Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Ухудшение состояния здоровья юношества переходного периода, безусловно, ограничивает возможности  молодых людей в получении  престижного образования, выборе профессии, создании крепкой семьи  [1, с. 4].

Социальное определение  молодых людей напрямую связано  с выбором учебного заведения  и будущей профессии. Изучение мотивов  выбора дает возможность определить жизненную стратегию подрастающего  поколения и ценностные ориентации в профессиональном плане. Сравнивая  между собой характер освещения  этой темы в советский и постсоветский период, становится очевидным факт смены молодежью приоритетов в выборе будущей профессии. Так, например, если в советскую эпоху республиканская периодика культивировала рабочие профессии, а также профессии врача, учителя, инженера, то сегодня чаще появляются публикации, рассказывающие о новых, более прибыльных специальностях: программист, HTML-кодер, WEB-дизайнер, психоаналитик, специалист по информационным технологиям и др. [9, с. 59]. 

В зависимости от того, какие  ценности в жизни молодых людей  являются приоритетными, социологи  выделили 7 основных типов включения  юношества в социальную структуру  трансформирующегося общества:

1. Профессионально, карьерно и материально преуспевающие;

2. Материально и независимо  преуспевающие;

3. Профессионально независимые  преуспевающие;

4. Выживающие на среднем уровне;

5. Отвергающие новую социальную практику;

6. Те, кто корыстно использует  кризисную ситуацию;

7. Неуспевающие [7, с. 27].

Таким образом, социально-имущественное  расслоение современной молодежи привело  к сдвигам в ценностных ориентациях  молодых людей постсоветского периода. Если для поколения молодежи советского периода лидирующими выступали добросовестный труд и учеба, то для современников более значимым становится материальное благополучие за счет востребованной на рынке труда профессии, а также удача, случай, выгодные сделки.

Коренные политические и  социально-экономические преобразования 90-х гг. ХХ в. в Беларуси сопровождались становлением рыночной модели хозяйствования. Наличие среднего или высшего образования уже не выступало гарантом защиты молодых людей от безработицы.

Современная ситуация в Беларуси, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный  поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, ставят небывалые по сложности и  остроте экономические, политические, правовые проблемы, а также поднимают  множество проблем реального  оказания социальной помощи каждому  гражданину общества.     

В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно юношам, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.

Субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также  существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают [10, с. 16]. Однако, далеко не всегда окружение оказывает благотворное влияние.

На каждом возрастном этапе  существуют опасности, столкновение с  которыми может привести к тому, что человек станет жертвой неблагоприятных  условий социализации. Наиболее распространенные из них [6, с. 59]:

  • Ранняя юность 15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; непонимание окружающими; романтические неудачи; противоречие между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.
  • Юношеский возраст (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, стрессы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии.

Возрастная стратификация  включает также систему связанных  с возрастом социально-психологических  ожиданий и санкций. Взаимоотношения  возрастных слоев и групп тесно  связаны с определенными социально-экономическими процессами.

С одной стороны, в обществе происходит постоянное распределение  и перераспределение индивидов  определенных возрастов по соответствующим  социальным системам и ролям. Оно  определяется объективными потребностями  социальной системы, прежде всего —  общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций и реализуется  с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в  усвоении индивидом на каждом этапе  его жизненного пути умения принимать  и усваивать новые и оставлять  старые социальные роли (или приспосабливаться  к их изменению). В этом смысле профессиональная ориентация может играть роль опережающей  социализации юношей [17, с. 84].

Нормы поведения юношества и взрослых людей различны и даже противоположны. От взрослого ожидают высокой степени индивидуальной ответственности. От юноши взрослые часто требуют послушания, от взрослого — инициативы и самостоятельности [21, с. 77].

Ребенка считают существом  бесполым и всячески ограждают его  от сексуальности; в жизни взрослых сексуальность играет важную роль. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая целый ряд внешних и внутренних конфликтов в юношеский период становления и развития личности человека.

Этнокультурные различия существуют не только между народами, стоящими на разных стадиях исторического  развития. Сравнительное исследование 15—16-летних американских и датских  школьников, проведенное Дениз Кендел и Джеральдом Лессером, показало, что американские «тинэйджеры» и их родители больше ориентированы на личные достижения, тогда как датчане выше ценят добрые отношения с окружающими. Дружеские отношения юных датчан более интимны, чем у американцев. Датские школьники придают больше значения своим учебным занятиям и вообще умственному развитию. В то же время они более независимы от своих родителей, чем юные американцы, и сама датская семья более демократична [16].

Под влиянием подъема молодежного  движения протеста 1960-х годов многие западные ученые стали писать, что  старый конфликт отцов и детей, в  основе которого было желание сыновей  скорее унаследовать власть и имущество  отцов, теперь перерастает в глобальный «разрыв», «пропасть» между поколениями, которые вообще не способны понять друг друга. Однако если одни авторы (Маргарет Мид, Эдгар Фриденберг) считали данную ситуацию принципиально новой, полагая, что «пропасть» между поколениями быстро углубляется, то другие (Льюис Фойер, Дэниэл Янкелович) не усматривали в ней ничего нового; конфликт отцов и детей существовал, по их мнению, всегда, а его современные масштабы сильно преувеличены [29, с. 52].

Весьма типичны в этом смысле рассуждения М. Мид. Связывая характер межпоколенных отношений с темпом общественного развития и господствующим типом семейной организации, она различает в истории человечества три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них [38].

Подростки и юноши обычно склонны преувеличивать степень  своих отличий от старших; нередко  эту ошибку допускают и взрослые. Например, психологи в США, Канаде и Швеции предлагали группе подростков и группе взрослых оценить с помощью  определенного набора характеристик  свойства своего и другого поколения, а затем предсказать, как это  сделает другая сторона. Существенного  расхождения в собственных оценках  и самооценках не оказалось, но во всех трех случаях обнаружился большой разрыв в восприятии люди одного поколения неверно представляют себе, как их воспринимают и оценивают представители другого. Старшим кажется, что молодые недооценивают их и переоценивают себя, подростки же сетуют на несправедливость и недопонимание со стороны родителей. И эти ложные представления порождают вполне реальные конфликты [38].

Круг вопросов, касающихся социальной адаптации юношества  весьма широк и поле для деятельности социальных работников достаточно большое. Введению юношей и девушек в традиционные, устоявшиеся общественные отношения препятствуют социальные, социально-экономические, психологические факторы, среди которых можно назвать бедность, неполные семьи, участие в деструктивных субкультурах, низкий общий культурный уровень, отсутствие смысла жизни, различные конфликты, как внутриличностные, так и межличностные, социальные и др.

Таким образом, существует комплекс проблем, с которыми сталкивается юношество  и социальные работники, осуществляющие деятельность, направленную на социализацию юношества.

 

Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса

социализации  в юношеский период

2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством

в процессе социализации

 

Юношество – особая социально-демографическая  группа, которую исследуют представители  разных научных дисциплин и отраслей, в том числе и социология молодежи. Интерес к многогранному предмету исследования возник давно.

Этому способствовали массовые молодежные движения конца 60-х годов  ХХ века, когда в индустриально  развитых странах мира молодые люди заявили о своей способности  активно участвовать в общественных процессах. Эти выступления получили название «молодежных революций» и  обратили внимание политиков, ученых на актуальные проблемы юношества. В 1970 г. на Всемирном социологическом конгрессе в структуре Международной социологической ассоциации был создан специальный исследовательский комитет «Социология молодежи». Ученые признают, что этот факт содействовал утверждению социологии молодежи как самостоятельной отрасли социологической науки [29, с. 58].

С точки зрения методологических подходов, разработанных в западном и продолженных в отечественном  социологическом изучении юношества  и молодежи, выделяют следующие направления: психоаналитическое, структурно-функциональное, культурологическое.

Основу психоаналитического  направления составили научные  труды З.Фрейда, Р.Бенедикта, Л.Фойера, Э.Эриксона и др. Ученые обратились к изучению феномена сознания, проанализировали психофизиологические и социальные факторы, которые влияют на формирование личности. Представители структурно-функционального направления (Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фромм) рассматривали молодежь как систему структурных позиций. При их постепенном заполнении происходит приобретение молодыми людьми социального статуса и выполнение конкретной социальной роли. Сущность методологического подхода ученых культурологического направления заключается в том, что социальные процессы и явления молодежной среды исследуются в контексте достижений цивилизации и культуры человечества. Предметом изучения К.Маннгейма, М.Мид, Т.Лукмана был внутренний мир молодежи. Они объяснили механизм социального наследования, когда молодые люди не только усваивают, но и творчески обогащают культурное наследие, передают его следующим поколениям [26].

Предмет исследования социологии юношества на Западе чаще всего формулируется  так: социология юношества = возраст + социальный статус + социально-психологические  свойства молодых людей.

Социологическое исследование молодежи многогранно. Это связано  с тем, что на период жизни от детства  до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодежь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях.

Согласно западным исследованиям, юношество не является изолированной  социально-демографической группой. Оно включено во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ему  функции [33, с. 100]:

    • социализационная (становление личности и включение ее в социально-стратификационные слои общества);
    • воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производительных сил);
    • трансляционная (усвоение и передача социального опыта старших поколений младшим);
    • инновационная (привнесение новшеств во все сферы общественной жизни).

Основанием для выделения  юных людей в отдельную группу являются: возраст, социальный статус и ролевые функции. Однако до сих  пор в социологии юношества нет  однозначного мнения в отношении  ключевого показателя. Возрастные границы  этой группы определяются по-разному. В западной социологии применяется  понятие «тинэйджер». Тинэйджер  — это подросток. Таким образом, к юным людям можно относить подростков. Здесь возникает вопрос: какие хронологические рамки подросткового возраста? Чаще к числу «тинэйджеров» относят людей в возрасте от 14 до 21 года. Некоторые исследователи расширяют эти рамки от 12 до 24 лет, другие, наоборот, сужают хронологические рамки от 12 до 18 лет [26]. Причиной обособления юных людей являются социопсихологические особенности становления личности. С точки зрения психологии возраста, юношество (подростковый период, отрочество) характеризуется формированием чувства возрастной неполноценности.

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы