Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:28, лекция
Курс СР является междисциплинарным. Его изучают: экономисты, т.к. Р – одна из форм маркетинговых коммуникаций, т.о. элементом полит движения в маркетинге. Социологи изучают потребительские предпочтения, кот. формируются на основе анализа ценностей, традиций, обычаев, вкуса, морали, потребности, психологии принятия решения и т.д.
1. Предмет курса. Задачи СР.
2. Этапы развития Р в Украине на основе аналогии с теорией «диад и триад»
3. СР как основа развития современной предпринимательской деятельности
4. Социология повседневности и СР
Тема №1: Социология рекламы. Вводная лекция.
1. Предмет курса. Задачи СР. В основе любой предпринимательской деятельности различные формы взаимодействия человека в повседневном мире, кот. формируются под влиянием эконом, культурных, психологических и др. видов деятельности.
Курс СР является междисциплинарным. Его изучают: экономисты, т.к. Р – одна из форм маркетинговых коммуникаций, т.о. элементом полит движения в маркетинге. Социологи изучают потребительские предпочтения, кот. формируются на основе анализа ценностей, традиций, обычаев, вкуса, морали, потребности, психологии принятия решения и т.д.
Созданием Р занимаются копирайтеры, т.е. группа людей, кот. состоит из психологов, социологов, дизайнеров, филологов, экономистов, специалистов по графике, колористике и т.д.
В Р главное наличие идеи.
Курс СР призван анализировать и изучать как социальный институт Р влияет на современное общество и, наоборот, как современное общество влияет на социальный институт Р.
У социологов Р как феномен, категории, процесс.
Р (социологическое определение) – неперсонифицированный способ передачи информации о продукте от отправителя получателю, кот. может быть как коммуникацией так и общением, обычно оплачиваемый и убеждающий по характеру, идентифицируемый спонсорами как реклама.
Р оправдана и рациональна, когда она не персонифицирована как форма коммуникации.
Коммуникация (в лат.) – односторонний процесс передачи информации от отправителя реципиенту при помощи технических средств.
Общение – двусторонний процесс.
Р эффективна только тогда, когда она от коммуникации переходит на уровень общения, провоцирует реакцию.
Коммерческая и политическая Р всегда оплачена. Потребитель, покупая продукт, платит за рекламу.
Социальная Р – благотворительна.
Если Р идентифицирована как Р, то она легитимна.
Задачи СР:
2. Этапы развития Р в Украине на основе аналогии с теорией «диад и триад» Зиммеля.
Зиммель рассматривает отношения в семье.
Диада: муж-жена
Триада: муж-жена-ребенок
Роль 3го в триаде:
3 этапа развития Р:
1. этап Общая цель произв. и рекламодателя -
Производитель прибыль
↑↓ Потребитель
Рекламодатель
2.этап
Рекламодатель Желание видеть хороший продукт
↑↓ Производитель
Потребитель
3. этап Характерен для зажиточных слоев населения,
Производитель которые хотят видеть и хорош продукт
↑↓ Рекламодатель и хорошую Р.
Потребитель
В Украине есть элементы всех 3х этапов, но преобладает 1й.
3. СР как основа развития современной предпринимательской деятельности
Предпринимательство – организация экономической деятельности. деятельности на основе индивидуальной, частной и акционерной собственности с целью получения прибыли.
Осн характеристики предпринимателя менеджера:
Интерпретация без коммуникации НЕ возможна, а коммуникация без интерпретации возможна.
Эк культура предполагает наличие свойств:
Носители эк культуры:
Источник власти менеджера – должность, источн власти лидера – способность воздействовать на других
З. Бауман: «Авторитет – способность влиять на ценности других.» «Власть – это способ осущ действия, т.е. выбирать цель какого-либо действия.»
Виды власти:
Основные качества:
Менеджер |
Лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Виденье – основа действий |
Полагается на систему (ритуал) |
Полагается на людей и их способность к командной работе |
Использует доводы |
Использует эмоции |
Контролирует |
Формирует доверие к себе и доверяет |
Поддерживает движение |
Дает стимул к движению |
Принимает решения |
Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно |
Делает правильное дело |
Уважаемый |
Обожаемый |
Приемы влияния на подчиненных, кот. Р заимствовала у предпринимательства:
Феномен доверия в Р.
Ф. Фукуяма «Доверие». Доверие – вера в надежность».
Дж. Колмен (Colemen) 3 способа формирования доверия:
СР основана на социологии повседневности и использует 3 микротеории:
Вклад в развитие теории: Дюркгейм, Спенсер, Зиммель
Дж. Хоманс: «Человек вынужден вступать в отношения обмена, т.к. ресурсы человека ограничены и у окружающих есть то, что нужно ему для удовлетворения жизненных материальных потребностей и для полноценного физического, духовного и психологического развития»
П. Блау: «Социальный обмен всегда рациональный обмен» Платой за обмен выступают: деньги, социальное одобрение, уважение, поступки и уступки»
В процессе обмена имеют место переговоры.
Переговоры – комбинация
собственных интересов и
4 принципа веления переговоров
Блау: «В основе социального обмена 2 момента: 1)эквивалентный обмен; 2)дарение (моральная ценность дарения измеряется величиной личных потерь дарящего)
Аксиомы обмена (Хоманс)
Фактическое общение – не имеет целью нести информацию; ради соблюдения ритуала.
Тема №2. Социологические теории в курсе СР
Его последователь – социолог Ирвин Гофман, представитель социологического интеракционизма – теория «социальной драматургии». Социологический анализ социальной драматургии проводит по аналогии жизни и театра. Книга «Презентация себя в современном мире, 1959 г.
Актор – тот, кто взаимодействует. Гофман впервые вводит понятийный аппарат, который относится к социальной драматургии. Каждый актор стремится управлять впечатлением других, а также управлять информацией о себе, которую он делает доступной для других с целью создать хорошее впечатление о себе.
Основной метод исследования Гофмана – метод наблюдения – т.е. самое детальное описание специфических черт социального поведения людей. а также выявление социальных правил социального поведения, которые могут объяснить модели поведения людей и отклонение от моделей социального поведения.
Гофман вводит следующие понятия:
Одновременно любой актор собирает информацию о своих партнерах, таким образом происходит информационный обмен.
Средствами информационного обмена могут выступать:
Гофман впервые говорит о значимости первого впечатления.
Действия ≠ спектакль как действие (цель: убедить, апеллирует к эмоциям)
Гофман предлагает 3 защитных практики участников драматургии: