Таким образом, анализируя социальное
положение юношества, можно отметить:
в связи с экономическими проблемами,
происходит изменение социального
положения юношества; это бесспорно
оставляет свой отпечаток и на
социально-структурной позиции юношества;
происходит вытеснение и замена традиционных
видов деятельности, выполняемых
основными субъектами учебного процесса.
Социализация – процесс
формирования личности человека в определенных
социальных условиях, в ходе которого
человек избирательно вводит в свою
систему поведения те нормы и шаблоны
поведения, которые приняты в данном обществе
и социальной группе.
Понятие "социальная работа"
в литературе определяется как профессиональная
деятельность по оказанию помощи отдельным
лицам, группам как общностям (коллективам)
для усиления или восстановления
их способности социального функционирования
и создания общественных условий, способствующих
реализации этой цели. Выявляя основные
проблемы социализации и адаптации
юношества в обществе, её экономические,
возрастные, психологические и социальные
особенности, её социальный статус и
основные тенденции развития субкультуры
в современных условиях, следует
подчеркнуть крайнюю необходимость
социальной работы в отношении этой
группы населения.
Основой при оценке потребностей
учащихся в условиях поддержки или вмешательства является психосоциальная история личности. При этом социальный
работник должен применять разнообразные
методы визиты на дом, индивидуальное
и групповое консультирование, посредничество
в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за
воспитуемым, его защита.
Социальный работник нацелен на решение таких проблем, как поведение и
посещаемость учащихся, а также семейные
трудности, влияющие на качество обучения
(например, нищета и дискриминация, плохие
условия для занятий, жестокое обращение
с юношей, злоупотребление с алкоголем
и наркотиками, беременность несовершеннолетних, суицидальные наклонности, утрата интереса к
окружающему). Социальные работники сферы
образования поддерживают семьи учащихся,
анализируют их отношение к персоналу
школы, среднего учебного заведения, поощряют
участие родителей в образовательном процессе.
Педагогика в социальной работе выступает
в роли стержня деятельного компонента
социальной работы, потому что информационные
задачи, вопросы формирования знаний об
обществе, отношениях в группе, воспитания
защищенности, развитие готовности личности
к самопомощи решаются в основном педагогическими
методами. В связи с этим педагогические
основы социальной работы должны включать
элементы педагогической теории о принципах,
содержании, методах, путях и средствах социальной работы.
Общая картина состояния
социальной работы в Беларуси, направления
социальной работы и её актуальность
в современном белорусском обществе,
особенно для юношества, показывает
необходимость осуществления социальной
помощи молодым людям.
Список литературы
- Агеева Л.А. Особенности психологического состояния лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и вопросы их социально-психологической реабилитации // Материалы конференции: Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф. - Мн.: Национальный институт образования, 1998. - 186 С.
- Варданян К. Реформы в европейских странах и ювенальная юриспруденция // Смена. - 2012. - № 6, с. 45-47.
- Володько В.Ф. Социально-психологические последствия Чернобыля // Социально-психологическая реабилитация детей и подростков, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Сб. науч. трудов. - Выпуск II, Ред.коллегия под председ. Пергаменщик Л.А. - Мн.: Национальный институт образования. - 1995. - с. 3-8.
- Выявление спектра интересов, потребностей, жизненных ценностей юношества // Библиос [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://biblios.newgoo.net/t5466-topic. - Дата доступа: 08.04.2012.
- Григорьев А. Д. Очерки истории социальной работы в Беларуси / А. Д. Григорьев. - Мн., 1998. - 221с.
- Григорьев А. Д. Социальная работа в Беларуси: история, опыт, проблемы: Учеб.пособие. / А. Д. Григорьев. - Мн. 2000. - 239 С.
- Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующемся обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов, В.А. Клименко и др. Под ред. академика Е.М. Бабосова . – Мн.: ИООО «Современное слово», 2001. –160 с.
- Ершевич М.Д. Социальная составляющая политики американской администрации (общие вопросы) / М.Д. Ершевич М.Д. – Барнаул, 2011. - 36 С.
- Злотников, А.Г. Демографическое измерение современной Беларуси / А.Г.Злотников. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 212 с.
- Иоффе Э.Г., Степанов Г.И. Социальный статус студенческой молодежи Беларуси в условиях трансформируемого общества: учеб.-метод. пособие / под ред. Э.Г.Иоффе. – Мн.: БГПУ, 2006. – 31 с.
- Казарян М.Ю. Социология молодежи / Психология [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/socrmol.htm.
- Дата доступа: 08.04.2012.
- Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета,1999. — 88 с.
- Квалификационный справочник: должности служащих, занятых в здравоохранении, фармации, Белорусской государственной службе судебно-медицинской экспертизе и системе социальной защиты. Мн.: НИИ труда, 2001. С.53-59.
- Козлов А. А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия» / А. А. Козлов, Т. Б. Иванова. - Ростов-на Дону: Феникс. 2001. - 320 С.
- Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
- Кордуэлл М. Юность — «Психология от А до Я: Словарь-справочник» / OIM [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://oim.ru/content/chto-takoe-yunost.html-1.
- Дата доступа: 08.04.2012.
- Красовская Н. Н. Подготовка кадров для системы социальной защиты: состояние и перспективы / Е.Н. Красовская // Материалы II Международной конференции: Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы. - Мн.: Белорусский государственный университет - . 2004. – 405 С.
- Легавина А. Ю. Психические состояния в обучении и необходимость их педагогической коррекции у социальных работников / А.Ю. Легавина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2000, № 4, с.3-12.
- Мартыненко А.В. Медико-социальная работа в России: основные положения Концепции // Экспертиза и реабилитация. 1998. № 2. С. 9–12.
- Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. — М.: Наука, 1988. - 301 С.
- Минигалиева М. Р. Психологические аспекты в деятельности социального работника / М.Р. Минигалиева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1. С.72-86.
- Молодежь города Минска: социальный портрет / В.А. Бобков, Е.М. Бабосов, А.В. Рубанов и др. – Мн.: МНИИСЭПП, 2011. – 142 с.
- Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 4-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М.2011. - 607 С.
- ОСРБ 1-86 01 01-20008 Руководящий документ Республики Беларусь. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-86.01.01. Социальная работа (по направлениям). Квалификация – специалист по социальной работе. Министерство образования Республики Беларусь. Минск. 2008.- 61 с.
- Пантюк И.В. К вопросу об организации преподавания теории и практики социальной работы // Методы совершенствования фундаментального образования в школах и вузах: материалы XIII международной научно-методической конференции / Севастополь, 22-26 сентября 2008 г.; Севастопольский национ. технический ун.-т.; ред. кол. [и др.]. – Севастополь.- 2008. – С. 129 – 132.
- Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии / Псилист [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://psylist.net/age/00007.htm. - Дата доступа: 08.04.2012.
- Ротман Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету // Социология. – № 1. – 2004. – С. 50-59.
- Сидоров П. И. Новые направления подготовки специалистов по социальной работе для реабилитации лиц с психическими и наркологическими заболеваниями / П. И. Сидоров П. И., А. М. Вязьмин, А. Г. Соловьев, В. В. Тевлина // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. № 4. С.13-16.
- Смельчак Т.А. Социальные проблемы современного общества. – М.: Винтер-паблишер, 2011. – 144 с.
- Смычек В.Б., Бузенкова Т.Н., Яковлев А.Н. Инвалидность детского населения в Республике Беларусь // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2004, № 1, с. 6-9.
- Солталнис М.П. Реформы системы образования в Европе. Анализ совреме<span cl