Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Познавая окружающий мир, рефлексируя на себя и других, юноша часто осознает социальное и своё собственное несовершенство, уходит в состояние психологического кризиса. В этот период происходят сдвиги в шкале ценностей. Несмотря на то, что он уже способен с помощью волевых усилий управлять вниманием, памятью, воображением, социальный мир существует для него теоретически. Зависимый от родителей, он не чувствует пока еще своей способности действовать и что-либо изменять в структуре социальных отношений. Специфика юношества заключается в том, что свобода внутреннего психологического пространства продвигает юношей и девушек в развитии. Социальный статус подростка определяется статусом его родителей, которые предоставляют, как правило, возможность получить образование в общеобразовательной школе и начать профессиональное самоопределение.

Основной набор ролевых  функций «тинэджеров» западные социологи  условно сводят к тем требованиям, которые предъявляют к «тинэджерам» семья и место учебы (школа, гимназия, лицей). Функции дочери, сына (внучки, внука) и учащихся являются ключевыми.

Возрастные границы юношества  зависят от уровня экономического развития государства. В развитых странах  мира, как правило, второй десяток  жизни человека уходит на становление  социальной и психофизиологической зрелости, приспособление к социальным ролям взрослых. В развивающихся  странах (в таких регионах, как  Южная и Восточная Азия и Африка, к югу от Сахары) растет количество детей, которые не посещают школу. В «Докладе о Всемирном мониторинге по Дакарской программе действий» (2002 г.) констатируется факт, что в третьем тысячелетии 100 млн. детей в мире лишены доступа к начальному образованию. Это значит, что дети вступают во взрослую жизнь, минуя юность [36].

Во многих странах мира разработка эффективной политики юношества, профессиональной подготовки и приобщение к трудовой деятельности являются актуальными  задачами государственного уровня. В  этой связи представляет интерес  зарубежный и отечественный опыт решения социально-трудовых проблем  молодых людей.

Решение вопросов юношества  на рынок труда в Германии решаются с помощью ряда мероприятий по стимулированию профессиональной подготовки подрастающего поколения и обеспечению его работой по специальности. Эти меры касаются тех, кто по разным причинам не сможет получить высшее образование. Система профессионально-технической подготовки включает сеть профессиональных школ, где ведется обучение по 300 специальностям. Через нее походит 2/3 немецкой молодежи. Полученные теоретические знания и практические навыки подтверждаются профессиональными сертификатами. Эффективность немецкой системы заключается в том, что государство создает профессионально-технические школы, а частные предприятия обязуются организовать практику для учащихся [2, с. 46].

В случае трехмесячной безработицы, по Закону стимулирования занятости, молодые  люди получают пособие для профессиональной подготовки в размере не меньшем, чем пособие по безработице. Предусматривается  также социально-педагогическая работа с молодыми людьми после окончания  обучения. Проявление образовательной  активности стимулируется материально. Так, если молодые работники после  обучения устраиваются на работу на условиях частичной занятости и при  этом принимают участие в образовательных  программах, то они получают за это  финансовое вознаграждение.

Наиболее распространенным способом решения проблемы социально-трудовой адаптации молодых людей в  экономически развитых странах является субсидируемая занятость. Суть ее заключается  в том, что государственные органы компенсируют работодателям часть  расходов, связанных с наймом на работу неквалифицированных работников. Официально это оформляется в  виде субсидий, договоров и соглашений о заработной плате ниже минимального уровня. Источниками финансирования программ субсидируемой занятости  выступают муниципальные органы, в некоторых странах – подоходный налог в размере одного процента, взимаемого с личных доходов населения, а также Европейский социальный фонд и др.

К числу стран с наиболее развитой системой субсидируемой занятости  относится Швеция, в которой реализуются  следующие программы: программа  временного замещения работников, программа  субсидирования переподготовки по месту  работы, программа общественных работ, программа резервной работы. Все  эти меры по трудоустройству людей в возрасте до 20 и свыше 25 лет способствуют сокращению длительной безработицы среди них. Так, например, в рамках программы временного замещения работников предусматриваются субсидии работодателям для повышения квалификации работников фирмы. Временно отсутствующие постоянные работники замещаются из числа безработных юношей. Субсидии для привлечения новых работников не могут превышать половины затрат на заработную плату и выплачиваются не более 6 месяцев. Временная занятость юношества в сфере услуг – характерная черта трудового сектора Соединенных Штатов Америки [8, с. 15]. Стимулом к труду американских школьников и студентов является стремление к финансовой независимости от родителей. Малоквалифицированные работники используются в розничной торговле, ресторанном и отельном бизнесе, химчистках, парикмахерских, автозаправочных станциях, в сельском хозяйстве, строительстве. Согласно Федеральному закону, детям до 16 лет запрещено работать во время школьных занятий. Во внеурочный период любой подросток, достигший 14 лет, может работать в сельском хозяйстве, промышленности и сфере обслуживания, если там созданы безопасные условия труда. Дети 12–13 лет могут допускаться только на конкретно оговоренные работы [8, с. 20].

Что касается бывших социалистических стран Европы, то большинство социальных программ для молодежи включают профессиональную подготовку, субсидируемую занятость и общественные работы. Например, в Словении Национальное бюро занятости предоставляет информацию, проводит консультации и обучение для безработных. В Венгрии Программа занятости для выпускников школ рассчитана на приобретение трудового опыта безработной молодежи до 25 лет через субсидирование занятости. Реализуются программы, которые поощряют юношей в будущем начать собственное дело [31, с. 4].

В  последние  годы  западные  педагоги  все  чаще  обращаются  к социологическим  проблемам.  Сложилась  новая  отрасль  педагогики,  так называемая  соципедагогика,  анализирующая  влияние  социальных  факторов  на воспитание  и  образование  и  обратное  влияние  педагогической  практики  на развитие  общества.  Проводятся  многочисленные  исследования,  имеющие  целью определить юношей  из  разных  социальных  слоев  по  типам  учебных  заведений,  влияние социальной  среды  на  успехи  учащихся  в  школе.  Расширяется  сотрудничество педагогических  центров  с  экономическими,  статистическими,  демографическими научными  учреждениями,  организуются национальные и международные конференции по вопросам планирования  развития просвещения. Решение  социальных  задач  во  многом  определяется воспитанностью  людей,  поэтому  педагогика  выполняет  прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы. Социальные  технологии  носят  комплексный  характер.  Они  включают социологические,  экономические,  правовые,  психологические,  медицинские, педагогические  подсистемы.  Педагогические  элементы  систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса.

За  счет  создания  обширной  и  многообразной  сети  мест  прохождения практики  по  всей  Европе  и  путем  развития  соответствующих  проектов практического  обучения  учебная  форма  “Обучение  на  практике“  будет  в значительной  степени  способствовать  тому,  что  подростки  в  странах­участницах проекта  смогут  не  только  получить  образование,  но  и  расширить  свои представления  об  имеющихся  профессиях  в  других  странах,  выработать  новое понимание в жизни в Европе в различных ее параметрах (труд, социальная жизнь, здравоохранение, окружающая среда, политика и др.), осознать мироощущение и образ жизни других народов и культур, общечеловеческие социальные проблемы [31, с. 6]. Все  это  будет  способствовать  европеизации  школьной  системы  в объединяющейся Европе, готовить подрастающие поколения к совместной жизни в Европе, не теряя при этом своего национального своеобразия. В  настоящее  время  ведется  уже  конкретная  работа  по  дальнейшему развитию  концепции  “Обучение  на  практике“  в  европейском  масштабе, разрабатывается  силами  энтузиастов  в  различных  странах  проект “Интернациональная сеть обучения на практике в Европе“. Новые  тенденции  европейского  развития  делают  необходимым  расширение сферы  внешкольного  образования,  начиная  с  элементарного  обучения,  включая работу с юношеством и образование взрослых [31, с. 8].

Для  социальной  работы  это  можно  рассматривать  как  вызов  и  шанс,  чтобы усовершенствовать  профессиональную  подготовку  социальных  педагогов  и социальных работников. До сего времени система подготовки кадров социальной сферы  лишь  частично  реагировала  на  новую  ситуацию. 

Специальные  учреждения  социальной  помощи  в США детям  предоставляют  (для малообеспеченных  семей  бесплатно)  следующие  услуги:  организация специальных  групп  профессионального  обучения  для  родителей,  обеспечение помощи  по  трудоустройству,  обеспечение  присмотра  за  детьми  работающих  в дневное  и  вечернее  время  родителей, создание  при  городских  центрах  здоровья служб  для  незамужних  матерей,  создание  и  поддержка  служб  защиты  юношей, подвергающихся  насилию, создание  и  инспектирование  детских  домов,  работа  с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных  служб  помощи  детям  в  помощи  получения  образования,  помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на  себя  заботу  о  юношестве независимо  от  уровня  доходов  семьи.  Как  и  в  ряде  других  стран,  в  США  социальное  обслуживание  умственно отсталых  осуществляется  как  в  психиатрических  больницах  и  домах­интернатах, так  и  в  специализированных  стационарах  и  диспансерах,  а  также  амбулаторно.

Социальная  работа  с  несовершеннолетними  правонарушителями  и подростками  “группы  риска“  в  США  строится  на  основе  целого  ряда  программ: базовых  программ  полиции,  базовых  программ  судов  по  делам несовершеннолетних, базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы:  программы  для  нормальных  и  специальных  школ,  рассчитанных  на “трудных“ и осужденных «тинэйджеров».

Социальную  работу  и  социальную  педагогику  можно  определить  как специфическую  форму  государственного  и  внегосударственного  воздействия  на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни  населения.  Но  вместе  с  тем  социальная  работа  и  социальная  педагогика  ­ это не синонимы в полном смысле слова.

В  Федеративной  Республике  Германии  получили  права  оба  понятия  ­ “социальная  работа“  и  “социальная  педагогика“,  в  то  время  как  в  большинстве других  стран  используется  лишь  одно  понятие  “социальная  работа“  для обозначения профессии. Необходимо  отметить,  что  в  ФРГ  проводят  границу  между  социальной работой  и  социальной  педагогикой.  Социальная  работа  связана  с  помощью,уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. Так, например,  социальный  педагог  преследует  цель,  чтобы  его  клиенты­юноши  были воспитаны  в  духе  лучших  традиций  европейской  культуры,  его  клиенты юношеского  возраста  могли  получить  европейское  образование,  психически нездоровые  люди  могли  бы  получить  все  то,  что  позволило  бы  им  включиться  в естественную жизнь общества.Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее  педагогическое  влияние.  Социальный  работник  занимается  конкретным социальным вопросом клиента, ищет пути его решения. Видно,  что  в  работе  социального  педагога  и  социального  работника  есть немало  общего.  Однако,  специализация  указанных  направлений  происходит  с учетом особенностей различных социальных профессий [33, с. 46].

В  Скандинавских  странах  социологи  разработали  и  начали осуществлять  широкую  норвежскую  и  межскандинавскую  программу,  которая названа Альтернативный Проект Будущего.Главная идея проекта ­ создать условия для желаемого развития, разработать сценарий  будущего.  Основная  значимость  состоит  в  том,  чтобы  добиться экологической  поддержки,  глобальной  справедливости  и  социальной защищенности.  Экологические,  социальные  и  человеческие  ценности  должны иметь  абсолютный  приоритет,  только  тогда  это  приведет  к  материальному изобилию. Очень  важным  для  любого  общества  является  вопрос  о  системе  передачи знаний. Согласно нововведениям, каждый преподаватель должен был работать с 200 или  даже  300  учащимися.  Данный  опыт  продемонстрировал  улучшение  качества знаний у учителя по каждой дисциплине, установление товарищеских отношений между  преподавателем  и  учащимися.  Преподавание  стало  более  предметно ориентированным и менее подпадало под влияние интересов учащихся.

Обучение  через  практическую,  производственную  деятельность  оказалась такой  формой  обучения,  благодаря  которой  юношество  в  активном  и  творческом общении  с  соответствующим  предметом  своей  в  реальной  среде  может  развить свою  индивидуальность,  выработать  свое  собственное  отношение  к  будущей жизни. 

 

2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе

социализации  в Республике Беларусь

 

Появление социологических  исследований юношества в Советском  Союзе происходило в период хрущевской «оттепели» в контексте опросов  общественного мнения по актуальным проблемам современности. Создание социологических групп при обкомах  и горкомах комсомола объяснялось  тем, что партийное руководство  стремилось не допустить бунтарские веяния молодежи Запада в Советский  Союз. Однако отечественная социология молодежи 60-80-х гг. ХХ века не была однородной.

В исследованиях, выполненных  в рамках социального заказа государства, молодежь рассматривалась как объект воспитания. На первый план выходили вопросы  усвоения молодыми людьми социалистических идеалов, норм, ценностей. В рамках другого  направления сформировались научные  школы, ориентированные на объективный  подход к изучению молодежной проблематики. К их числу относят новосибирскую (В.Н.Шубкин), свердловскую (Ф.Р.Филиппов, М.Н.Руткевич), ленинградскую (В.Т.Лисовский, С.Н.Иконникова, А.В.Лисовский) и эстонскую (М.Титма). В каждой из них наметилась специализация изучения молодежной проблематики [5, с. 29].

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы