Голод С.И.  Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб, 1998. – 272 с.
  7. Эйдемилчер Э.Г., Юстгшкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
  8. Государственный доклад "О положении детей в РФ . (2000 г.)
  9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. с.100.
  10. Демография. ру. Институт демографических исследований.

Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» от 30.07.2008 Авторский коллектив: Л. М. Прокофьева (руководитель), Л. Н. Овчарова (ответственный исполнитель), В. И. Гришанов, А. К. Гузанова, И. И. Корчагина, И. В. Корхова, Н. М. Павлова, Р. И. Попова, Д. О. Попова.

  1. Московская семья - 2001. Информационно-аналитический доклад по материалам и исследования. М., 2002. С. 12,
  2. Государственный доклад "О положении детей в РФ . (2000 г.)
  3. Московская семья - 2001. Информационно-аналитический доклад по материалам исследования. М., 2002. С. 12,
  4. Детность  семьи: вчера, сегодня, завтра. М, 1986. С. 6.
  5. «Демографические исследования» №3 2010 
    Владимир Архангельский — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
  6. Борисов  В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976, с.195.
  7. Опрос. Центр социального прогнозирования (руководитель исследования — Рыбаковский  Л. Л.) от 2008года
  8. Белова  В. А. Число детей в семье. М., 1975, с.159.
  9. Архангельский В. Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю.   Демографическое поведение и его детерминация. М., 2005, с.208-210.
  10. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие, - М.:Академия,2000.-160с.
  11. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба России ХХ1 века. М.: 2000
  12. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Дисс. докт. социол. наук. Казань, 2002.
  13. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / Отв. ред. Батыгин Г. С. М.: Наука, 1989.
  14. Данилов Б.  Досуговая  работа  с  детьми//  Социс.-  №6.- 2001
  15. Королев Ю.А.   Брак и развод. – М.: Педагогика, 2000. – 778 с.
  16. Макаренко А.С.   Книга для родителей: сборник статей. М., 2003. – 801 с.
  17. Макарова И.  Высокая должность. – М.:  Инфръ, 2001. – 605 с.
  18. Мы и наша семья. – М., 1993. – 362 с.
  19. Основы семейной педагогики: Хрестоматия. - М.: Наука, 200. -408 с.
  20. Педагогика: учебник. – СПб., 2003. – 606 с.
  21. Семья и дети: пособие для родителей. – М.: Педагогика, 2000. – 338 с.
  22. Семейная энциклопедия. – Ростов – на – Дону, 2004. – 1141 с.
  23. Сеченов И.П.  Избранное. Т. 2. – СПб, 2001. – 636 с. 
  24. Соколова В.Н.  Отцы  и дети, а меняющемся мире.

-М.:Просвещение,1991.-223с.

  1. Социология. // Под ред. В.Н. Лавриенко. – М., 2002. – 407 с.
  2. Сухомлинский В.А.  Избранные труды.- Санкт-Петербург, 2001.-243 с.
  3. Сухомлинский В.А.   О воспитании: сборник статей – С – пб, 2002. – 401 с.
  4. Современная семья и подросток: проблемы, поиски, решения: Матер. Межрегионального семинара (ноябрь, 2000) – Тамбов, 2000. – 116 с.
  5. Социально-культурная  деятельность. Социально-культурный  уклад  в  России 15-17 вв. - М.: МГУКИ,  2001. – 136 с.
  6. Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы,  перспективы: Сб.тр. – Вып.5. – Краснодар: КГУКИ,  2000г.  – 137 с.
  7. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.      Спб.,1999 9.   Гребенников И.В. Основы семейной жизни.  М., 1991.
  8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Спб.,1998
  9. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, в 2 т., М., 1982.
  10. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М., 1988
  11. Семья и общество,/ред. А.Харчев.М.,1992.
  12. Сысенко В.А. Культура семейных отношений. – М., 1987. 51.  Семья глазами психолога. – М., 1995
  13. Данные предоставлены органами Социальной защиты населения города Камышина на 2009 год.
  14. Ачильдиева Е. Ф., Синельников А. Б. Многодетная семья в современной России//Семья в России.2000. №2.
  15. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы./Отв. Ред. И.В. Антонов. М.:наука,2001.
  16. Кувшинникова В.А., Потолова А.И. Социальное положение нуждающихся семей//Социологические исследования. 2000
  17. Черняк Е.М.  Социология семьи. – М, 2003. – 238 с.
  18. Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996
  19. Бодрова Т.А., Рыбаков Н. А. Социальная работа с многодетной семей//Российский журнал социальной работы. 2001. №2.С.79-81.
  20. Данные национального обследования благосостояния домохозяйств (НОБУС).
  21. Мама. ru. Материнский капитал.
  22. Многодеток - mnogodetki. ru!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

В г. Камышине проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:

- 3 детей;

- 4 детей;

- 5 детей;

- более 5 детей

2. Образование родителей:

- среднее;

- среднее профессиональное;

- высшее профессиональное.

3. Мотивы планирования  Вашей семьи:

- сознательная многодетность;

- рождение третьего (и последующих) детей - случайность;

- семья с крепкими религиозными  традициями;

- семья с рождением общего  ребенка при повторном браке;

- другое

4. Какова специфика семейного  воспитания в Вашей семье?

- детей воспитывают мать и  отец;

- детей воспитывает в основном  мать, а отец отвечает за материальное  обеспечение семьи;

- детей воспитывает в основном  отец;

- детей воспитывают старшие дети;

- другое

5. Какова роль матери  в Вашей семье?

- мать является примером для  детей и объектом их любви  и заботы;

- не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми из-за  занятости на работе;

- считает, что ее главная забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должны заниматься отец, школа.

6. Какова роль отца  в Вашей семье?

- отец является главой семьи  и пользуется авторитетом у  детей;

- нерегулярно занимается с детьми  из-за нехватки времени;

- считает, что главная задача - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мать, школа.

7. Что более всего  заботит Вас в семье?

- низкий достаток;

- здоровье детей;

- отсутствие возможности оплачивать  учебу детей в вузах;

- хорошая учеба детей;

- отсутствие возможности совместного  выезда на отдых, лечение;

- трудовое участие детей в  жизни семьи;

- другое

8. Формы проведения свободного  времени в Вашей семье:

- занятия спортом;

- чтение литературы, газет, журналов;

- занятия настольными играми;

- просмотр теле- и видео-передач;

- занятия с компьютером;

- общение с близкими и друзьями;

- отдых на природе;

- другое

9.  Основные проблемы  Вашей семьи (проранжируйте)

- материальные;

- жилищно-бытовые;

- в сфере образования;

- психолого-педагогические;

- распределение обязанностей;

- отдых детей;

- трудоустройство родителей;

- другое

10.  Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы  их будущая семья была похожа  на Вашу?

- да;

- нет;

- не знаю.

11. Считаете ли Вы, что  многодетная семья имеет ряд  преимуществ в сравнении с  семьями с одним (двумя) детьми?

- да;

- нет.

12.  Если «да», то в чем эти преимущества'?

- детей легче воспитывать - они  не растут эгоистами;

- дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;

- семья более дружная;

- другое

13.  Участвуют ли дети  в принятии Вашей семьей особо  важных решений?

- да;

- нет.

14. Какие виды социальной  помощи получает Ваша семья?

- бесплатное питание детей в  школе;

- бесплатные проездные билеты;

- приобретение одежды, обуви для  детей;

- путевки в оздоровительные  лагеря;

- бесплатная выдача лекарств  по рецептам для детей до 6 лет;

- скидка при оплате за коммунальные  услуги;

- бесплатное (льготное) посещение  культурно-массовых мероприятий;

- другое

15. Какие учреждения социальной  сферы и какие специалисты  оказывают социальную помощь  и поддержку Вашей семье?

- школа;

- школьный психолог;

- социальный педагог школы;

- социальный педагог микрорайона;

- управление социальной защиты;

- отдел защиты детства;

- другие

 

Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 
   

Программа государственной поддержки многодетных семей в РФ на 2008-2015 годы (Проект)

 

I. Паспорт Программы государственной  поддержки многодетных семей  в Российской Федерации на 2008-2015 годы

1. Наименование.

Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы (далее – Программа).

2. Соотношение Программы с приоритетными национальными проектами.

Программа по своему содержанию не дублирует действующие приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а дополняет предусмотренные ими меры и реализует самостоятельное стратегическое направление государственной социальной политики.

3. Сроки и этапы реализации Программы.

Расчетный период реализации Программы – 2008–2015 гг.

I этап – 2008–2010 гг. (формирование соответствующей организационной и правовой базы, осуществление предполагаемых мер Программы);

II этап – 2011–2015 гг. (продолжение  осуществления предполагаемых мер  с учетом результатов реализации I этапа).

4. Определение понятия «многодетная семья» в настоящей Программе.

В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:

  • для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
  • для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

5. Актуальность Программы.

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми. Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия. Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

• доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);

• численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

• распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

• преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:

• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;

• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;

• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;

• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.

Особая проблема многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%. Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты. При этом ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более – 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.

Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики. В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общей семейной структуре российского общества. Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.  При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

• недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

• недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;

• недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;

• недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной. Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации. Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов. Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

Реализация настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.

6. Цель Программы – стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России. 

7. Задачи Программы.

Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:

• обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

• улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

• повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

• обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;         

• усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

8. Основные показатели Программы.

Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к 2015 году:

• повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6–7 % до 12–15 %;

• снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума – до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.

• повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;

• снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов – до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;

• снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.

9.Социально-экономический эффект от реализации Программы.

Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки.

Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:

  • снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
  • сокращение числа разводов и абортов;
  • снижение преступности;
  • снижение безработицы;
  • рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли. Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.
 

10. Принципы государственной  поддержки многодетных семей в Российской Федерации.

1. Принцип учета региональных  особенностей при разработке  и реализации органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации мер социальной поддержки.

2. Принцип приоритета  мер по созданию условий для  самообеспечения многодетной семьи в системе мер их социальной поддержки.

3. Принцип целеполагания  в осуществлении государственных  мер по поддержке многодетных  семей, в частности по достижению  ими среднестатистических по  Российской Федерации показателей  уровня обеспечения доступа к получению образования, медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами социальных прав.

4. Принцип объединения  усилий и координации действий  органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной поддержки многодетным семьям.

5. Принцип сочетания заявительного  порядка оказания социальной  поддержки и активной деятельности  социальных служб по выявлению  многодетных семей, нуждающихся  в социальной помощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания им социальной помощи (поддержки).

6. Принцип адресности  мер государственной поддержки  и социальной избирательности (объем  государственной социальной помощи  зависит от уровня доходов семьи и количества в ней детей).

11. Направления реализации Программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

• совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;

• государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

• содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

• поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

• повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

• формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

• совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

• обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

• содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

• обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

• повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

• повышение мобильности многодетных семей;

• привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

• моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях 

12. Исполнители Программы.

Исполнители Программы:

• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

• Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;

• Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

• Министерство финансов Российской Федерации;

• Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,

• Федеральное агентство по физической культуре и спорту;

другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий России др.

14.Контроль за исполнением Программы.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

II. Меры государственной  поддержки многодетных семей  в Российской Федерации.

1. Совершенствование системы  учета многодетных семей и  правового регулирования их государственной  поддержки.

1.1. Установление и обеспечение федерального стандарта минимального объема социальной поддержки многодетным семьям, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.

1.2. Разработка и принятие в каждом субъекте Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, объединяющего правовые нормы, определяющие размеры, условия и порядок предоставления всех форм поддержки многодетных семей на региональном уровне.

1.3. Создание банка данных о многодетных семьях в каждом субъекте Российской Федерации. Совершенствование порядка регистрации многодетных семей

1.4. Установление единой для всех субъектов Российской Федерации формы документа, подтверждающего статус члена многодетной семьи.

1.5. Разработка единой методики мониторинга качества жизни многодетных семей в субъектах Российской Федерации, учитывающей региональные особенности, и осуществление такого мониторинга.

2. Государственная  помощь многодетным семьям в  решении жилищных проблем и  оплате коммунальных услуг. 

2.1. Государственная помощь многодетным семьям в приобретении, строительстве или получении в социального найма жилья.

2.1.1. Введение правовых  и финансовых механизмов предоставления  банками целевых кредитов или  уполномоченными организациями  целевых субсидий на улучшение  жилищных условий семьям при рождении четвертого и каждого последующего ребенка, с прогрессивной шкалой погашения процентов по банковским кредитам или размера подлежащих возврату предоставленных сумм за счет государства в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет.

2.1.2. Нормативно-правовое закрепление правовых и финансовых механизмов, обеспечивающих в случае рождения четвертого или последующего ребенка семьям (молодым семьям – в случае рождения третьего ребенка) с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, разовое погашение за счет государства части долга по ипотечному кредиту или части долга по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку. Компенсация государством процентной ставки по основному кредиту в размере половины средней по субъекту Российской Федерации ставки по ипотечному кредиту.

2.1.3. Установление для  многодетных семей, нуждающихся  в улучшении жилищных условий, суммы первоначального взноса по ипотечному кредиту или по договору купли-продажи жилых помещений в рассрочку: для семей с 3–4 детьми – 40 %, для семей с 5 и более детьми – 20 % от суммы (процента) первоначального взноса, установленной для других категорий граждан. 

2.1.4. Введение правовых и финансовых механизмов предоставления семьям с 4 и более детьми, имеющим ежемесячный среднедушевой доход менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в течение полугода со дня рождения четвертого и каждого последующего ребенка жилых помещений (предоставление жилых помещений большей площади) из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма, с сохранением права на получение безвозмездной субсидии или займа, выделяемых за счет государственного или муниципального бюджета на строительство или приобретение жилья.

2.2. Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.

2.2.1. Предоставление организованным  группам застройщиков – многодетным  семьям земельных участков (не  менее 0,15 га в пригороде; не менее 0,50 га – в сельской местности) в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно либо по льготной (через субвенции) цене (в зависимости от величины среднедушевого дохода семьи, в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения).

2.2.2. Выделение из местных  бюджетов и бюджетов субъектов  Российской Федерации финансовой  помощи на организацию инженерного  обустройства (газ, вода, электроэнергия) застраиваемых согласно п. 2.3.1 участков.

2.2.3. Введение правовых и финансовых механизмов компенсации многодетным семьям части затрат на приобретение или строительство жилья, выделение строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в сельской местности) в случае рождения (усыновления) ребенка. Компенсация от 20 % до 100 % стоимости стройматериалов (в зависимости от среднедушевого дохода семьи в соответствии с утвержденной сметой расходов в органах социальной защиты населения, в пределах норм, установленных в субъекте Российской Федерации) многодетным семьям при осуществлении ими индивидуального жилищного строительства.

2.3. По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов. 

3. Содействие в  трудоустройстве членов многодетных  семей, стимулирование экономической  активности и самозанятости многодетных  семей.

3.1. Увеличение продолжительности засчитываемого в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности времени по уходу родителями за ребенком до достижения младшим ребенком возраста 16 лет – для семей с 3 и более детьми.

3.2. Создание правовых и финансовых условий для стимулирования работодателей к предоставлению работникам – многодетным родителям условий труда, способствующих сочетанию выполнения ими трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей, включая применение надомного труда для женщин, имеющих трех и более детей.

3.2.1. Установление преимущественного права на получение рабочего места родителями из многодетных семей в случае поступления на работу в учреждения бюджетной сферы, на государственную или муниципальную службу, а также в организации, где в собственности государства находится 50 и более процентов (долей) уставного капитала, в случае соответствия работника квалификационным и профессиональным требованиям вакансии и успешного прохождения испытаний (конкурса) при приеме на работу при прочих равных условиях.

3.2.2. Внесение в статью 41 Трудового кодекса Российской Федерации в перечень вопросов, рекомендуемых к включению в коллективные договоры (соглашения), положения об оказании работодателем конкретных мер социальной поддержки и о предоставлении особых условий труда работникам – многодетным родителям. 

3.2.3. Законодательное установление  предоставления 5 дополнительных дней  к ежегодному оплачиваемому отпуску  за каждого третьего и каждого  последующего ребенка каждому  из многодетных родителей.

3.2.4. Законодательное установление преимущественного права определения многодетными родителями времени и продолжительности своего отпуска при формировании графика отпусков в организации, с учетом возможностей и ограничений трудового (производственного) процесса.

3.2.5. Введение мер налогового стимулирования работодателей к принятию на работу работников – многодетных родителей.

3.3. Организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей в возрасте не менее 3 лет, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда.

3.4. Разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.

3.5. Учет при разработке региональных программ занятости необходимости трудоустройства многодетных родителей и трудоспособных детей из многодетных семей, возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.).

3.6. Введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на 100 тыс. руб. – при рождении третьего и каждого последующего ребенка.

3.7. Законодательное установление для многодетных семей прогрессивной системы налогообложения, учитывающей общесемейный доход и количество детей в семье.. 

4. Поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических  хозяйств многодетных семей.

4.1. Содействие многодетным родителям, желающим создать фермерское (крестьянское) хозяйства.

4.1.1. Предоставление земельных  участков в аренду на 49 лет  по льготной ставке арендной  платы или продажа по льготной  цене в рассрочку до 25 лет для  ведения фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств.

4.1.2. Предоставление льгот  по земельному налогу и арендной  плате в виде полного или  частичного освобождения от налога  на определенный срок либо  понижение ставок налога.

4.1.3. Предоставление стартовой  безвозмездной помощи (подъемных) для многодетных семей, решивших заняться фермерским (крестьянским) хозяйством.

4.1.4. Расширение доступности  кредитных и лизинговых схем  для крестьянских (фермерских) хозяйств  многодетных семей.

4.1.5. Предоставление разового  льготного кредита или беспроцентного займа в соответствии с законодательством Российской Федерации в первоочередном порядке на приобретение техники, оборудования, автомобильного транспорта и на другие связанные с созданием и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств цели.

4.1.6. Бесплатное обучение  членов многодетных семей основам  ведения фермерских хозяйств  и аграрной деятельности на  специальных курсах в учреждениях  среднего специального и высшего  профессионального образования.

4.2. Предоставление многодетным семьям садовых, огородных или дачных земельных участков в первоочередном порядке в размере не менее 0,15 гектара на семью. 

5. Повышение доступности  образования для детей из многодетных  семей.

5.1. Повышение доступности дошкольного образования для детей из многодетных семей.

5.1.1. Установление для  многодетных семей со среднедушевым  доходом менее 3 прожиточных минимумов  льготных тарифов по оплате  услуг государственных и муниципальных  дошкольных образовательных учреждений  – 25 % от установленного в субъекте Российской Федерации размера оплаты услуг дошкольных учреждений.

5.1.2. Установление бесплатности  услуг государственных и муниципальных  дошкольных образовательных учреждений  для семей с 4 и более детьми  со среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов.

5.1.3. Установление права  на первоочередной прием детей  из многодетных семей в дошкольные  образовательные учреждения.

5.1.4. Установление права  детей из многодетных семей  учиться в одном образовательном  учреждении дошкольного образования.

5.2. Меры социальной помощи детям из многодетных семей в получении общего и дополнительного образования.

5.2.1. Предоставление ежегодной  компенсации многодетным семьям  с ежемесячным среднедушевым  доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта одежды для посещения школьных занятий из расчета 2500 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 4000 рублей – для многодетных семей с одним родителем).

5.2.2. Предоставление ежегодной  компенсации многодетным семьям  с ежемесячным среднедушевым  доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем  субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта спортивной формы, включая спортивную обувь, для посещения школьных занятий физической культуры из расчета 2000 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 3000 рублей – для многодетных семей с одним родителем).

5.2.3.Предоставление единовременного  пособия многодетным родителям  при поступлении в 1 класс общеобразовательной  школы ребенка из многодетной  семьи с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, в размере 2 прожиточных минимумов ребенка – на третьего ребенка, 3 прожиточных минимумов на четвертого и каждого последующего ребенка.

5.2.4. Установление преимущественного права на посещение учащимися из многодетных семей групп продленного дня в общеобразовательных учреждениях.

5.2.5. Предоставление пособия  в сумме 1000 рублей в год или  заменяющего его специального  талона на приобретение школьно-письменных принадлежностей для учащихся детей из многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

5.2.6. Установление права  детей из многодетных семей  учиться в одном общеобразовательном учреждении.

5.3. Повышение доступности среднего и высшего профессионального образования.

5.3.1. Установление для  детей из семей с тремя и  более детьми льгот при поступлении  в учреждения среднего профессионального  образования, аналогичных установленным для детей-инвалидов и детей-сирот.

5.3.2. Установление льготного  порядка поступления на учебные  места, финансируемые за счет  бюджетов основе в государственных  и муниципальных учреждениях  высшего профессионального образования  для детей из семей с 5 и более детьми с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации.

5.3.3. Предоставление возможности  детям из семей с 5 и более  детьми с ежемесячным среднедушевым  доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, обучаться в учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку студентов на платной основе, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (предоставление «сертификатов на образование»), при поступлении на конкурсной основе по специальностям, определяемым в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации. 

6. Реализация мер по  формированию и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи.

6.1. Разработка и реализация  на федеральном и региональном  уровнях программ формированию  и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

6.2. Изготовление и распространение в средствах массовой информации информационных материалов, в том числе социальной рекламы, телевизионных фильмов, теле- и радиопередач, а также материалов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», пропагандирующих привлекательность семейного образа жизни, семей с 3 и более детьми.

6.3. Меры по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, формирование у них нравственных, в том числе семейных, ценностей, установок на создание полной, состоящей в законном браке, семьи с двумя и более детьми, как социальной нормы, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи. Введение в рамках федерального компонента государственного стандарта общего образования образовательной области «духовно-нравственное воспитание», предполагающей реализацию вариативных учебных курсов по выбору учащихся и их родителей. 

7. Совершенствование системы  государственных семейных пособий и компенсаций для многодетных семей.

7.1. Увеличение размера единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 25 000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка.

7.2. Установление минимального размера ежемесячного пособия на детей в многодетных семьях с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, в размере 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка.

7.3. Установление ежегодного президентского рождественского (для лиц, исповедующих другие религии, – новогоднего) пособия в размере 2 прожиточных минимумов каждой многодетной семье с 4 и более детьми.

7.4. Компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги телефонной связи.

7.4.1. Снижение максимального  уровня доли оплаты за жилое  помещение и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи для получения жилищной субсидии до 10 % для многодетных семей.

7.4.2. Компенсация для семей  с 3 и более детьми в размере 50 % абонентской платы за телефон  и платы за электроэнергию.

8. Обеспечение  доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения.

8.1. Установление первоочередного права приема детей из многодетных семей в оздоровительные и специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа. 

8.2. Бесплатное лекарственное обеспечение детей из многодетных семей до достижения ими возраста 7 лет.

8.3. Льготы по отдельным видам медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения для женщин, родивших (усыновивших) и воспитывающих (воспитавших) 5 и более детей.

8.3.1. Бесплатное обеспечение  лекарственными средствами при амбулаторном лечении по рецептам врачей государственных учреждений здравоохранения.

8.3.2. Бесплатное изготовление  и ремонт зубных протезов (кроме  протезов из драгоценных металлов  и отдельных видов металлокерамики) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации.

9. Содействие нормальному  питанию детей из многодетных  семей.

9.1. Обеспечение бесплатного горячего питания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях для учащихся из многодетных семей.

9.2. Обеспечение детей из многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, бесплатными молочными продуктами до достижения ими возраста 7 лет. 

10. Реализация  мер по обеспечению совместного  досуга и отдыха многодетных  семей.

10.1. Предоставление многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, компенсаций затрат на приобретение семейных путевок один раз в 2 года для совместного отдыха в санаториях и домах отдыха на территории Российской Федерации в размере 50 % для семей с 3–4 детьми, 75 % для семей с 5–6 детьми и 90 % для семей с 7 и более детьми от полной стоимости путевок и билетов для следования к месту отдыха и обратно.

10.2. Создание условий семейного отдыха для многодетных семей по месту их жительства.  

11. Меры по повышению  доступности услуг учреждений  культуры и спорта для многодетных семей.

11.1. Установление для многодетных семей льгот по посещению (включая дни бесплатного посещения) театров, музеев, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, выставок, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

11.2. Скидка в размере 50 % для семей с 3–4 детьми, в размере 80 % для семей с 5 и более детьми за обучение детей в художественных, музыкальных, спортивных школах и школах искусств, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

11.3. Бесплатное предоставление физкультурно-спортивных услуг государственными и муниципальными учреждениями физкультуры и спорта несовершеннолетним детям из многодетных семей и их родителям.  

12. Создание условий  социальной комфортности для многодетных семей.

12.1. Создание (модернизация) в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях системы социальных учреждений, занимающихся работой с многодетными семьями по индивидуальным программам социально-психологической адаптации, в том числе предоставляющих услуги по уходу за детьми (сиделок, нянь) в многодетных семьях.

12.2. Создание в действующей системе социальных служб семейных социально-психологических консультаций для консультирования и помощи многодетным семьям, в том числе психологической поддержки и консультирования отцов для повышения их воспитательной роли в отношении своих детей.

12.3. Создание системы информирования многодетных семей о мерах государственной, муниципальной и общественной социальной поддержки, в том числе возможностях улучшения жилищных условий и материального положения; возложение на существующие службы социальной помощи обязанностей по информированию многодетных семей об их правах и о существующих социальных программах, а также обязанностей по оказанию помощи в подготовке и сборе необходимых документов для получения социальной помощи. 

12.4. Установление бесплатности оказания многодетным семьям с 4 и более детьми социально-психологических и социально-педагогических услуг государственными учрежденными социального обслуживания.

12.5. Право на бесплатное пользование семьями с 3 и более детьми услугами бань, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации и муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

13. Меры по повышению  мобильности многодетных семей.

13.1. Внеочередное обслуживание в авиационных, железнодорожных и автобусных (межрайонного и междугороднего следования) кассах.

13.2. Ежемесячная компенсация стоимости проезда учащимся общеобразовательных школ из семей с 4 и более детьми на внутригородском транспорте (кроме такси), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий к месту учебы и обратно.

13.3. Предоставление семьям с 6 и более детьми 1 раз в 10 лет за счет бюджетных средств автомобиля (микроавтобус).

13.4. Компенсация части затрат на первоначальный взнос и субсидирование процентной ставки по автокредитованию для семей с 4 и более детьми, приобретающих автомобиль типов типа минивэн, пикап, микроавтобус. 

14. Привлечение  институтов гражданского общества  к поддержке многодетных семей.

14.1. Поддержка государством некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на социальную поддержку и помощь многодетным семей и защиту их прав.

14.2. Создание Общественного совета при Правительстве Российской Федерации по проблемам многодетных семей с включением в его состав представителей общественных объединений многодетных семей. 

15. Меры морального поощрения  родителей, ответственно и добросовестно  воспитывающих (воспитавших) детей  в многодетных семьях.

15.1. Награждение родителей, имеющих 5 и более детей, почетными грамотами, знаками, наградами органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

15.2. Введение специальной государственной награды (орден и медаль) родителям (усыновителям, опекунам и приемным родителям), имеющим 5 и более детей, обеспечивших воспитание достойных граждан Российской Федерации и являющихся образцом поведения.

15.3. Ежегодные новогодние встречи Президента Российской Федерации с многодетными семьями с 7 и более детьми во время проведения «Кремлевской Ёлки».

15.4. Ежегодная встреча в день защиты детей Президента Российской Федерации с представителями общероссийских общественных объединений членов многодетных семей по обсуждению практических вопросов и поддержке их инициатив. Ежегодные аналогичные встречи представителей Президента РФ в федеральных округах с представителями многодетных семей, предваряющие встречу с Президентом РФ. 

III. Предварительный расчет  стоимости реализации  
 Программы государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008-2015 годы

Реализация Программы требует финансирования в объеме, необходимом и достаточном для эффективного построения государственной демографической и семейной политики и реального достижения заявленной цели – стимулирования увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов, обеспечения достойного качества жизни и повышения социального престижа многодетных семей в России.

Предполагаемая структура расходов отражена в таблице:

МЕРЫ

Ежегодные бюджетные затраты, млн. руб.

1. Совершенствование системы учета  многодетных семей и правового  регулирования их государственной  поддержки.

10

2. Государственная помощь многодетным  семьям в решении жилищных  проблем.

10000

2.2. Реализация мер по стимулированию  индивидуального жилищного строительства  многодетных семей с ежемесячным  среднедушевым доходом менее 4 прожиточных  минимумов, установленных в соответствующем  субъекте Российской Федерации.

5000

2.3. По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов.

5000

3.3. Организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда.

1500

3.4. Разработка и реализация специальных  региональных программ профессиональной  подготовки, повышения квалификации  и переподготовки безработных  многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития  экономики субъекта Российской Федерации.

500

3.6. Введение мер налогового стимулирования  работодателей при выплате ими  единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении  ребенка через уменьшение налогооблагаемой  базы налога на прибыль на 100 тыс. руб. – при рождении третьего и каждого последующего ребенка.

3600

4. Поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств  многодетных семей.

2000

5. Повышение доступности образования  для детей многодетных семей.

10800

5.2.1. Предоставление ежегодной компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта одежды для посещения школьных занятий из расчета 2500 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 4000 рублей – для многодетных семей с одним родителем).

4000

5.2.2. Предоставление ежегодной компенсации  многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта спортивной формы, включая спортивную обувь, для посещения школьных занятий физической культуры из расчета 2000 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 3000 рублей – для многодетных семей с одним родителем).

3200

5.2.3. Установление размера единовременного пособия при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы ребенка из многодетной семьи с ежемесячным доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 2 прожиточных минимумов ребенка – на третьего ребенка, 3 прожиточных минимумов на четвертого и каждого последующего ребенка.

5000

5.2.5. Предоставление пособия в сумме 1000 рублей в год или заменяющего  его специального талона на  приобретение школьно-письменных  принадлежностей для учащихся детей из многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

1200

6. Реализация мер по формированию  и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи.

1000

7.1. Увеличение размера единовременного  пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 25 000 руб. – на третьего  и каждого последующего ребенка.

3500

7.2. Установление минимального размера  ежемесячного пособия на детей  в многодетных семьях с ежемесячным  среднедушевым доходом менее 2 прожиточных  минимумов, установленных в соответствующем  субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка.

46800

7.3. Установление ежегодного президентского  рождественского (для лиц, исповедующих  другие религии, – новогоднего) пособия  в размере 2 прожиточных минимумов  каждой многодетной семье с 4 и  более детьми.

3000

7.4. Компенсации многодетным семьям  с ежемесячным среднедушевым  доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем  субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги  телефонной связи.

9000

8. Обеспечение доступности медицинского  обслуживания и лекарственного  обеспечения.

5000

9. Содействие нормальному питанию  детей из многодетных семей.

8000

12. Создание условий социальной  комфортности для многодетных  семей.

2000

1.3.1. Внеочередное обслуживание в авиационных, железнодорожных и автобусных (межрайонного и междугороднего следования) кассах и 13.2. Ежемесячная компенсация стоимости проезда учащимся общеобразовательных школ из семей с 4 и более детьми на внутригородском транспорте (кроме такси), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий к месту учебы и обратно.

1400

13.3. Предоставление семьям с 6 и более  детьми 1 раз в 10 лет за счет  бюджетных средств автомобиля (микроавтобус).

2700

13.4. Компенсация части затрат на  первоначальный взнос и субсидирование процентной ставки по автокредитованию для семей с 4 и более детьми, приобретающих автомобиль типов типа минивэн, пикап, микроавтобус.

2000

14.1. Поддержка государством некоммерческих  организаций, осуществляющих деятельность, направленную на социальную поддержку и помощь многодетным семей и защиту их прав.

1000

14.2. Создание Общественного совета  при Правительстве Российской  Федерации по проблемам многодетных  семей с включением в его  состав представителей общественных  объединений многодетных семей.

100

ИТОГО

137310


Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.

Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить долгосрочный характер.

При оценке уровня доходов по данному блоку мер, государственные социальные выплаты не учитываются. Порог среднедушевого дохода для социального найма жилья определяется дифференцированно по субъектам Российской Федерации в зависимости от стоимости жилья и величины прожиточного минимума. Порог среднедушевого дохода для получения такой поддержки определяется дифференцированно по субъектам Российской Федерации.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РАСХОДОВАНИЯ НА ЭТИ ЦЕЛИ СРЕДСТВ<span class="dash041e_0431_044b_044


Информация о работе Социальные проблемы организации досуга многодетной семьи в условиях малого города