Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Отечественный социолог Н.Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании юношеской и молодежной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси [27, с. 51]:

    1. «критический» (70-е – сер.80-х гг. ХХ в.);
    2. «аналитико-эмпирический» (сер. 80-х – 90-е гг. ХХ в.);
    3. «теоретический» (начало ХХI в.).

В течение первого этапа  происходило изучение проблем юношеского и молодежного движения, критически осмысливались концепции молодежи западной ювентологии (лат. juventus – воздействие молодежи на общество), в том числе и субкультурные; в научных трудах типичным явлением было противопоставление молодежи капиталистических и социалистических стран согласно идеологическим установкам.

В рамках второго исследовательского этапа наблюдалась переоценка контркультурных процессов в странах Западной Европы и США, анализировались причины актуализации молодежного движения в СССР и на постсоветском пространстве; изучался феномен «неформальных организаций», разрабатывалась методика исследования юношеской и молодежной субкультуры.

Современный «теоретический»  этап характеризуется становлением методологии, основных направлений  изучения юношеской и молодежной субкультуры.

Своеобразие юношества как  социальной общности, по мнению белорусского академика Е.М. Бабосова, обусловлено следующими признаками [22, с. 34]:

    • отсутствие собственного социального положения в обществе;
    • включенность в молодежные движения и группировки;
    • незавершенность процесса формирования социальных качеств;
    • многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала юношества.

Действительно, социальный статус у юношей и девушек не сформировался, поэтому его можно определить либо социальным положением родителей, либо тем статусом, который может  в будущем занять молодой человек  согласно полученному образованию  и профессии.

Кроме того, что юноши  и девушки включены во все сферы  общественной жизни, они активно  участвуют в молодежных движениях, организациях.

Сложность и противоречивость процесса социализации юношества объясняется  влиянием внешних и внутренних факторов. Ко внешним относят политические, социально-экономические и культурные преобразования в стране. Внутренние связаны с интенсивным формированием базовых ценностей, выстраиванием системы ценностных ориентаций в целом.

Возрастные изменения  предопределяют перемены в области  социального поведения, деятельности, статуса: динамика мотивации, ценностных ориентаций, социокультурных предпочтений.

Период жизни от отрочества до взрослости в возрастной психологии называют юностью. С точки зрения отечественной и постоветской социологической периодизации сюда включена категория собственно «молодежь». Духовная работа по выбору и оформлению внутренней позиции отличает юношу от подростка, что, например, не характерно для западного подхода в социологии к данному вопросу. Зная общечеловеческие нормы и моральные ценности общества, сопоставляя их со своими, молодой человек либо принимает исторически сложившиеся нормативы и шкалу ценностей либо отвергает [39].

Культурно-исторический экскурс  в отношении понятий «юношество»  доказывает их подвижность и предопределенность комплексом факторов. Во-первых, определение  возрастных границ юношества зависит  от исторической эпохи и средней  продолжительности жизни населения. Каждое общество очерчивает границы  детства, отрочества и юности на основе комплекса социокультурных факторов. Например, в древних обществах наблюдалось раннее по годам взросление и непродолжительная жизнь: примерно сорок лет. В условиях первобытно-общинного строя происходило одновременное физиологическое и социальное становление человека.

Сегодня очевидна более поздняя  социализация юношества и более  высокий показатель средней продолжительности  жизни: примерно 65 лет. Социокультурная зрелость, как правило, наступает гораздо позже физиологической [19, с. 11].

Во-вторых, понятия юности и социальной зрелости не одинаково  воспринимаются представителями старших  и младших поколений. Например, для  четырнадцатилетней внучки бабушка 50-ти лет кажется уже старой. Для 80-летней матери 54-летняя дочь ещё молода.

Политические преобразования 90-х годов ХХ века в странах  Восточной Европы, в том числе  и Беларуси, а также многоаспектность самого предмета исследования социологии юношества на современном этапе  способствовали тому, что эта отрасль  социологического знания приобрела  междисциплинарный характер. С одной  стороны, это связано с появлением тематически новых молодежных исследований. Российские и белорусские социологи  изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев юношества (бездомные, наемники и др.), проблемы молодежного рынка  труда, безработицы, социальной защиты юношества и т.д. С другой стороны, методология исследовательских  подходов совершенствуется путем объединения  собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и  другими научными методами [5, с. 31].

К числу значимых общесоциологических  проблем юношества относят ряд  проблем, связанных с приобретением  собственного социального статуса. И  решение во многом определяет успешное включение юношей и девушек  в социально-стратификационную пирамиду. Ключевыми в этом ряду выступают следующие: образование, здоровье, семья.

С 1998/1999 учебного года в Беларуси проводилась реформа общеобразовательной  школы, рассчитанная на 12-летнее школьное обучение. По демографическим причинам общая численность учеников в системе среднего образования в ближайшее время будет сокращаться. За последние 15 лет численность молодежи, которая получает среднее профессиональное и высшее образование, увеличилась. Так, если в 1995/1996 учебном году в республике зарегистрировано 149 учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, то в 2011/2012 – свыше 200. Соответственно выросло и количество учащихся с около 120 до более 150 тысяч человек. В системе высшего образования подготовка специалистов осуществляется более чем по 300 специальностям. За период с 1995/1996 по 2011/2012 гг. количество студентов в них возросло с примерно 200 до приблизительно 400 тысяч человек [10, с. 18].

Согласно социологическим  исследованиям, проведенным в ведущих  вузах Беларуси и России, молодежь сталкивается со сложностями в получении  высшего образования. На первое место  вышли финансовые трудности, на которые  указали 43,6% респондентов в Беларуси и 52,5% в России. Далее для белорусских  студентов следуют информационные (14,1%), физические (11,6%), технические (9,5%), морально-нравственные (8,2%), правовые (5,3%), культурные (3,7%) и другие [10, с. 24].

Решением социально-трудовых проблем молодежи в Беларуси занимаются государственные и общественные организации.

В 1996 году указами Главы  государства были созданы специальный  фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных  учащихся и студентов и специальный  фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Идея создания фондов появилась в  середине 1990-х годов, когда научные  исследования стали непрестижными, а квалифицированные специалисты стремились уехать на работу за границу. Чтобы изменить ситуацию, начала проводиться политика поддержки отечественной науки и культуры. За последние 15 лет премии, стипендии, материальную помощь из фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов получили более 12 тысяч человек, из фонда по поддержке талантливой молодежи – свыше двух тысяч молодых людей. Государственная опека стипендиатов и лауреатов Президентского фонда предоставляет возможность юным талантам реализовать свои способности на родной земле [22, с. 51]. 

Для удовлетворения потребности  в специалистах, рабочих (служащих) разных отраслей хозяйства государство  обеспечивает гарантии предоставления первого рабочего места путем  распределения выпускников-бюджетников  дневной формы обучения государственных  высших, средних специальных и  профессионально-технических учебных  заведений. Гарантированное первое место работы для молодого специалиста  выступает в качестве социальной защиты выпускников.

Существуют и другие формы  социальной защиты юношества: разносторонняя деятельность государственной службы занятости и общественных организаций. Государственная служба занятости располагает информацией о свободных рабочих местах и вакансиях служащих на предприятиях и организациях, о возможностях и условиях трудоустройства. В перечне ее услуг прописана профессиональная ориентация и обучение. Социальная поддержка безработных предусмотрена законодательно в виде выплаты пособия по безработице, оказания материальной помощи, оплачиваемых общественных работ. 

Кроме того, в республике накоплен опыт по временной занятости  юношества. Приобрести навыки практической работы можно на ученическом рабочем месте, созданном в рамках «Молодежной практики». Суть программы заключается в том, что безработные молодые люди в возрасте от 16 до 31 года получают возможность повысить квалификацию (разряд) либо получить постоянную работу в течение 6 месяцев. По истечении срока действия срочного трудового договора в зависимости от итогов выполнения индивидуального учебного плана наниматель либо принимает безработного на постоянную работу либо готовит приказ о его увольнении. При этом из средств государственного фонда социальной защиты населения нанимателям компенсируются расходы на оплату труда принятых безработных в размере 1 минимальной заработной платы. 

Ряд общественных молодежных организаций Беларуси привлекает юношество к труду в качестве волонтеров или за умеренную оплату неквалифицированной работы.

Многообразные  задачи  и  функции  социального  работника остаются  неизменными.  Лучше  всего  охарактеризовать  эту  профессию, направленную  на  “человека  в  среде“,  путем  разбора  его  деятельности  в определенных  обстоятельствах.  Используя  системный  подход  к  детям,  семьям  и их  социальному  окружению,  школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни юношества. Школа,  одно  из  наиболее  традиционных  мест  деятельности  социальных работников,  требует: индивидуального,  группового  и  семейного воздействия; комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями и персоналом; организации социума с окрестными гуманитарными учреждениями; вмешательства  в  тех  случаях,  когда  требуется изменение  правил поведения юношей и девушек;  исследований  и  оценок  с  учетом  ответственности перед  общественностью. 

Предлагающий  эти  услуги  социальный  работник [13, с. 53] должен иметь  соответствующее образование; иметь теоретическую базу и практику применения психотерапевтических методик,  групповых  методик,  политики  соцобеспечения,  научно­исследовательской работы и оценки.Более конкретно, первоочередная задача  социального работника ­ обеспечить  помощь  в  тех  ситуациях,  когда  социальные,  психологические, экономические  или  культурные  барьеры  мешают  учащемуся  реализовать  свои потенциальные  возможности  получения  образования.  Это  реализуется  путем взаимодействия с учащимися, семьей, школой и социумом.

Социальные  педагоги  делают  анализ  состояния,  оказывают непосредственную  помощь  и  консультируют.  Их  база  знаний  должна  включать теорию  систем,  динамику  развития  семей,  сети  общественных  ресурсов  и  связей дом ­ школа ­ социум. Как  член  педагогического коллектива,  социальный  педагог  должен оценивать функционирование и адаптивное поведение учащихся в их окружении.

В качестве штатного работника  социальный работник учебного учреждения взаимодействует с администрацией  учебного учреждения  и  преподавательским  составом  по  вопросам  отношения учащихся  к  политике учебного учреждения,  практике  и  структурам  власти. 

Проводятся социальными работниками в Республике Беларусь консультации по домашним условиям, культурной и социальной среде, влияющем на перемены в учащихся. Социальные работники вносят свой вклад в составление расписания и выработку политики в таких вопросах, как дисциплина учащихся, их

психическое здоровье, социальные навыки и подготовка к семейной жизни. Сочетая  навыки  межличностного  общения  и  знание  множества  социальных факторов,  воздействующих  на  юношество,  социальные работники  учебного учреждения играют  ведущую  роль,  способствуя  педагогическому  процессу  и преобразованиям  в  рамках учебного учреждения  путем  предотвращения  и  улаживания  конфликтных

ситуаций. Во всех случаях залогом успеха является коллективная работа, которая

повышает эффективность всех школьных служб. Велика  роль  социального  работника  в  периоды  кризисных  ситуаций  и обострений  политической и социально-экономической обстановки, что, например, наблюдалось в период после президентских выборов 2010 г., что обусловило участие юношества в митингах, молчаливых акциях, флэш-мобах и т.д.  Ведь,  участниками  любого конфликта  являются  все  ­  не  только  взрослые,  но  и  юношество, особенно те юноши и девушки, родители которых затронуты этим конфликтом.

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы