Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:43, курсовая работа
Цель данного исследования разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
Задачи данного исследования:
Исследование теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами;
Проанализировать законодательную базу;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы государственной социальной политики в сфере работы с детьми-инвалидами.
1.1 Социальные характеристики современной детской инвалидности…………..6
1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-инвалидами…….17
Глава 2. Деятельность государственных органов в области социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.………………………………………………………………………………28
Глава 3. Разработка мероприятий направленных на формирование социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.……………………………………………………….……..49
Заключение.………………………………………………..…………………...….55
Список используемой литературы.……………...……………………………...58
Глава 2. Деятельность государственных органов в области социальной политики (в сфере работы с детьми-инвалидами) в современной России.
Обязанностью любого
государства является забота
о своих гражданах. Особое внимание
государство должно уделять
Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права детей-инвалидов закреплены в:
Начиная с 90-х годов прошлого века в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в:
Особое значение имеет Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.
Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.
В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.
Ситуация усугубилась с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)13. Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января 2005 г. были поставлены в неравные условия, что противоречит статье 19 Конституции РФ. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законе РФ «Об образовании в РФ»14 и других создали дополнительные препятствия для детей-инвалидов и молодых инвалидов к их социальной интеграции. Федеральным законом N 122-ФЗ были сведены на нет, начавшие было отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям-инвалидам в негосударственном секторе.
В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ граждане в своих обращениях к Уполномоченному неоднократно выражали обеспокоенность значительным ухудшением положения детей-инвалидов и их семей. Неслучайно вступление Закона в силу вызвало в начале 2005 года проведение в ряде городов России демонстраций родителей детей-инвалидов. В связи с этим уместно вспомнить, что еще в ноябре 2004 года Уполномоченным было внесено в Правительство РФ предложение о переносе срока вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ. В предложении наряду с сомнениями, высказанными по поводу «действенных механизмов реализации» закона, предлагалось сосредоточить основные усилия на качестве его предварительной подготовки, что могло бы существенно снизить социальные издержки.
В настоящее время существует настоятельная необходимость изменить и дополнить нормы федерального законодательства, регламентирующего права детей-инвалидов, выработать механизмы неукоснительного исполнения уже принятых законов и в целом скорректировать государственную политику в отношении детства.
7 июня 2013 года фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Инклюзивное образование: реализация или дискредитация?».
Заседание «круглого стола» открыл заместитель Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. По его словам, дети-инвалиды сталкиваются с рядом сложностей при обучении в школе. Он озвучил две основные проблемы. Родители с одной стороны недовольны тем, что их детей ограничивают и не дают возможности учиться в школе с полноценными учениками. С другой стороны высказывают недовольство тем, что количество специализированных школ, дающих инклюзивное образование, сокращается и детям с ограниченными возможностями приходится учиться в обычных школах, которые «должным образом для этого не приспособлены».
Академик РАЕН Сергей Кавокин считает, что инклюзивное образование «должно быть дифференцированным для разных групп инвалидов». По его мнению, образовательные программы для людей с ограниченными возможностями должны быть расширены. «Это позволит трудоустроиться большему количеству инвалидов», – сказал С.Кавокин. По его данным, в России устраиваются на работу только 6% инвалидов, тогда как в Англии более 40%.
По итогам «круглого стола» участники заседания выработали несколько рекомендаций, реализация которых, по мнению собравшихся, упростит получение образования для людей с ограниченными возможностями и будет способствовать толерантному отношению общества к инвалидам.
Законодательное обеспечение интересов детей стало темой Экспертного совета при Председателе Госдумы, который состоялся 14 февраля 2013 года. В обсуждении приняли участие депутаты, представители государственных структур, экономисты, социологи, правоведы. Открывая заседание, Сергей Нарышкин отметил, что тема прав детей всегда была приоритетной для Госдумы. Только в 2012 году депутаты рассмотрели в разных чтениях около 20 законопроектов, в той или иной степени связанных с правами детей и подростков. С.Нарышкин также напомнил, что в конце прошлого года палата приняла заявление о совершенствовании института усыновления и поддержке семей с детьми, а Президент подписал указ о мерах по защите детей-сирот. Затем в Госдуме была создана рабочая группа, которая готовит предложения по реализации задач, обозначенных депутатами и Президентом.
С.Нарышкин акцентировал внимание участников заседания на трёх ключевых темах в сфере защиты прав детей. По его словам, это профилактика социального сиротства, упрощение для граждан России процедуры усыновления и поддержка приемных семей.
Председатель Госдумы также сообщил, что подготовленные в соответствии с указом Президента законопроекты о социальной поддержке детей-инвалидов и о мерах, призванных повысить мотивацию к усыновлению, будут рассмотрены в первоочередном порядке.
Вместе с тем, С.Нарышкин отметил, что одних законодательных мер не достаточно. «Необходимо, если угодно, менять законы нравственные. Главное - отношение к детям и семье», - сказал он.
Заместитель Председателя Госдумы Людмила Швецова сообщила, что из 128 тысяч детей-сирот 26 тысяч – инвалиды. Из них менее 5% детей находят приемных родителей. Так, 90% детей с болезнью Дауна и треть детей с умственной отсталостью живут в интернатах. По состоянию на 1 января 2012 года в семьи устроено 1 тысяча 250 детей-инвалидов, из них более половины взято под опеку, более 400 - устроены в приемные и патронатные семьи и только 214 детей усыновлены. При этом российские граждане усыновили всего 38 детей. По словам Л.Швецовой, для того чтобы устройство детей-инвалидов в российские семьи стало более массовым, приемные родители должны получить гарантии, что государство поможет в лечении, реабилитации и получении образования.
Сообщив, что в России более 3 тысяч учреждений, где живут дети-сироты, Л.Швецова указала на необходимость их реорганизации.
Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов отметил, что у 84% детей-сирот, находящихся в детских домах и интернатах, родители живы, а родственники есть у 100% таких детей. «Не вина государства, что так происходит», - сказал П.Астахов. - Общество переживает не лучшие времена и не готово пока отказаться от иностранного усыновления».
П.Астахов предложил с 1 июня провести кампанию по противодействию насилию и жестокости в СМИ. По его мнению, необходимо также разработать единые стандарты для детских домов и единые регламенты проверки детских учреждений. В их отсутствие каждое ведомство «по-своему проверяет», а единой картины нет. Уполномоченный по правам ребенка высказался также за сокращение числа детских домов, большинство из которых, по его словам, «не лучшее место для ребенка».
Подводя итоги обсуждения, Сергей Нарышкин резюмировал: «Дети должны стать абсолютной ценностью. И не только государственная политика, но и социальный, нравственный климат должны быть такими, чтобы ребенок не чувствовал себя сиротой, независимо от того, живет ли он в родной семье, с приемными родителями или в детском доме».
10 июля 2012 года Госдума ратифицировала Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанный в Москве 18 ноября 2011 года, и Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанное 13 июля 2011 года в Вашингтоне. Соответствующие законопроекты внесло в Госдуму Правительство.
Заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, по поручению Правительства представившая документы на пленарном заседании, напомнила, что в соответствии с Конвенцией о правах ребенка Россия признает международное усыновление, если не представилось возможным устроить ребенка на воспитание в российскую семью.
В документах определены исполнительные органы, ответственные за взаимодействие по вопросам усыновления: со стороны РФ - Минобрнауки, со стороны Франции - Министерство иностранных европейских дел, со стороны США - Государственный департамент.
Усыновление ребенка из РФ может осуществляться только при содействии уполномоченной организации или агентства, за исключением случаев усыновления родственниками.
Стороны на взаимной основе смогут регулировать количество уполномоченных организаций. По данным Н.Третьяк, на территории РФ действуют три уполномоченных федеральных агентства по усыновлению и 39 американских агентств.
Решение об усыновлении ребенка, принятое компетентным органом государства происхождения, будет признаваться принимающим государством.
Определены порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства государства происхождения, а также объем прав усыновленного ребенка на территории принимающего государства.
Компетентные органы обязаны будут обеспечить контроль условий жизни и воспитания усыновленного ребенка. Предусмотрена процедура согласования между исполнительными органами сторон в вопросах переустройства ребенка в другую семью, а также возвращения ребенка в страну усыновления.
Н.Третьяк также отметила, что с 2004 года число детей, усыновленных иностранцами, сократилось более чем в три раза и составляет 3 тысячи 400 детей в год.
Дмитрий Савельев (ЛДПР) назвал мифом утверждение, что иностранцы усыновляют в основном детей с ограниченными возможностями. По его данным, в 2010 году они усыновили 2355 детей, из которых только 4,4% - инвалиды. Граждане России за тот же период усыновили 188 детей с ограниченными возможностями.
Светлана Горячева (СР) напомнила, что Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 года, положенная в основу соглашений, не ратифицирована Россией и предусматривает «приоритет усыновителя над усыновленными».
Поддержав договор с Францией, С.Горячева высказалась против ратификации соглашения с США. «Складывается впечатление, что его писала американская сторона, писала под себя. Усыновленные дети приравниваются по статусу к американским. Это означает, что они могут быть промежуточно усыновлены. Если ребенок усыновлен повторно - возвратить его в Россию уже нельзя. Более того, по Соглашению Россия обязана будет передавать американским усыновителям информацию не только о здоровье ребенка, но о социальном положении семьи, здоровье членов семьи. Это противоречит Семейному кодексу и закону о персональных данных», - сказала С.Горячева. Она также усомнилась, что органы опеки по месту жительства ребенка в России смогут контролировать его судьбу после усыновления и переезда в США.