Социология юношества как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение социализации юношества как проблемы социальной работы.
Исходя из обозначенной цели, были поставлены основные задачи курсовой работы:
• изучить понятие социализации как категории социальной работы;
• рассмотреть юношество как объект социальной работы;
• осуществить анализ социальных проблем юношества в процессе социализации;
• изучить зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе социализации;
• исследовать направления социальной работы с юношеством в процессе социализации в Республике Беларусь;
• дать методические рекомендации специалисту социальной работы по социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с юношеством в
процессе социализации………………………………………………………….…5
1.1. Понятие социализации как категории социальной работы…….………..…5
1.2. Юношество как объект социальной работы………………………….……..10
1.3. Анализ социальных проблем юношества в процессе социализации….….14
Глава 2. Практика социальной работы по организации процесса
социализации в юношеский период………………………………………….….19
2.1. Зарубежный опыт социальной работы с юношеством в процессе
социализации………………………………………………………………….…..19
2.2. Направления социальной работы с юношеством в процессе
социализации в Республике Беларусь……………………………………….......27
2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по
социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации…....34
Заключение……………………………………………………………………......38
Приложение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………….........44

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_Sotsiologia_yunoshestva.docx

— 101.85 Кб (Скачать файл)

Социальный  работник  учебного учреждения [24, с. 11] может  и  должен  предложить  в  такой обстановке  ряд  мер  применительно  к  влиянию  кризиса  на учащихся.  Начиная  с  формирования  личной  оценки,  он  помогает  группе учащихся  оценить  приоритеты  и  направить  юношество  с  конкретными нуждами  в  соответствующие  службы.  В  свете  запросов  родителей,  оставшихся  с детьми,  в  решении  их  проблем  должны  активно  привлекаться  полномочные консультанты  и  терапевты.  В  этом  процессе  особенно  важна  постоянная поддержка, решения проблем, как консультирование и терапия. В рамках учебного учреждения могут  быть  сформированы  кратко­  и  долгосрочные  группы, занимающиеся  конкретными  тревогами  учащихся.  Некоторые  из  этих  групп учащихся  могут  организовать  сами учащиеся и педагоги, социальный  работник  отбирает  других  учеников  для  групповых  обсуждений [24, с. 7].

Некоторые корректирующие группы могут обратиться, например, к таким темам: как выражать сильные чувства приемлемым способом; как оценивать сообщения

средств  массовой  информации;  что  делать,  если  родитель  подавлен  или расстроен и т.д. Ключевым вопросом этих занятий должно стать признание, что юноша  не  виноват  в  создавшейся  ситуации  и  что  он  является  причиной  к происходящим в семье переменам.

В настоящее время в  Беларуси развивается сеть клубов, центров и служб для молодёжи различного профиля. Многие из них не только разрабатывают программы  и технологии по социальному обслуживанию юношества, но и реализуют их.

Молодёжные организации постепенно становятся теми самостоятельными субъектами, которые пытаются представлять интересы молодёжи и работают для молодёжи. Социальная работа в молодёжных организациях крайне необходима и важна, так как способствует лучшей адаптации и социализации молодых людей в обществе и предоставляет им широкий выбор жизненных перспектив, что особенно актуально в настоящее время нестабильности и преобразований [11].

Сегодня профессию «социальная  работа» представляет целый список специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальные аниматор, социальный юрист, эколог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами [30, с. 6], с «группами риска», медицинский социальный работник и др.). А также, работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с молодежью, с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях) [24, с. 29].

Социальному  работнику нужны  конкретные  знания  об  особенностях возрастного  развития  и  закономерностях  коллективообразования,  о  природе  и характере  социальных процессов,  социально­психологических  механизмах группового  сплочения,  умения  вести  исследование  и организовывать  психологическую  службу.  Ему  требуется  привести  в  единство  сознательное  и стихийное,  объективные  законы  и  субъективные  вкусы,  взгляды,  формальное  и неформальное, реальности и условности.

2.3. Методические рекомендации специалисту социальной работы по

социальной помощи и поддержке юношества в процессе социализации

 

Субъекты этого вида деятельности – социальные службы для молодежи, специализированные учреждения по оказанию социальной помощи и защиты молодых  людей.

Как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова, основная задача социальной работы с юношеством – выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям [17, с. 28].

В научной литературе существуют две модели социальной работы с юношеством – интегративная и дефицитная.

В интегративной модели речь идет о социальной работе в широком смысле, которая должна способствовать социализации юношества. В этом аспекте социальная работа соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце ХIХ века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза руководствуются обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, таки его социального окружения [17, с. 39].

На современном этапе  социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. Существует ошибочное  мнение, будто социальная работа исчерпывается  оказанием помощи людям, попавшим в  беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие  элементов контроля в любом виде помощи – одна из дилемм, с которой  социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно  связана с еще одной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь  – государства, работодателя, клиента  или общества в целом? С точки  зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы, прежде всего клиента, затем  общества и уже потом – своей  организации и государства.

Главная цель социальной работы, прежде всего, состоит в том, чтобы  заботиться о благосостоянии и раскрытии  возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать все необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, жильем, отдыхом и т.д.).

Социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой) [33, с. 196]:

- Диагностическая – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения и т.д.

- организаторская – специалист  организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной  ориентации и адаптации, координирует  деятельность подростковых и  молодежных объединений, влияет  на взаимодействие клиента с  медицинскими, образовательными, культурными,  спортивными, правовыми учреждениями  и благотворительными;

- прогностическая – специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

- предупредительно-профилактическая  и социально-терапевтическая –  специалист участвует и приводит  в действие социально-правовые, юридические  и психологические механизмы  предупреждения и преодоления  негативных влияний, организует  социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального;

- организационно-коммуникативная – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

- охранно-защитная – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов. 

В рамках социальной педагогики анализируется [25, с. 129]:

  • когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, каков характер этих условий, какие тенденции свойственны этому процессу;
  • обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах грозит ему стать жертвой от тех иных социокультурных особенностей и социальной практики;
  • существующие в разных странах системы, содержания, формы и методы профилактики неблагоприятных условий социализации, реабилитации, адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации;
  • содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации по отношениям. К различным типам жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их пола, возраста, социокультурной принадлежности с учетом этнокультурной, региональной среды обитания.

Своеобразной формой адаптации  к нормам, ценностям образу жизни  общества, а также попыткой изменения  старой и создания новой системы  морали является молодежная культура. 

Существуют и так называемые «нормальные» юноши, избравшие традиционный путь социализации. Это не означает, что они не слушают «молодежную музыку», и не носят «молодежную одежду» и т.д. Это означает лишь то, что молодежная культура и ее проявления не становятся для них самоцелью. Кроме того, это говорит и о том, что процесс социализации в их родительской семье и в их формальной группе не дали сбоя, родители признали в молодом человеке «равного» себе и помогли пройти стадии социализации традиционно, не прибегая к экстремальным способам, а в формальной группе молодой человек занял соответствующее его потребностям место.

Как уже было отмечено, социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда  не достигает идеала, как на социальном, так и на личностном уровне, а  само общество, его социальные институты  и организации не реализуют сполна свои социализационные функции.

Социализация молодого человека почти всегда имеет отклонение. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного  процесса, сложившейся в данном обществе. Одной из форм проявления отклоняющейся социализации является ускоренная социализация. Она связана, прежде всего, с временным обретением юношеством социальных ролей. 

Важнейшей особенностью периода юношества является его переходное состояние. Оно обнаруживается на социальном уровне – в плане подготовки к участию в основных сферах деятельности, к включению в ту или иную социальную общность. На уровне личностном – это промежуточный этап социального становления, низшей границей которого является физиологическая зрелость, верхней – приобретение стабильной профессии, включение в процесс труда. И наконец, на третьем уровне – уровне сознания – это процесс формирования мировоззрения усвоения различных ценностей, норм поведения и норм профессионального сознания [14, с. 63].

К числу специфических  особенностей юношества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как социальный престиж. Мы исходим из того, что студенческая молодежь является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что выдвигает ее в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфической психологии студенческого возраста.

Социально-значимой чертой юношества является также поиск смысла жизни, стремления к новой жизни и преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако, в силу недостаточности социального опыта, поверхностности в оценке ряда явлений в жизни, некоторые юноши от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму. Пожалуй, самой характерной чертой юношества как особой социальной группы является его специфическая субкультура[29, с.46].

Образование вообще, вручает  каждому обучающемуся ключ к самообразованию. Но если школа лишь «вручает ключ», то дальнейшее обучение предоставляет учащемуся или студенту возможность им пользоваться.

Анкетирование юношества  является важным элементом в практике реализации целей и задач социального  работника [Приложение].

Важный момент социальной работы – убежденность в том, что  чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать за имеющихся  вариантов тот, который их больше всего устраивает.

Социальные работники  и социальные педагоги по роду своей  деятельности призваны оказывать необходимую  социальную, психологическую и педагогическую помощь, поддержку, коррекцию всем нуждающимся  в ней, что могут обеспечивать социальные работники.

 

Заключение

 

Юность – период, когда  человек продолжает «создавать»  себя, определяет свое направление  социодуховного развития. Результатом этих процессов является выбор дальнейшей жизненной стратегии: стремление к духовному росту, поиск собственного пути социальной адаптации в обществе, либо нравственный цинизм, связанный с асоциальными формами поведения. Экономическая несостоятельность юношества дает основания определять его статус социальным положением родителей. По возрасту на этот период, как правило, приходится учеба в средних, средних профессиональных и высших учебных заведениях. К тем ролевым функциям, которые выполняли подростки, добавляются новые, отвечающие потребностям изменяющихся условий жизни и возрастных особенностей людей.

Юношество – динамично  развивающийся социальный объект, который  может исследоваться с точки  зрения социологии, медицины, психологии, политологии, философии, культурологии. Предметом изучения социологии юношества выступают молодые люди как специфическая социальная группа, которая занимает определенное место и выполняет свою роль в социальной структуре общества. В центре внимания социологии юношества находятся возрастные особенности в совокупности с социальным положением и социально-психологическими чертами юношества.

На практике вполне возможны варианты, когда календарный возраст  не совпадает с социальным. В силу различных обстоятельств психофизиологические процессы, характерные для той или иной социологической группы, могут смещаться.

У многих молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, очень сильны поведенческие  стереотипы. Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличия к политике. Сегодня, молодое поколение противопоставляет образ «мы» и «они» и это нередко выливается в полное отрицание всех ценностей «взрослых», их идеи и мораль. Это позиция особенно уязвима, если учитывать их отстраненность от участия в решении социальных проблем для общества. 

Информация о работе Социология юношества как проблема социальной работы