Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44
Отечественный социолог Н.Ю. Токова выделяет несколько этапов в исследовании юношеской и молодежной проблематики восточноевропейского региона, в том числе и Беларуси [27, с. 51]:
В течение первого этапа
происходило изучение проблем юношеского
и молодежного движения, критически
осмысливались концепции
В рамках второго исследовательского этапа наблюдалась переоценка контркультурных процессов в странах Западной Европы и США, анализировались причины актуализации молодежного движения в СССР и на постсоветском пространстве; изучался феномен «неформальных организаций», разрабатывалась методика исследования юношеской и молодежной субкультуры.
Современный «теоретический» этап характеризуется становлением методологии, основных направлений изучения юношеской и молодежной субкультуры.
Своеобразие юношества как социальной общности, по мнению белорусского академика Е.М. Бабосова, обусловлено следующими признаками [22, с. 34]:
Действительно, социальный статус у юношей и девушек не сформировался, поэтому его можно определить либо социальным положением родителей, либо тем статусом, который может в будущем занять молодой человек согласно полученному образованию и профессии.
Кроме того, что юноши и девушки включены во все сферы общественной жизни, они активно участвуют в молодежных движениях, организациях.
Сложность и противоречивость процесса социализации юношества объясняется влиянием внешних и внутренних факторов. Ко внешним относят политические, социально-экономические и культурные преобразования в стране. Внутренние связаны с интенсивным формированием базовых ценностей, выстраиванием системы ценностных ориентаций в целом.
Возрастные изменения предопределяют перемены в области социального поведения, деятельности, статуса: динамика мотивации, ценностных ориентаций, социокультурных предпочтений.
Период жизни от отрочества до взрослости в возрастной психологии называют юностью. С точки зрения отечественной и постоветской социологической периодизации сюда включена категория собственно «молодежь». Духовная работа по выбору и оформлению внутренней позиции отличает юношу от подростка, что, например, не характерно для западного подхода в социологии к данному вопросу. Зная общечеловеческие нормы и моральные ценности общества, сопоставляя их со своими, молодой человек либо принимает исторически сложившиеся нормативы и шкалу ценностей либо отвергает [39].
Культурно-исторический экскурс
в отношении понятий «
Сегодня очевидна более поздняя социализация юношества и более высокий показатель средней продолжительности жизни: примерно 65 лет. Социокультурная зрелость, как правило, наступает гораздо позже физиологической [19, с. 11].
Во-вторых, понятия юности и социальной зрелости не одинаково воспринимаются представителями старших и младших поколений. Например, для четырнадцатилетней внучки бабушка 50-ти лет кажется уже старой. Для 80-летней матери 54-летняя дочь ещё молода.
Политические преобразования 90-х годов ХХ века в странах Восточной Европы, в том числе и Беларуси, а также многоаспектность самого предмета исследования социологии юношества на современном этапе способствовали тому, что эта отрасль социологического знания приобрела междисциплинарный характер. С одной стороны, это связано с появлением тематически новых молодежных исследований. Российские и белорусские социологи изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев юношества (бездомные, наемники и др.), проблемы молодежного рынка труда, безработицы, социальной защиты юношества и т.д. С другой стороны, методология исследовательских подходов совершенствуется путем объединения собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и другими научными методами [5, с. 31].
К числу значимых общесоциологических проблем юношества относят ряд проблем, связанных с приобретением собственного социального статуса. И решение во многом определяет успешное включение юношей и девушек в социально-стратификационную пирамиду. Ключевыми в этом ряду выступают следующие: образование, здоровье, семья.
С 1998/1999 учебного года в Беларуси
проводилась реформа
Согласно социологическим
исследованиям, проведенным в ведущих
вузах Беларуси и России, молодежь
сталкивается со сложностями в получении
высшего образования. На первое место
вышли финансовые трудности, на которые
указали 43,6% респондентов в Беларуси
и 52,5% в России. Далее для белорусских
студентов следуют
Решением социально-трудовых проблем молодежи в Беларуси занимаются государственные и общественные организации.
В 1996 году указами Главы
государства были созданы специальный
фонд Президента Республики Беларусь
по социальной поддержке одаренных
учащихся и студентов и специальный
фонд Президента Республики Беларусь
по поддержке талантливой
Для удовлетворения потребности
в специалистах, рабочих (служащих)
разных отраслей хозяйства государство
обеспечивает гарантии предоставления
первого рабочего места путем
распределения выпускников-
Существуют и другие формы социальной защиты юношества: разносторонняя деятельность государственной службы занятости и общественных организаций. Государственная служба занятости располагает информацией о свободных рабочих местах и вакансиях служащих на предприятиях и организациях, о возможностях и условиях трудоустройства. В перечне ее услуг прописана профессиональная ориентация и обучение. Социальная поддержка безработных предусмотрена законодательно в виде выплаты пособия по безработице, оказания материальной помощи, оплачиваемых общественных работ.
Кроме того, в республике накоплен опыт по временной занятости юношества. Приобрести навыки практической работы можно на ученическом рабочем месте, созданном в рамках «Молодежной практики». Суть программы заключается в том, что безработные молодые люди в возрасте от 16 до 31 года получают возможность повысить квалификацию (разряд) либо получить постоянную работу в течение 6 месяцев. По истечении срока действия срочного трудового договора в зависимости от итогов выполнения индивидуального учебного плана наниматель либо принимает безработного на постоянную работу либо готовит приказ о его увольнении. При этом из средств государственного фонда социальной защиты населения нанимателям компенсируются расходы на оплату труда принятых безработных в размере 1 минимальной заработной платы.
Ряд общественных молодежных организаций Беларуси привлекает юношество к труду в качестве волонтеров или за умеренную оплату неквалифицированной работы.
Многообразные задачи и функции
социального работника остаются неизменными.
Лучше всего охарактеризовать эту профессию,
направленную на “человека в среде“,
путем разбора его деятельности в определенных
обстоятельствах. Используя системный
подход к детям, семьям и их социальному
окружению, школьный социальный работник
способствует переменам во всех сферах
Предлагающий эти услуги социальный
работник [13, с. 53] должен иметь соответствующее
образование; иметь теоретическую базу
и практику применения психотерапевтических
методик, групповых методик, политики
соцобеспечения, научноисследовательской
Социальные педагоги делают
анализ состояния, оказывают непосредственную
помощь и консультируют. Их база знаний
должна включать теорию систем, динамику
развития семей, сети общественных ресурсов
и связей дом школа социум. Как член педагогического
коллектива, социальный педагог должен
оценивать функционирование и
В качестве штатного работника социальный работник учебного учреждения взаимодействует с администрацией учебного учреждения и преподавательским составом по вопросам отношения учащихся к политике учебного учреждения, практике и структурам власти.
Проводятся социальными работниками
в Республике Беларусь консультации по домашним
психическое здоровье,
ситуаций. Во всех случаях
повышает эффективность всех
Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы