Социальный проект в области государственной социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
Задачи данного исследования:
Исследование теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами;
Проанализировать законодательную базу;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами.
1.1 Социальные характеристики современной детской инвалидности…………..6
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…….17
Глава 2. Деятельность государственных органов в области социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.………………………………………………………………………………28
Глава 3. Разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.……………………………………………………….……..49
Заключение.………………………………………………..…………………...….55
Список используемой литературы.……………...……………………………...58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Веревкиной Оли ГМУ 3 курс.docx

— 111.16 Кб (Скачать файл)

Согласно этой Декларации инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей.

В соответствии с Декларацией инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства; несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, т.е. в первую очередь право на удовлетворительную жизнь, которая должна быть как можно более нормальной и полнокровной.

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидности и изучения потенциальных возможностей этой группы населения, а также изучения возможностей наиболее полно реализовать вклад инвалидов в процесс развития с 1983 по 1992 гг. проводилось Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций. По решению ООН 3 декабря считается Международным днем инвалидов.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как:

  • Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.;
  • Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.;
  • Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.;
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным советом Российской Федерации 22 июля 1993 г.;
  • Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.;
  • постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля1993 г. и др.

Основным является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995г. Впервые целью государственной политики объявлено не только социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод. В законе даны принципиально новые значения основных понятий: «инвалид», «реабилитация», «социальная защита инвалидов», обозначена компетенция федеральных и региональных органов власти в решении этих вопросов, определена ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности. Законодательно закреплено создание специальных институтов – государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. На них возложены функции оценки ограничений жизнедеятельности, разработки и проведения реабилитационных мероприятий, восстановление социального статуса инвалида, его материальной независимости.

Нормативно-правовая база определяет порядок признания человека инвалидом утверждено соответствующее положение об этом. В основу определения инвалидности заложены принципиально новые критерии, характеризующие не утрату способности к труду в обычных условиях, а нарушения жизнедеятельности человека.

Совместным постановлением Министерства труда и Министерства здравоохранения России утверждены классификация и временные критерии, используемые при медико-социальной экспертизе.

Министерством труда России разработаны документы «Об утверждении формы направления детей до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы».

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ст. 1 Конвенции о правах ребенка)5.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции о правах ребенка).

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ст. 1 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).

Детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия в размере минимальной пенсии по старости (статьи 5, 11 ,12 Закона РФ от 15. 12. 01 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до восьми лет устанавливаются пенсии на льготных основаниях по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (п. 1 ст. 28 Закона РФ от 17. 12. 01 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»6).

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 13 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ). Дети-инвалиды обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации (Постановление Правительства РФ от 30. 07. 94 г. №8907).

Одному из родителей или иному члену семьи, по усмотрению родителей, предоставляется право, в интересах лечения ребенка, находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности (ст. 22 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»8).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов:

  • предоставляется скидка не ниже 50 % с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
  • устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (ст. 28 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы (ст. 17 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ). Кроме того, дети-инвалиды, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (Указ Президента РФ 2. 10. 92 года, N11579).

Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (ст. 18 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N 181-ФЗ).

Освободить родителей от платы за содержание в детских дошкольных учреждениях детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии (Постановление Верховного Совета РФ от 6. 03. 92 г. N2464-110).

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутрирегиональных маршрутов (ст. 30 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24. 11. 95 г. N181-ФЗ).

Для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. (Ст. 27 Закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», аналогично        ст. 262 Трудового Кодекса РФ11). По просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав (ст. 93  Трудового Кодекса РФ).

Работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия (ст. 259 Трудового Кодекса РФ).

Работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, по его заявлению ежегодно предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до четырнадцати календарных дней в удобное для них время. Указанный отпуск по его желанию может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован отдельно (полностью либо по частям).

Работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, могут привлекаться к работам в ночное время только с их согласия.

Работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, и работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, не могут привлекаться к сверхурочным работам и направляться в командировки без их согласия (ст. 259 Трудового Кодекса РФ).

Запрещается отказывать в приеме на работу и снижать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также по мотивам, связанным с беременностью (ст. 64 Трудового Кодекса РФ). При отказе в приеме на работу работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд.

Увольнение работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается (ст. 261 Трудового Кодекса РФ), кроме случаев ликвидации организации, состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением, дисциплинарного проступка.

Льгота по налогообложению предоставляется одному из родителей (по их выбору), на содержании у которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода инвалид с детства (пр. 3 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»12).

 

 

SWOD-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Наше общество не воспринимает детей-инвалидов. Отторжение «неполноценных» детей начинается уже в роддоме, когда матери предлагают сделать аборт.

Принимаются многочисленные законы для помощи детям-инвалидам и их семьям.

Социальная, территориальная и экономическая зависимость детей-инвалидов от родителей и опекунов.

Впервые целью государственной политики объявлено не только социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод.

При рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться.

Законодательно закреплено создание специальных институтов – государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов.

Выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей.

 

Трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида.

 

Отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями).

 

Сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.д.).

 

Отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

 

Информация о работе Социальный проект в области государственной социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России