Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:34, реферат
Важнейшая роль в социальной защите населения отводится социальному страхованию в обязательной и добровольной формах. Основанием для осуществления социального страхования являются постоянно сопутствующие жизни и любым видам деятельности (занятости) людей социальные риски, снижающие их материальный жизненный уровень и/или изменяющие социальное положение граждан. Государство, общественность должны решительно действовать, защищая добрые нравы в нашей стране. Ценностная, духовно-нравственная деградация, не просто означает негативные социальные последствия, но, по сути, является внутренней бедой, проблемой внутренней социальной безопасности нации.
Законодательное введение обязательного страхования гражданской ответственности всех органов и ветвей власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и их работников за причинение вреда своими действиями, принятыми несовершенными законами, иными нормативными правовыми актами, а также разного рода решениями гражданам РФ позволит:
1) обеспечить компенсацию потерь доходов, имущества, вреда, причиненного жизни, здоровью или трудоспособности граждан, материальному уровню и качеству их жизни, за счет страховых выплат страховщиков;
2) иметь дополнительный
источник денежных средств (за
счет обязательств
3) экономить средства
соответствующего бюджета в
При скором вступлении в ВТО и допуске на российский страховой рынок иностранных страховых компаний, имеющих мощный финансовый потенциал и предлагающих свои страховые услуги по приемлемым тарифным ставкам, введение предлагаемого вида обязательного страхования ответственности представляется вполне реальным.
Так, В.Д. Роик в книге "Профессиональные риски" определяет социальные риски как "типичные, массовые виды опасностей, как факторы ухудшения социального положения больших групп населения (социальных групп), подразумевая под этим их важность и значимость с точки зрения общества". При этом отмечается, что "социальными признаются опасности (риски), возникающие по причинам общественного характера и защититься от которых индивидуально с высокой степенью надежности в большинстве случаев невозможно". Более развернутое определение этого понятия выглядит так: "Социальные риски - это факторы нарушения нормального социального положения людей при повреждении здоровья, утрате трудоспособности или отсутствия спроса на труд (безработица), сопровождающееся наступлением для трудозанятого населения материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, несения дополнительных расходов, связанных с лечением, а для семей - источника дохода в случае потери кормильца".
При всей содержательности и привлекательности данное определение понятия "социальные риски" имеет очевидную ограниченность в отражении существующих явлений и отношений социального страхования. Это обусловлено, во-первых, тем, что социальные риски и последствия их проявления касаются только трудозанятого населения и членов их семей. Но, как известно, обязательное медицинское страхование (ОМС) и обязательное пенсионное страхование в РФ распространяются и на неработающую часть населения (в том числе на детей, пенсионеров, инвалидов). Во-вторых, природу социальных рисков В.Д. Роик связывает непосредственно только с видами, условиями и особенностями трудовой деятельности граждан, развитостью рынка труда. Однако в действительных социальных отношениях имеет место и внепроизводственная для граждан природа социальных рисков: различные заболевания; события (действия) бытового характера, причиняющие травмы и иные повреждения здоровья, ведущие к гибели (смерти) людей; аварии, катастрофы на транспорте при поездках личного характера; масштабные техногенные экологические катастрофы (на АЭС,
Социальные риски по праву социального обеспечения характеризуются следующими признаками:
1) имеют исключительно
2) ограничивают (или нарушают) жизнедеятельность человека и предопределяют ее социальную необеспеченность,
3) закреплены национальным законодательством как обстоятельства, вследствие наступления которых лицо может потребовать помощи государства или общества;
4) потенциально закономерными для каждого человека: обязательно или, как правило, случаются или могут произойти при определенных обстоятельствах.
Правовая природа социального риска обусловливает особую природу права социального обеспечения и определяет функции: предупреждение возможных материальных неурядиц лица или помощь лицу или членам его семьи, которые находятся в особом материальном или социальном положении.
Таким образом, социальный риск — это закрепленная законодательством и признана обществом социально-значимой обстоятельство объективного характера, с наступлением которого граждане (члены их семей) могут потерять временно или навсегда средства к существованию или требуют дополнительного материального обеспечения и не могут самостоятельно ее избежать.
По критерию организационно-правовой формы социального обеспечения социальные риски можно классифицировать на страховые, т. е.
-те, которые обеспечиваются в рамках системы социального (государственного и негосударственного) страхования и не страхования
- обеспечиваются по программе
социальной государственной
По характеру можно выделить такие основные социальные риски:
- нетрудоспособность,
- безработица (частичная безработица),
- потеря кормильца,
- малообеспеченность.
Срок нетрудоспособности часто встречается в национальном законодательстве при определении субъектов права на тот или иной вид социального обеспечения. Вместе с тем, законодательного закрепления этого понятия нет, что неоднократно приводило к нерешенным проблемам в правоприменительной практике.
Нетрудоспособность - социально-физиологическое состояние человека, который определяется ее объективной потерей или уменьшением естественных функций организма или снижением квалификации, значительным уменьшением объема или прекращением трудовой деятельности.
Содержание и вид нетрудоспособности определяется законодательно закрепленными обстоятельствами, которые предопределяют ее наступления. Нетрудоспособность может быть следствием различных по природе юридических фактов:
1)обще-социальных: присущи каждому человеку, поскольку обусловлены ее физиологической и социальной природе (например, старость, беременность и роды, травма, не связанная с производством и т. д.)
2) профессиональных: является следствием или связанные с трудовой деятельностью, которую исполняла лицо(несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание),
3)публичных: является следствием экономических, технических, социальных событий в конкретном государстве (техногенные катастрофы, военные конфликты и т. п.).
По моему мнению, нужно различать объективно-физиологическую нетрудоспособность, то есть по состоянию здоровья или при несовершеннолетию и объективно-юридической, т.е., когда закон позволяет уже не работать независимо от того, может или не может человек выполнять определенную трудовую деятельность. Нетрудоспособность можно классифицировать также на реальную и презюмированную. Реальная отображается в процентах потери трудоспособности и определяется МСЭК. Презюмированная нетрудоспособность наступает при достижении законодательно установленного возраста. Презумпция возрастной нетрудоспособности лежит в основе пенсии по возрасту; презумпция потери профессиональной трудоспособности лежит в основе назначения пенсии за выслугу лет, а также пенсии по возрасту, который назначается на льготных условиях.
По продолжительности нетрудоспособности можно разделить на:
- постоянную;
- стойку;
- временную.
Юридическим фактом, постоянную нетрудоспособность лица являются старость (пенсионный возраст). Тем не менее, медицинская наука не нашла критерия правильного нормирования или прекращения работы в соответствии с физиологическим состоянием и биологической активностью человека. Исследования доказывают, что степень старения (соответственно уровень здоровья) существенным образом зависит от различного рода социальных факторов: разницы в уровне и качестве жизни городского и сельского населения; принадлежности к определенной социальной группе; отношение лица к своему здоровью; особенности питания и т.д. Физиологическое и медико-биологическое состояние определяется индивидуальными темпами старения организма, психологический — самооценкой человека. Итак, старость — это естественное состояние организма, который часто не совпадает с календарным возрастом человека. Именно поэтому возникновение у лица права на социальное обеспечение связывают с наступлением такого юридического факта как пенсионный возраст для мужчин 60, для женщин — 55 лет.
Итак, можно выделить два признака инвалидности:
1)профессиональную — полная
или значительная потеря
2)непрофессиональная —
Степень ограничения жизнедеятельности человека, причину, время наступления, группу инвалидности определяет медико-социальная экспертиза, которая проводится на основании порядка организации и проведения медико-социальной экспертизы утраты. В зависимости от степени потери здоровья устанавливают три группы инвалидности.
Причина инвалидности определяет вид социального обеспечения, условия и порядок его предоставления. Причинами инвалидности могут быть: несчастный случай на производстве; профессиональное заболевание; общее заболевание или травма, несвязанная с производством. Под временной нетрудоспособностью понимаем неспособность лица осуществлять трудовую деятельность вследствие кратковременных обстоятельств объективного характера..
Создание в государстве рыночного механизма хозяйствования привело к появлению рынка труда, который сопровождается наличием постоянной незанятости части трудоспособного населения, т. е. появления нового социального риска — безработица.
Определение безработицы как социального риска, ни в законодательстве, ни в научной литературе не дается. Независимыми от лица обстоятельствам прекращения трудового договора признаются: по соглашению сторон; в связи с призывом или поступлением на военную службу; по инициативе работника в случае невозможности продолжения работы, а также невыполнения работодателем условий коллективного или трудового договора; расторжение срочного договора по инициативе работника в случае болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору; в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства, перепрофилирования предприятия, сокращения численности или штата работников; в связи с выявленной несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению работы, в связи с неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности и родами; вследствие восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Так, безработными могут признаваться лица, которые прекратили трудовой договор по собственному желанию без уважительных причин или, например, были уволены за прогул. Отсутствие независимых обстоятельств прекращения трудового договора влияют только на условия и порядок получения лицом пособия по безработице.
Учитывая приведенное выше, под безработицей понимается потеря работоспособной лицом трудоспособного возраста работы по объективным или субъективным причинам, который привел к потере заработной платы или других, предусмотренных законодательством доходов.
Закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» впервые на законодательном уровне закрепил, что частичная безработица как социальный риск и предусмотрел систему социального обеспечения от него. Под частичной безработицей понимают вынужденное временное сокращение нормальной или установленной продолжительности рабочего времени, перерыв в получении заработка или сокращение его размера по причине временного прекращения производства без прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического, структурного характера.
Потеря кормильца нетрудоспособными членами семьи, которые находились на его иждивении, является основанием для назначения пенсии по потере кормильца или ежемесячных страховых выплат в случае смерти кормильца от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца считаются: дети, не достигшие 18 лет (сюда также относится ребенок умершего, которая родилась в течение не более10-месячного срока после его смерти), дети, которые являются учениками, студентами (курсантами, слушателями, стажерами) дневной формы обучения — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23 лет; женщины, достигшие 55 лет; и мужчины, достигшие 60 лет, если они не работают; инвалиды — члены семьи пострадавшего на время инвалидности; несовершеннолетние дети, на содержание которых умерший выплачивал или обязан был выплачивать алименты; один из супругов или один родителя умершего или иной член семьи, если он не работает и с детьми, братьев, сестер или внуков умершего, не достигшими 8-летнеговозраста.
Члены семьи умершего считаются были на его иждивении, если они получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, либо имели на день его смерти право на получение от него содержания.
Рыночная трансформация экономических
отношений привела к появлению качественно
нового социального риска, при наступлении
которого граждане нуждаются в поддержке
общества, — малообеспеченности. Малообеспеченность
как социальный риск