Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:43, курсовая работа
Цель данного исследования разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
Задачи данного исследования:
Исследование теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами;
Проанализировать законодательную базу;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами.
1.1 Социальные характеристики современной детской инвалидности…………..6
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…….17
Глава 2. Деятельность государственных органов в области социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.………………………………………………………………………………28
Глава 3. Разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.……………………………………………………….……..49
Заключение.………………………………………………..…………………...….55
Список используемой литературы.……………...……………………………...58
Для осуществления социального обслуживания детей-инвалидов в России функционируют следующие социальные службы:
В структуру Министерства входят 4 управления:
Каждое управление включает в себя ряд отделов, занимающихся определенным направлением деятельности, работой с отдельной категорией граждан.
Реализацию социальной политики в отношении инвалидов можно проанализировать непосредственно по работе отдела организации социальной поддержки инвалидов.
Отдел организации социальной поддержки инвалидов является структурным подразделением управления социальных гарантий и льгот.
В своей работе отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, законами Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, Положением о Министерстве социальных отношений, приказами Министра социальных отношений Челябинской области.
В отношении детей-инвалидов на региональном уровне были приняты следующие нормативно-правовые акты:
Общий объем финансирования мер социальной поддержки для детей-инвалидов в 2007 году в Тюменской области составит свыше 2,5 миллиарда рублей из всех источников.
По данным на 1 марта 2007 года общее число детей-инвалидов в регионе составило 5 тысяч 391 человек. Из них 2 тысячи 93 ребенка страдают психическими расстройствами, 1 тысяча 232 признаны инвалидами в связи с болезнями нервной системы, 239 ребят - с эндокринными заболеваниями, 255 - с поражениями органов зрения.
Ежегодно в результате специализированного лечения в реабилитационных центрах области выздоравливает около 10% находящихся на учете в органах соцзащиты детей. Этому способствует действующая с 2004 года система разработки индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, которая сегодня охватывает 100% детей.
Реабилитационные услуги в регионе оказывают около 40 учреждений - центры социального обслуживания населения и социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, приют для подростков, оздоровительные лагеря.
Общий объем финансирования мер социальной поддержки для детей-инвалидов в 2007 году по плану составит свыше 2,5 миллиарда рублей из всех источников, в том числе более 1 миллиарда - расходы областного бюджета. Еще более 300 миллионов рублей область направит на строительство и капитальный ремонт учреждений социального обслуживания таких ребят. В частности, уже ведется строительство нового корпуса на 200 мест учреждения для детей с хроническими психическими заболеваниями в селе Успенка.
На сегодняшний день 3 379 детей с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных учреждениях, 822 ребенка получают дошкольное образование. В регионе есть специальные школы и классы для слабовидящих детей, ребят с тяжелыми нарушениями речи и слуха, с поражениями опорно-двигательного аппарата, для умственно-отсталых детей, отметили в пресс-службе.
Тем не менее, одна из главных проблем в обеспечении прав на образование детей-инвалидов - недостаток специалистов. В областном департаменте разработан план переподготовки уже работающих педагогов по необходимым специализациям на базе московских, петербургских вузов и ТюмГУ.
В настоящее время в регионе Тюменской области нет закона, который бы полностью регулировал социальную поддержку детей-инвалидов, но имеются многие кодифицированные акты, закрепляющие социальную поддержку различных категорий граждан, куда входят и данные категории лиц.
Поскольку Правовое регулирование отношений в сфере социальной поддержки детей-инвалидов не может быть осуществлено исключительно законами. Они, несомненно, занимают центральное место в институте социальной поддержки. Они составляют основу, что непосредственно является «минусом» данного правового института. Однако динамика общественного развития порождает и необходимость быстрой ответной реакции со стороны государства. Мобильность правового регулирования должны обеспечить дополнительные нормативные правовые акты органов исполнительной власти.
Многообразие мер социальной поддержки детей-инвалидов, которые могут быть установлены на уровне России и субъекта РФ и реализация которых обеспечивается административно-правовыми нормами, объясняет многообразие актов, в которых эти нормы содержатся.
SWOD-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Государство разрабатывает много законов, деклараций, конвенций и т.д. где рассматриваются права детей-инвалидов. |
Ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. |
Государственная Дума обсуждает улучшение законов связанных с детьми-инвалидами в области образования, усыновления (как Российскими семьями, так и заграничными), здравоохранения, информационной системе. |
По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. |
Главным плюсом Российской политики является ратификация в Госдуму Конвенцию ООН по правам инвалидов. |
Кроме того, законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей. |
Плюсом в области здравоохранения является разработка индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов. |
Сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. |
Еще одной положительно чертой является выделение значительных средств на постройку и ремонт учреждений социального обслуживания. |
Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации. |
Ситуация усугубилась с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 г. были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции РФ. |
Глава 3. Разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
У власти любого уровня нет более важной и актуальной задачи, чем достижение социального согласия в обществе. Этот показатель имеет особое значение на фоне происходящих в нашем обществе социально-экономических преобразований.
Все социальные инициативы Правительства Российской Федерации накладывают определенную ответственность, прежде всего, на субъекты Российской Федерации. При этом ряд вопросов, а точнее выполнение конкретных показателей, заданий возлагается на Министерство социальных отношений области, от которого ожидается качественное исполнение возложенных на него функций.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Общепринято под эффективностью понимать соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность же в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. В нашем случае единственное, что для всех территориальных органов является одинаковым – это цели социальной деятельности. А в связи с тем, что у всех территориальных органов различные затраты и условия социальной деятельности имеет место и разный результат.
В организационном отношении самым первым непреложным условием эффективности работы территориальных органов, безусловно, является режим законности. Да, есть законы, постановления, указы, есть регламенты работы, должностные регламенты. Но необходимо учитывать, что совершенный закон сам по себе не является единственным гарантом эффективного регулирования отношений. Зачастую в своей деятельности государственным органам необходимо выходить в своей деятельности за рамки регламентов, поскольку по-другому не представляется возможным добиться социального согласия в обществе.
Министерство социальных отношений области, хотя формально и является исполнительным органом власти, курирующим вопросы социальной поддержки детей-инвалидов, на самом деле их фактически не исполняет.
В качестве основных направлений совершенствования деятельности Министерства социальных отношений области необходимо предложить следующие.
Для того чтобы изменения в законодательстве, затрагивающем вопросы социальной поддержки инвалидов были понятны для всех, а также действующие меры социальной поддержки детей-инвалидов были им известны и чтобы не возникло социальной напряженности в обществе, необходимо их освещать посредством еженедельная газета и 15-минутного эфира в неделю на областном телевидении.