Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:28, лекция
Курс СР является междисциплинарным. Его изучают: экономисты, т.к. Р – одна из форм маркетинговых коммуникаций, т.о. элементом полит движения в маркетинге. Социологи изучают потребительские предпочтения, кот. формируются на основе анализа ценностей, традиций, обычаев, вкуса, морали, потребности, психологии принятия решения и т.д.
1. Предмет курса. Задачи СР.
2. Этапы развития Р в Украине на основе аналогии с теорией «диад и триад»
3. СР как основа развития современной предпринимательской деятельности
4. Социология повседневности и СР
По мнению Велена 1я стратегия все более уступала место 2й стратегии.
В современном обществе преобладает 2я стратегия.
Демонстративное потребление
– потребление с целью
Товары как способ подключения к более статусным группам.
Демонстративное потребление является более характерным для городов и для обществ с высоким уровнем мобильности.
Эффект Веблена: снижение цены на продукты воспринимается покупателями как ухудшение качества продукта и утраты его престижности
Т.е. такой продукт перестает пользоваться покупательским спросом. А при повышении цены на товар, услугу, идею увеличивается его социальная значимость.
Условия (симуляция) дефицита делают продукт еще более дефицитным.
Цена формирует псевдокачество.
Следующее направление в исследовании потребительского поведения связано с Вебером.
Он рассматривает потребление
в контексте классовой
Ввел понятие «статусная группа», которое отражает представление общества о стиле жизни каждого класса и рассматривает с помощью таких понятий как социальный престиж, социальное уважение, социальное одобрение и т.д.
Понятие класс связано с материальным производством, а статусные группы определяются согласно принципам потребления продукта (стиль жизни).
Эту же линию развивал Бурдье. Вкус – опр. принадлежность индивида к определен. классу и характеризует его стиль жизни.
Работа «Отличие. Социальная критика суждений о вкусе». Высшие классы меньше денег тратятна еду, а больше на досуг.
В середине 20 в. появляются новые теории потребления – Бодрийяр. Потребительское общество, общество изобилия, консюмеризм.
В работе «система вещей»
потребление – глубинный
Потребительские практики являются способом социального конструирования мира и потребляемая вещь становится знаком, символом.
Бодрийяр рассматривает потребление как способ систематического манипулирования знаками, символами.
Ролан Барт изучал потребление в рамках семиологии, т.е. науки о скрытых и бессознательных значениях.
Работа «Мифология Р».
Советская традиция потребления рассматривалась через понятие образа жизни. Следовательно, Основной задачей социологического изучения области потребления являлось определение специфики потребления в социальной группе с разным образом жизни.
2. Специфика культуры потребления
Культура потребления – совокупность норм и ценностей, регулир. деятельность индивида в процессе выбора и приобретения товара.
Культура потребление включает:
Культура потребления связана со следующими механизмами:
Социальное сравнение выступает на 2х уровнях:
Потребление выступает механизмом формирования собственной личности.
Потребляемые продукты должны соответствовать выбранному стилю. (Эффект Дидро).
Формирование культуры потребления.
Культурные традиции -> ценности -> социальные нормы -> образцы потребления
Культура потребления – совокупность ценностей, норм и социальных стандартов поведения при выборе товаров и услуг, а также как регулятор деятельности людей в этой сфере.
Функции культуры потребления:
3. Влияние Р на потребительское поведение.
Прямой способ убеждения – при подготовленном мышлении потребителя. (есть ориент. на покупку).
Действенность Р зависит от элементов:
При разработке Р стратегии следует учитывать характерные черты потребителя:
Тема № 6. Потребительское поведение как предмет социологического анализа
Поведение потребителей – прикладная дисциплина, междисциплинарная н., в осн. которой – социология, СП, эк. теория, маркетинг и менеджмент.
Объект – потребители; предмет – изучение потребителей по всем аспектам деятельности на рынке.
Традиционно под потреблением понимается:
Потребление – удовлетворение осн. потребностей посредством разового или длительного потребления - уничтожения.
Это процесс, который включает несколько этапов:
Поведение потребителей выполн. ряд ФУНКЦИЙ:
2. Модернистское
мировоззрение в сфере
К 20 в. сформировался модернизм, для кот. характерно несколько мифов:
3. Постмодернистское мировоззрение.
В 70е гг 20 в склад. постмодерн.
Характерные черты:
Осн. цель поколения этого периода – консьюмеризм.
4. Социальное пространство потребления.
Статусн. позиция – место в соцн пространстве, наделенное определен статусом.
Соц статус определяется эк. потенциалом в каждом отдельном обществе.
Роль – это статус в действии, модель поведения, обусл. статусной позицией.
В процессе проявления поведения потребителей становятся возможными следующие роли:
В рекламе 1,2 пункт присутствуют, 3,4, - чаще всего не использ. хотя нужно.
Чем более последовательна Р, тем более она эффективна.
I. По типу связи выделяют след. группы потребителей:
1. Первичная группа – в осн. кот. межличностные связи.
2. Вторичная - в осн. кот. опосредованное общение.
II. По степени организованности:
При изучении поведения потребителей подвергаются анализу след. группы:
Для разработки Р выдел несколько типов власти:
Тема № 7. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ В РЕКЛАМЕ
1. Сущность
и особенность социального
Соц влияние – способ побуждения к действию или изменению действительности сводится к манипулированию ситуацией таким образом, что изменение знания. установки, поведения или эмоций человека приводит к утверждению нового способа поведения в соотв. с нашей целью.
Власть, в отличие от влияния, всегда предполагает обязательное подчинение.
З. Бауман: «В отличие от власти, влияние – это то, что непосредственно сказывается на ценности: оно проявл. в том, что сдвигаются относит. позиции целей в их иерархии значимости, когда одни цели начинают казаться более привлекательными, чем другие и поэтому заслуживают больших усилий».
Соц. влияние можно наблюдать в 2х сферах:
В социологии выделяются 2 теорет. концепции, в рамках кот. рассматр. сущность соц. влияния:
1. Реляционистская концепция
2. системная.
Реляционистская концепция – Френч и Рейвен рассматр процесс соц влияния как межличностн. отношения, аозволяющие одному индивиду изменить поведение другого.
Классификация типов соц. влияния по Френчу и Рейвену:
Системный подход. Т. Парсонс, Н. Луман.
Соц влияние рассматр. как свойство или атрибут микросоциальной системы.
Парсонс. Соц влияние рассматр как средство, связ. властный аспект оц. контроля со структурой норм в об-ве.
Луман. рассматр. соц. влияния в рамках трех осн. категорий: авторитет, репутация, лидерство. !
2. Соц. влияние в рамках концепции управления потребит. поведением.
Уровни и преимущества соц. слияния в Р. Конечная цель – изменение потреб. поведения.