Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44
Учреждение образования «РГСУ филиал город Минск»
Факультет
Специальность - социальная работа
Кафедра
Фамилия Имя Отчество
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа студентки 2 курса очной формы обучения
Научный руководитель: ФИО, должность, степень
____________________
(подпись)
“___”_________2013 г.
Минск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………
1.1. Понятие социализации
как категории социальной
1.2. Юношество как объект
социальной работы………………………….……
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной
работы с юношеством в
социализации………………………………………………
2.2. Направления социальной
работы с юношеством в
социализации в Республике
Беларусь……………………………………….......
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Социальная работа с юношеством и система ее социального обслуживания очень важна. И не только потому, что проблемы данной социально-демографической группы весьма трудны и обширны, но и потому, что именно юношество будет определять судьбу общества, государства. Поэтому изучаемая тема весьма актуальна.
Под социальной работой с юношеством понимается профессиональная деятельность социальных работников по оказанию помощи как отдельному юному человеку, так и группам юных людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с юношами и девушками по месту жительства или в учебных и трудовых коллективах.
Объектом данного исследования является социальная работа.
Предметом исследования в рамках данной курсовой работы является социализация юношества.
При подготовке данной курсовой работы были применены общенаучные и общелогические методы исследования: принципы диалектической логики, способы исторического и системного анализа; синтеза теоретического материала; сравнения, обобщения; научной абстракции, индукции и дедукции.
Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение содержит краткую характеристику данной работы, предмет, объект, цели и задачи исследования, а также раскрывает актуальность выбранной темы исследования.
В двух главах раскрывается суть социальной работы с юношеством в процессе социализации, а также рассматривается практика социальной работы по организации процесса социализации в юношеский период.
В заключении приводятся обобщения и выводы, к которым автор пришёл по результатам исследования.
Данная тема хорошо представлена в социологической, психологической, педагогической литературе: в специализированных и популярных изданиях. Эти источники были использованы при написании курсовой работы.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством
в процессе социализации
Социализация - это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.
Понятие "социализация" используется в социологии, философии, психологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 - начале 50-х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.) [23, с. 12].
Понятие "социализация" часто сводится к адаптации. Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро - и микро - социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом - т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте [25, с. 129].
Чтобы понять, что термин «социализация» используется и в других трактовках, рассмотрим этот термин с другой стороны. Например, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей [33, с. 9].
Рассмотрим корни (причины) социализации. Так, биологические корни связаны со следующим. Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 - 6 месяцев после рождения [14, с. 29].
Рассмотрим социокультурные причины социализации. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.
Социализация является непрерывным процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, юношестве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.
В детстве и юности социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).
Социализация детей и юношества направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.
Роджер Гоулд в духе З. Фрейда признает, что психические травмы, полученные в детстве, определяют формирование личности, но он считает, что их можно частично преодолеть [18, с. 12]. По Гоулду, люди на основе опыта и самосознания могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр.
Этот процесс преодоления детских мифов ведет к успешной социализации и переходу во взрослость, формирует более объективные, критические реалистические позиции и взгляды людей, делает их терпимее, щедрее и свободнее в своем поведении и деятельности.
Смена социальных ролей с переходом от одного жизненного цикла к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация.
Десоциализация - это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности [28, с. 13].
Ресоциализация - это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.) [28, с. 14].
Таким образом, десоциализация и ресоциализация - диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация).
В юности резких изменений
в жизни человека обычно не бывает
(кроме экстремальных ситуаций -
смерть родителей, преступление и попадание
в исправительные учреждения, психическая
болезнь и помещение в
Американский исследователь Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию). Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.); Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит; Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой); Замена старой обстановки на новую, обезличенную; Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; Утрата свободы действий. Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация) [32, с. 62].
Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушены основы личности.
Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, юный белорус, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые).
Агенты социализации - это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализацииличности. Основные агенты социализации в юности - это родители, близкие, школа, "улица", знакомые, друзья, средства массовой информации (особенно интернет и TV).
Особое значение в этом возрасте имеет школа, улица, СМИ.
В школе социализация отлична от дома - это казенное заведение с авторитарной властью, большой по сравнению с семьей коллектив. Наряду с познаниями в области наук школа (дает) прививает социальные нормы и ценности общества. Школа как социум в миниатюре интегрирует людей, старается противодействовать девиантному поведению. Улица (т.е. взаимодействие со сверстниками и с другими людьми вне дома, школы, и других заведений) - оказывает противоречивое влияние и часто негативное.
Средства массовой коммуникации и информации - воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения, нормы усваиваются на основе компьютеров (особенно через интернет), кино, телевидения, радио, прессы, фильмов, библиотеки, дискотеки. Особую роль среди СМИ играют интернет и телевидение. По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность - люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли. По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения [35, с. 11].
Исключительную роль в социализации юношества играет общение, особенно доброе, теплое, человеческое общение и ощущение заботы о них со стороны окружающих. Отсутствие общения со стороны людей или лишение их доброго внимания, душевного тепла и заботы резко тормозит социализацию юношей. Об этом свидетельствуют примеры людей, выкормленных и живших с животными. Например, девочка Камала, обнаруженная английскими миссионерами в Индии в 8 лет, которая, как считают, была покинута родителями и выросла среди волков. Девочка вначале ходила без одежды, ела сырое мясо, враждебно относилась к другим людям. Затем после 8 лет обучения в школе миссионеров Камала научилась говорить и выражать разные чувства, носить одежду, употреблять приготовленную пищу, более дружелюбно относилась к людям, но так и не научилась читать и дружить в юношестве более менее длительно [12, с. 18].
Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы