Социальный проект в области государственной социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
Задачи данного исследования:
Исследование теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами;
Проанализировать законодательную базу;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами.
1.1 Социальные характеристики современной детской инвалидности…………..6
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…….17
Глава 2. Деятельность государственных органов в области социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.………………………………………………………………………………28
Глава 3. Разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.……………………………………………………….……..49
Заключение.………………………………………………..…………………...….55
Список используемой литературы.……………...……………………………...58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Веревкиной Оли ГМУ 3 курс.docx

— 111.16 Кб (Скачать файл)

По итогам голосования ратификацию Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей поддержали 293 депутата, против высказались 9. За Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей проголосовали 244 депутата, против - 96.

25 апреля 2012 года Госдума ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.

Конвенция, подписанная от имени Российской Федерации министром иностранных дел 24 сентября 2008 года в Нью-Йорке, направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, а также на создание эффективных механизмов защиты прав инвалидов.

В соответствии с Конвенцией государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. К таким мерам отнесены обучение в системе общего образования, установление благоприятных условий на рынке труда, создание доступной для инвалидов среды и адаптация в этих целях градостроительной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры, обеспечение доступа инвалидов к информации.

Государствам вменяется в обязанность содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также признанию их вклада на рабочем месте и на рынке труда, воспитывать на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста, уважительное отношение к правам инвалидов.

В отдельной статье определены меры, необходимые для создания без барьерной среды.

В Конвенции особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке.

При разработке и применении законодательства, в процессе принятия решений, касающихся инвалидов, государства-участники должны консультироваться с инвалидами и активно привлекать их к обсуждению через представляющие их организации.

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, представившая документ на пленарном заседании, сообщила, что в России более 13 млн. инвалидов, из них более 500 тысяч - дети.

«С учетом членов семей количество граждан в России, которых коснется Конвенция - более 30 млн. человек», - сказала Т.Голикова.

Ратификация Конвенции, по словам министра, потребует безотлагательного перехода всех органов власти к активным действиям по комплексной интеграции инвалидов, выявлению и пресечению дискриминации в отношении этой категории. Потребуется также внести ряд изменений в действующее законодательство, в частности, в закон о социальной защите инвалидов, в Жилищный кодекс.

Т.Голикова сообщила, что общий объем государственной программы «Доступная среда» составляет порядка 46 млрд. рублей. Большой объем средств планируется направить на инклюзивное образование. Кроме того, готовится государственная программа занятости населения, куда «будут инкорпорированы» вопросы занятости инвалидов.

Заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил, что в Конвенции взамен доминировавшего медицинского подхода к инвалидности закрепляется правовой, или социальный, подход.

В ходе обсуждения депутат Александр Ломакин-Румянцев («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») поинтересовался, собирается ли Россия подписать факультативный протокол к Конвенции, в соответствии с которым инвалид в случае нарушения его прав сможет обратиться в специальный международный комитет по правам инвалидов, а комитет получит право проводить проверки в связи с нарушением прав инвалидов в России. По словам Т.Голиковой, только 40% стран - участниц Конвенции подписали такой протокол. Россия сможет «приступить к факультативному протоколу», после того как в российское законодательство будут внесены изменения, необходимость которых вытекает из положений Конвенции.

Олег Смолин (КПРФ), понимая, что «чудес не будет», в то же время отметил, что Конвенция должна стать рычагом для изменения российского законодательства в лучшую сторону, и предложил создать совет по делам инвалидов при Председателе Госдумы.

Дмитрий Литвинцев (ЛДПР) предложил в сфере информационной политики усилить работу по формированию уважительного отношения к инвалидам.

13 апреля 2012 года Комитет по образованию провел парламентские слушания на тему: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества».

В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, ученые, педагоги, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов.

Открыл слушания председатель Комитета по образованию Александр Дегтярев. Он сообщил, что 10 апреля Президент внес на ратификацию в Госдуму Конвенцию ООН по правам инвалидов. Документ имеет принципиальное значение для реализации планов и программ в области государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конвенция направлена на обеспечение полного участия инвалидов в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по принципу инвалидности.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, включающих дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида и специальные коррекционные образовательные учреждения.

Внедрение инклюзивного образования, по словам А.Дегтярева, сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства. Часто это стереотипы и предрассудки, отказ учителей, школьников и их родителей принять такую форму обучения. Между тем, «инклюзивное образование учит воспринимать инвалида как равного, с другой стороны инвалид приспосабливается к тому, чтобы жить не среди своих, а как полноценный гражданин среди всех», отметил председатель Комитета.

Заместитель директора департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Сергей Вителис сообщил, что нормы, регламентирующие особенности получения образования инвалидами, включены в проект нового базового закона об образовании, который готовит Правительство. На создание сети базовых образовательных учреждений общего образования для инклюзивного обучения выделено 9 млрд. рублей из федерального бюджета и примерно столько же из региональных. Это даст возможность в течение пяти лет создать без барьерную среду в 20% общеобразовательных школ. По словам С.Вителиса, почти 240 тысяч, или более половины детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах.

Наряду с необходимостью введения инклюзивного обучения С.Вителис высказался за сохранение сети коррекционных образовательных учреждений и развитие надомного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева, отметив, что обсуждаемая проблема затрагивает интересы каждой десятой семьи, обратила внимание участников дискуссии на то, что большинство школ – это школы старой постройки и создать в них без барьерную среду подчас просто невозможно. «Но пандусы, дверные проемы и туалеты – это еще не без барьерная среда, - сказала она. - Школьная медицина пока отсутствует. Медицинских кадров в школах нет. Не определен статус учителя дистанционного образования».

По итогам обсуждения Федеральному Собранию рекомендовано включить в законодательство об образовании нормы, обеспечивающие реализацию права всех нуждающихся детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте, право выбора образовательных учреждений - общих или специальных, гарантии создания в образовательных учреждениях условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Правительству предложено создать государственную систему учета, статистики и мониторинга инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит прогнозировать их потребности в образовании и психолого-педагогической помощи.

По мнению участников парламентских слушаний, необходимо также установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающие необходимость специального обучения для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, а также для детей с умственной отсталостью, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

28 ноября 2011 года фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Совершенствование правовой и информационной систем России в связи с подготовкой к ратификации конвенции ООН о правах инвалидов». В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители общественных организаций и других заинтересованных ведомств.

Заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, открывая заседание, отметил, что экспертами КПРФ подготовлена концепция в области социальной защиты инвалидов, которая опирается на конвенцию ООН о правах инвалидов, на ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции 1995 года.

«Инвалиды – это не балласт, как считают некоторые чиновники. И это не просто группа населения, нуждающаяся в поддержке государства. Они – важная составная часть человеческого потенциала страны, без которой успешное развитие этого потенциала невозможно», - подчеркнул Олег Смолин.

Руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе Андрей Клычков рассказал, что в Москве проживает 1 млн. 200 тыс. инвалидов: «За последние 5 лет на поддержку инвалидов в российской столице было выделено 31 млрд рублей, в ближайшие годы на эти же цели предусмотрено еще большая суммы – 42 млрд рублей. В Москве еще очень много нерешенных проблем инвалидов. Прежде всего, это проблема получение профессионального образования инвалидами. Должны быть созданы условия для обучения детей-инвалидов в обычных учебных заведениях, чтобы облегчить их реабилитацию в обществе».

Член Комитета по образованию Раиса Горячева в своем выступлении отметила, что пока не созданы условия для обучения детей-инвалидов в обычных школах. По ее мнению, в современной школе еще много проявлений жестокости. Депутат считает, что необходимо с детского сада через различные воспитательные программы воспитывать у детей уважительное отношение к инвалидам. В частности, она предложила проводить конкурсы сочинений об инвалидах, а итоги конкурсов подводить ежегодно в день инвалидов.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями.

В Челябинской области органом исполнительной власти, проводящим государственную социальную политику, является Министерство социальных отношений Челябинской области. В пределах установленной компетенции Министерство социальных отношений Челябинской области осуществляет единую государственную политику в области социальной защиты населения через сеть подведомственных ему учреждений социального обслуживания населения.

Социальная защита детей-инвалидов осуществляется социальными службами государственного, муниципального и негосударственного секторов.

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Практическая реализация государственной социальной политики в отношении инвалидов осуществляется через деятельность управлений социальной защиты населения районов и городов, а также органов социального обслуживания.

Управление социальной защиты населения района или города осуществляет:

  • реализацию программ по социальной поддержке инвалидов;
  • оформляет документы для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;
  • оказывает помощь общественным объединениям инвалидов и их деятельности;
  • вносит предложения по созданию и совершенствованию деятельности учреждений медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов;
  • оформляет документы на помещение инвалидов, детей-инвалидов в соответствующие дома-интернаты;
  • оказывает координацию деятельности учреждений социального облуживания, расположенных на территории города, и оказывает им организационно-методическую помощь;
  • проводит личный прием граждан по вопросам социальной защиты.

Информация о работе Социальный проект в области государственной социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России