Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Таким образом, анализируя социальное положение юношества, можно отметить: в связи с экономическими проблемами, происходит изменение социального  положения юношества; это бесспорно  оставляет свой отпечаток и на социально-структурной позиции юношества; происходит вытеснение и замена традиционных видов деятельности, выполняемых  основными субъектами учебного процесса.

Социализация – процесс  формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.     

Понятие "социальная работа" в литературе определяется как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным  лицам, группам как общностям (коллективам) для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели. Выявляя основные проблемы социализации и адаптации  юношества в обществе, её экономические, возрастные, психологические и социальные особенности, её социальный статус и  основные тенденции развития субкультуры  в современных условиях, следует  подчеркнуть крайнюю необходимость  социальной работы в отношении этой группы населения.

Основой  при  оценке  потребностей  учащихся  в  условиях  поддержки  или вмешательства является психо­социальная история личности. При этом социальный  работник  должен применять  разнообразные  методы  ­  визиты  на  дом, индивидуальное  и  групповое  консультирование,  посредничество  в  кризисных ситуациях,  мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, его защита. 

Социальный работник  нацелен на решение таких проблем, как поведение и посещаемость  учащихся,  а  также  семейные  трудности,  влияющие  на  качество обучения  (например,  нищета  и  дискриминация,  плохие  условия  для  занятий, жестокое  обращение  с  юношей,  злоупотребление  с  алкоголем  и  наркотиками, беременность несовершеннолетних, суицидальные наклонности, утрата интереса к окружающему). Социальные  работники  сферы образования поддерживают  семьи учащихся,  анализируют  их  отношение  к  персоналу  школы,  среднего учебного заведения, поощряют  участие родителей в образовательном процессе. Педагогика  в  социальной  работе  выступает  в  роли  стержня  деятельного компонента  социальной  работы,  потому  что  информационные  задачи,  вопросы формирования  знаний  об  обществе,  отношениях  в  группе,  воспитания защищенности,  развитие  готовности  личности  к  самопомощи  решаются  в основном  педагогическими  методами.  В  связи  с  этим  педагогические  основы социальной  работы  должны  включать  элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.      

Общая картина состояния  социальной работы в Беларуси, направления  социальной работы и её актуальность в современном белорусском обществе, особенно для юношества, показывает необходимость осуществления социальной помощи молодым людям.

 

Список литературы

 

  1. Агеева Л.А. Особенности психологического состояния лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и вопросы их социально-психологической реабилитации // Материалы конференции: Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. - Мн.: Национальный институт образования, 1998. - 186 С.
  2. Варданян К. Реформы в европейских странах и ювенальная юриспруденция // Смена. - 2012. - № 6, с. 45-47.
  3. Володько В.Ф. Социально-психологические последствия Чернобыля // Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Сб. науч. трудов. - Выпуск II, Ред.коллегия под председ. Пергаменщик Л.А. - Мн.: Национальный институт образования. - 1995. - с. 3-8.
  4. Выявление спектра интересов, потребностей, жизненных ценностей юношества // Библиос [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://biblios.newgoo.net/t5466-topic. - Дата доступа: 08.04.2012.
  5. Григорьев А. Д. Очерки истории социальной работы в Беларуси / А. Д. Григорьев. - Мн., 1998. - 221с. 
  6. Григорьев А. Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб.пособие. / А. Д. Григорьев. - Мн. 2000. - 239 С.
  7. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов, В.А. Клименко и др. Под ред. академика Е.М. Бабосова . – Мн.: ИООО «Современное слово», 2001. –160 с.
  8. Ершевич М.Д. Социальная составляющая политики американской администрации (общие вопросы)  / М.Д. Ершевич М.Д. – Барнаул, 2011. - 36 С.
  9. Злотников, А.Г. Демографическое измерение современной Беларуси / А.Г.Злотников. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 212 с.
  10. Иоффе Э.Г., Степанов Г.И. Социальный статус студенческой молодежи Беларуси в условиях трансформируемого общества: учеб.-метод. пособие / под ред. Э.Г.Иоффе. – Мн.: БГПУ, 2006. – 31 с.
  11. Казарян М.Ю. Социология молодежи / Психология [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/socrmol.htm. - Дата доступа: 08.04.2012. 
  12. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,1999. — 88 с.
  13. Квалификационный справочник: должности служащих, занятых в здравоохранении, фармации, Белорусской государственной службе судебно-медицинской экспертизе и системе социальной защиты. Мн.: НИИ труда, 2001. С.53-59.
  14. Козлов А. А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия» / А. А. Козлов, Т. Б. Иванова. - Ростов-на Дону: Феникс. 2001. - 320 С.
  15. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
  16. Кордуэлл М. Юность  — «Психология от А до Я: Словарь-справочник» / OIM [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа:  http://oim.ru/content/chto-takoe-yunost.html-1. - Дата доступа: 08.04.2012. 
  17. Красовская Н. Н. Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и перспективы / Е.Н. Красовская // Материалы II Международной конференции: Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы. - Мн.: Белорусский государственный университет - . 2004. – 405 С.
  18. Легавина А. Ю. Психические состояния в обучении и необходимость их педагогической коррекции у социальных работников / А.Ю. Легавина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000, № 4, с.3-12.
  19. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа в России: основные положения Концепции // Экспертиза и реабилитация. 1998. № 2. С. 9–12.
  20. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. — М.: Наука, 1988. - 301 С.
  21. Минигалиева М. Р. Психологические аспекты в деятельности социального работника / М.Р. Минигалиева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1. С.72-86.
  22. Молодежь города Минска: социальный портрет / В.А. Бобков, Е.М. Бабосов, А.В. Рубанов и др. – Мн.: МНИИСЭПП, 2011. – 142 с.
  23. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М.2011. - 607 С.
  24. ОСРБ 1-86 01 01-20008 Руководящий документ Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-86.01.01. Социальная работа (по направлениям). Квалификация – специалист по социальной работе. Министерство образования Республики Беларусь. Минск. 2008.- 61 с. 
  25. Пантюк И.В. К вопросу об организации преподавания теории и практики социальной работы // Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах: материалы XIII международной научно-методической конференции / Севастополь, 22-26 сентября 2008 г.; Севастопольский национ. технический ун.-т.; ред. кол. [и др.]. – Севастополь.- 2008. – С. 129 – 132. 
  26. Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии / Псилист [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://psylist.net/age/00007.htm. - Дата доступа: 08.04.2012. 
  27. Ротман Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету // Социология. – № 1. – 2004. – С. 50-59.
  28. Сидоров П. И. Новые направления подготовки специалистов по социальной работе для реабилитации лиц с психическими и наркологическими заболеваниями / П. И. Сидоров П. И., А. М. Вязьмин, А. Г. Соловьев, В. В. Тевлина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. № 4. С.13-16. 
  29. Смельчак Т.А. Социальные проблемы современного общества. – М.: Винтер-паблишер, 2011. – 144 с.
  30. Смычек В.Б., Бузенкова Т.Н., Яковлев А.Н. Инвалидность детского населения в Республике Беларусь // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2004, № 1, с. 6-9.
  31. Солталнис М.П. Реформы системы образования в Европе. Анализ совреме<span cl

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы