Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования «РГСУ филиал город Минск»

Факультет

Специальность - социальная работа

 

 

 

Кафедра

 

 

 

 

Фамилия Имя Отчество

 

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЮНОШЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Курсовая работа студентки 2 курса очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:  ФИО, должность, степень

____________________

(подпись)

“___”_________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  социальной работы с юношеством в

процессе социализации………………………………………………………….…5

1.1. Понятие социализации  как категории социальной работы…….………..…5

1.2. Юношество как объект  социальной работы………………………….……..10

1.3. Анализ социальных  проблем юношества в процессе  социализации….….14

Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса

социализации в юношеский  период………………………………………….….19

2.1. Зарубежный опыт социальной  работы с юношеством в процессе 

социализации………………………………………………………………….…..19

2.2. Направления социальной  работы с юношеством в процессе 

социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27

2.3. Методические рекомендации  специалисту социальной работы  по

социальной помощи и поддержке  юношества в процессе социализации…....34

Заключение……………………………………………………………………......38

Приложение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………….........44

 

Введение

 

Социальная работа с юношеством и система ее социального обслуживания очень важна. И не только потому, что проблемы данной социально-демографической  группы весьма трудны и обширны, но и потому, что именно юношество  будет определять судьбу общества, государства. Поэтому изучаемая тема весьма актуальна.

Под социальной работой с  юношеством понимается профессиональная деятельность социальных работников по оказанию помощи как отдельному юному человеку, так и группам юных людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с юношами и девушками по месту жительства или в учебных и трудовых коллективах.

Объектом данного исследования является социальная работа.

Предметом исследования в  рамках данной курсовой работы является социализация  юношества.

При подготовке данной курсовой работы были применены общенаучные  и общелогические методы исследования: принципы диалектической логики, способы исторического и системного анализа; синтеза теоретического материала; сравнения, обобщения; научной абстракции, индукции и дедукции.

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества  как проблемы социальной работы.

Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:

  • изучить понятие социализации как категории социальной работы;
  • рассмотреть юношество как объект социальной работы;
  • осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
  • изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
  • исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
  • дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения,   списка литературы, приложения.

Введение содержит краткую  характеристику данной работы, предмет, объект, цели и задачи исследования, а также раскрывает актуальность выбранной темы исследования.

В двух главах раскрывается суть социальной работы с юношеством в процессе социализации, а также рассматривается практика социальной работы по организации процесса социализации в юношеский период.

В заключении приводятся обобщения и выводы, к которым автор пришёл по результатам исследования.

Данная тема хорошо представлена в социологической, психологической, педагогической  литературе: в специализированных и популярных изданиях. Эти источники  были использованы при написании  курсовой работы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты социальной работы с юношеством

в процессе социализации

    1. Понятие социализации как категории социальной работы

 

Социализация - это включение, вхождение, встраивание человека в  социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в  обществе.

Понятие "социализация" используется в социологии, философии, психологии,  педагогике. Впервые  это понятие описано в конце 40 - начале 50-х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.) [23, с. 12].

Понятие "социализация" часто сводится к адаптации. Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро - и микро - социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом - т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте  [25, с. 129].

Чтобы понять, что термин «социализация» используется и в  других трактовках, рассмотрим этот термин с другой стороны. Например, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей  [33, с. 9].

Рассмотрим корни (причины) социализации. Так, биологические корни  связаны со следующим. Необходимость  социализации обусловлена биологической  ограниченностью человека: т.е. ряд  способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить  жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей  и т.д.). Дело в том, что эти витальные  сложные формы поведения не запрограммированы  в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 - 6 месяцев после рождения  [14, с. 29].

Рассмотрим социокультурные причины социализации. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. Таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы.

Социализация является непрерывным  процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, юношестве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.

В детстве и юности социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и  ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).

Социализация детей и  юношества направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.

Роджер Гоулд в духе З. Фрейда признает, что психические травмы, полученные в детстве, определяют формирование личности, но он считает, что их можно частично преодолеть  [18, с. 12]. По Гоулду, люди на основе опыта и самосознания могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр.

Этот процесс преодоления  детских мифов ведет к успешной социализации и переходу во взрослость, формирует более объективные, критические  реалистические позиции и взгляды  людей, делает их терпимее, щедрее и  свободнее в своем поведении  и деятельности.

Смена социальных ролей с  переходом от одного жизненного цикла  к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение  новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация.

Десоциализация - это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности  [28, с. 13].

Ресоциализация - это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.) [28, с. 14].

Таким образом, десоциализация и ресоциализация - диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация).

В юности резких изменений  в жизни человека обычно не бывает (кроме экстремальных ситуаций - смерть родителей, преступление и попадание  в исправительные учреждения, психическая  болезнь и помещение в психиатрическую  больницу и пр.).

Американский исследователь  Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию). Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.); Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит; Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой); Замена старой обстановки на новую, обезличенную; Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; Утрата свободы действий. Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация) [32, с. 62].

Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушены основы личности.

Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, юный белорус, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые).

Агенты социализации - это  социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализацииличности. Основные агенты социализации в юности - это родители, близкие, школа, "улица", знакомые, друзья, средства массовой информации (особенно интернет и TV).

Особое значение в этом возрасте имеет школа, улица, СМИ.

В школе социализация отлична  от дома - это казенное заведение  с авторитарной властью, большой  по сравнению с семьей коллектив. Наряду с познаниями в области  наук школа (дает) прививает социальные нормы и ценности общества. Школа  как социум в миниатюре интегрирует  людей, старается противодействовать девиантному поведению. Улица (т.е. взаимодействие со сверстниками и с другими людьми вне дома, школы, и других заведений) - оказывает противоречивое влияние и часто негативное.

Средства массовой коммуникации и информации - воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения, нормы усваиваются на основе компьютеров (особенно через интернет), кино, телевидения, радио, прессы, фильмов, библиотеки, дискотеки. Особую роль среди СМИ играют интернет и телевидение. По мнению некоторых исследователей, средства массовой информации лишь подкрепляют идеи, завоевавшие популярность - люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают, в первую очередь, те факты, которые подтверждают их мысли. По мнению других исследователей, телепередачи и другие средства массовой коммуникации оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряют девиантные формы поведения  [35, с. 11].

Исключительную роль в  социализации юношества играет общение, особенно доброе, теплое, человеческое общение и ощущение заботы о них  со стороны окружающих. Отсутствие общения со стороны людей или  лишение их доброго внимания, душевного  тепла и заботы резко тормозит социализацию юношей. Об этом свидетельствуют  примеры людей, выкормленных и живших с животными. Например, девочка Камала, обнаруженная английскими миссионерами в Индии в 8 лет, которая, как считают, была покинута родителями и выросла среди волков. Девочка вначале ходила без одежды, ела сырое мясо, враждебно относилась к другим людям. Затем после 8 лет обучения в школе миссионеров Камала научилась говорить и выражать разные чувства, носить одежду, употреблять приготовленную пищу, более дружелюбно относилась к людям, но так и не научилась читать и дружить в юношестве более менее длительно  [12, с. 18].

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы