Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для  него авторитет);

Идентификация - способ усвоения родительского поведения, установок  и ценностей как своих собственных  [12, с. 29].

Юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным  и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и  большей частью вторично по отношению  к ней. Она весьма неоднородна, включая  в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме  того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде. Поэтому многие юношеские увлечения и причуды краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать яростные письма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую заметку о манере исполнения полюбившегося' им певца. Но эти моды и причуды надо рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте юношеского жизненного мира  [39].

В юношеских увлечениях проявляется  и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство  принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и эксперименталь-ность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм. Далее, мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

 

 

 

 

1.2. Юношество как объект социальной работы

 

В социологии нет единого  общепринятого мнения о временных  рамках юности. Периодизация возрастных границ, существующая в обществе система возрастной стратификации, зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подход к определению рамок, в которых рассматривается юность. Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).

Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим  для всех культур, в некоторых  культурах переход от детства  к зрелости заключается в коротком «ритуале посвящения» [16].

Средневековое понимание  юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог  считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма, индивидуального  самоопределения, в противоположность  приспособлению к существующим порядкам, способствовал появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо, где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности  [15].

Одним из вариантов определения  юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22-23 лет [26].

В границах юности могут  выделяться ранняя юность (старший  школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни  после окончания школьного обучения. Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания (акселерация), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодежи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь  [36].

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и  юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические  границы этих возрастов часто  определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16—18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» — как «дитя на подросте», около 14—15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни  [35, с. 17].

Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст  человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (буквально — «не имеющий права говорить») означало: «раб», «слуга», «работник», «княжеский воин».

Связь возрастных категорий  с социальным статусом сохраняется  и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение  к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т. п.) нередко  содержит в себе оттенок пренебрежения  или снисходительности.

Периодизация жизненного пути и представления о свойствах  и возможностях индивидов каждого  возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т. е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).

Между возрастом и социальными  возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический  возраст, а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо  или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т. п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и  уровень притязаний членов соответствующей  возрастной группы.

Возраст служит критерием  занятия или оставления тех или  иных социальных ролей, причем эта связь  может быть как прямой, так и  опосредованной (например, временем, необходимым  для получения образования, без  которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних  случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других — фактическими (например, средний возраст вступления в  брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в  разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства  к самостоятельной и ответственной  взрослости, что предполагает, с  одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой — достижение социальной зрелости  [38]. Но в разных обществах это происходит по-разному.

Теперешнее время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно — расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности.

Американский этнограф Маргарет Мид (1901 — 1978)', изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства (1928) и позже—на Новой Гвинее (1930), нашла, что переход к зрелости не сопровождался в этих обществах каким-либо кризисом или драмой В неспешном жизненном ритме «традиционного» общества подросток включался во взрослую жизнь легко и постепенно. Самоанская девочка-подросток не знала таких жестких сексуальных табу, как ее американская ровесница. Не было в Океании и проблемы индивидуального самоопределения (профессионального, социального или морального), которое должно быть осуществлено в относительно короткий промежуток времени. Поэтому переходный возраст здесь не знает внутренней напряженности, типичной для Западной Европы или США [20].

По мнению другого знаменитого  этнографа Рут Бенедикт (1881 — 1948), тип перехода от детства к взрослости зависит, в частности, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и к взрослому. Там, где эти требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и ребенок достигает статуса взрослого постепенно [38].

Социологический словарь  дает такое определение юности: юность — это  стадия  в течении жизни между детством  и зрелостью,  отмеченная появлением взрослой сексуальности и протекающая до полного взросления или окончательного отделения от семьи происхождения. В примитивном обществе переход во взрослое состояние часто отмечается обрядами посвящения или принятием молодых мужчин (и реже молодых женщин) в возрастные объединения.  Однако именно в современном обществе, с его особым вниманием к молодежной культуре, созданной средствами массовой коммуникации, юность  приобрела особенно важное значение.  В отличие от более традиционных обществ, молодежи предстоит выбор карьеры, сексуальных партнеров, а также образа  жизни. Поэтому юность — время  учебных экзаменов и вступления в трудовую деятельность  — является и периодом жизни, который связан с индивидуальными экспериментами в сексуальном поведении и проведении досуга.  Она может быть также временем сомнений в приобретенных ценностях и восстания против образа поведения родителей. Стремление к независимости, обостренное чувство  самопознания и неопределенность относительно собственного "Я" могут к тому же приводить к психологическим кризисам и расстройству [37].

Социальные горизонты  человека в век массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого прогресса — усложнение процесса самоопределения. Очень уж велик выбор возможных путей, и только практически, в ходе самой деятельности, выяснится, подходит она человеку или нет. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения.

Любое социологическое исследование должно учитывать, в числе прочих обстоятельств, социальное происхождение  юноши, род занятий и уровень  образования его родителей; особенности  социально-экологической среды, в  частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структуру и материальное положение семьи; его собственное  социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза, рабочий и т. д.). К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности.

 

1.3. Анализ социальных  проблем юношества в процессе  социализации

 

Решение комплекса проблем  юношества зависит от уровня культуры, социальной активности юношей и девушек, а также продуманной молодежной политики.

Знание стремлений, предрасположенностей, ожиданий, духовно-нравственных ориентиров представителей различных слоев  молодых людей позволит обнаружить назревающие проблемы и разработать  грамотную стратегию поведения  социальных работников. 

Переход к рыночным отношениям в Республике Беларусь сопровождался  значительным снижением качества жизни, ухудшением состояния здоровья подрастающего  поколения. По мнению ученых, уровень  здоровья зависит от следующих факторов: наследственность (20%), внешняя среда (20%), деятельность системы здравоохранения (10%), образ жизни человека (50%)  [34, с. 58]. На здоровье юношества переходного периода отразился комплекс политических и социально-экономических преобразований 90-х годов ХХ в., а также социально-экономического кризиса и девальвации белорусского рубля в 2011 г.: социальное расслоение, бедность, кризис семьи, дискриминация.

В итоге врачи отмечают, что на рубеже тысячелетий первичная  заболеваемость юношей в возрасте 15–17 лет по всем классам болезней была в 1,6 раза выше, чем у взрослого  населения. Наметилось снижение удельного  веса острых заболеваний и рост хронической  патологии. В структуре первичной  заболеваемости более половины (58,9%) всех впервые установленных диагнозов  у подростков составили болезни  органов дыхания. Второе место занимают травмы и отравления (8,6%), на третьем  месте – болезни нервной системы  и органов чувств (6,2 %). Рост эндокринной  патологии (рак щитовидной железы), болезней крови, заболевания органов  пищеварения специалисты связывают  с ухудшением экологической ситуации в результате аварии на ЧАЭС. Увеличилась  заболеваемость юношей по классу психических  расстройств. Наблюдался рост потребления  юношеством табака, алкоголя, наркотических  веществ  [3, с. 4].

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы