Соц. установка – это ценностная ориент. по отношению
к тому или иному объекту. Результат воздействия
Р – изменение потребит. установок.
Выделяют след.
уровни психологич. воздействия Р:
- Когнитивный – передача опр. объема инфы, совокупности данных о товаре, характериз. его качество.
- Аффективный – характ. эмоциональн. аспект. Это формирование опр. эмоц. отношения.
- Суггестивный (суггестия – внушение). Внущение предполаг. использование как осознаваемых псих. элементов, так и бессознательных.
- Коннотативное воздействие – подталкивание покупателя к покупке (к действию).
Принцип соц. влияния
в Р по Л. Фестингеру и Ньюкомбу:
- принцип последовательности (логотип -> помещение->х-ки ->что можно сделать)
- принцип соц. доказательства. – обращение к большинству. (работает, но слишком банален и избит)
- принцип благорасположения (конструирование опр. идеального образа, одобряемого)
- принцип авторитета (эксперты, профессионалы, харизматич. личности) используя авторитет, нужно использ разные авторитеты: компетентности, партнерства)
- принцип дефицита – дефицит в пространстве («только в нашем магазине») и дефицит во времени («только до 8 марта..»).
- принцип соц. сравнения (сравн. статусов, роли, самоидентификации)
- построения убеждающей информации.
Процесс убеждения
проходит 8 этапов:
- предъявл. сообщения адресату
- обращение внимания на сообщение
- понимание информации
- принятие вывода, диктуемого сообщением.
- закрепление новой установки
- перевод установки в конкретное действие.
Модель принятия
решения в Р
AIDA: attantion – interesting – desire – action (привлечь
внимание, проявл интерес, появл желания
купить, действие)
- принцип «фильтрации идей». Мы имеем тенденцию воспринимать те сообщения, с которыми заведомо согласны.
3. Соц. влияние
как основа для Р сообщения.
Механизм соц.
влияния в Р:
1. Стереотип (устойч. представление, предсказуемая
реакция, свойственная опр группе – это
типовые стандартные сценарии, кот. опис.
схемы псих. восприятия тех или иных явлений.
событий. Это понятие впервые ввел У. Липпман
(«Общ. мнение» 1922)
Функции стереотипа:
- защита и сохр. групповых интересов.
- регуляция поведения людей.
- соу. дифференц. между группами, интересами внутри групп.
- упрощение новой инфы
- разъяснение сути сообщения в конкретном контексте
В Р механизм стереотипизации
применяется через использование
мотивов престижа и управления.
2. Социальный
миф (то, что отн к сфере ирреальности)
Свойства мифа (характеристики):
- слияние реального и идеального
- опора на бессознательное
- двойственность
- восприятия (принуждающее убеждение)
- императивность мысли (миф побуждает к действию)
В Р использ. 2 осн. элемента соц мифа:
- Волшебность, сказочность – то, к чему активно призывают, апеллируют, эксплуатируют.
- Искажение мировоззрения – использ. связи по сходству (ассоциации), т.е. метафора, связи по смежности, т.е.
- Имидж. Построение имиджа – это постр. образа, преподн. внешний формы к-либо объекта, индивида.
Это определенный набор
знаков, кот. в сумме создает сообщение
воспринимаемое целевой аудиторией
однозначно.
Р использ. имидж для
того, чтобы создать благоприятн.
образ чего-либо.
Имидж содерж. иллюзию, связанную с товаром через символ.
Имидж созвучен с мифологией
в этом смысле.
Тема № 8
PR и Р. Сходства и различия. Переговоры
как форма Р.
- Концепция PR. Цель, задачи и ф-ции PR.
- Фирменный стиль PR. Мастер-план имиджа.
- Осн. компоненты переговоров. Принципы проведения.
- Концепция PR. Цель, задачи и ф-ции PR. PR – предшествует Р. Впервые термин PR был предложен в 1807 г. ТДжеферсоном, президентом США. В начале 20 в. активно использ. премьер-министом Великобритании Дж…
С 70 г. в США и Великобритании
– преподается в ВУЗах. С 90 – в странах СНГ.
В бывшиз странах СНГ
с 90 г. появл. черный PR – победа над
конкурентами. Осн. на доминировании 3го
принципа, провозглашенного С. Адамсом.
PR как академическая дисциплина сложился
на стыке следующих дисциплин: СП, логика,
менеджмент, маркетинг, информатика.
Принципы PR впервые были
сформированы американским социологом
С. Адамсом.
принципы:
- необходимость создания такой организации, кот. могла бы возглавить компанию и объединить людей
- использование нац. и эмоциональной символики, применение продуманных, хорошо запоминающихся лозунгов.
- Опережение оппонента интерпретацией событий и своевременной организацией действий, оказ. эмоц. влияние на публику
- непрерывное воздействие на общественное мнение оп всем контактным каналам.
Сэм Блек усовершенствовал
принципы Адамса.:
- открытость информации
- опора на объективные закономерности массового сознания, отказ от субъективизма и маникульятивных попыток выдавать желаемое за действительное.
- регулярная реорганизация подразделений, осущ. PR-деятельность для адаптации к условиям рынка.
- Демонстрация уважения и индивидуальности ориент. на потребителя привлечение
впвкпвапвапвап высшей квалификации.
PR обращение состоит из:
- заголовок – осн. идея текста
- осн. текст –, цель, задачи.
- фирменный знак
Этапы критических аспектов
PR-деятельности.:
- активные действия по достижению доброжелательности со стороны общественности и достижение положительной оценки результатов этой деятельности.
- действия, направл. на сохранение репутации (или ее формирование), выработка опр. стиля поведения в конкретном социальном контексте.
- использование методов психолог. воздействия.
Основные различия
PR и Р:
- Р финансируется из бюджета маркетинга, PR – из фонда развития предприятия.
- Р продвигает продукт, PR продвигает имидж и репутацию.
- Цель Р (коммерческой) – получение прибыли, цель PR – формирование репутации, авторитета, имиджа.
Функции PR:
- аналитическая – разработка информационной политики, изучение партнеров и конкурентов, разработка стратегии маркетинговой деятельности.
- информационно-коммуникативная (производство и тиражирование информации)
- организационно-технологическая (совокупность мер и действий по проведению PR компании, различных деловых стреч, выставок с участием СМИ)
- консультативно(консультационно) – методическая.
К услугам PR обращаются в
случае:
- для создания авторитета, репутации и донесения его до широкой общественности
- для вывода из кризисной ситуации
2. Фирменный стиль PR. Мастер-план
имиджа.
Мастер-план имиджа:
- создание фундамента имиджа:
- формирование долгосрочных задач
- определение стандартов поведения
- обеспечение подчинения стандартам поведения
- внешний имидж (восприятие фирмы конкурентами, СМИ, партнерами)
- внутренний имидж (восприятие руководителями и персоналом)
- неосязаемый имидж (отношение коллектива к работе, его эмоциональный настой)
Фирменный стиль
включает:
- информационный дизайн – выработка знаков, символов, аббревиатур
- архитектурный дизайн – внешний вид зданий, размещение построек
- оформительский дизайн
- стили управления
- внешний вид сотрудников
3. Осн. компоненты
переговоров. Принципы проведения.
Переговоры
– это комбинация собственных интересов
и зависимости от оппонента.
В основе переговоров – конфликт (латентный
или явный)
При проведении переговоров
следует:
- разграничивать участников и предмет переговоров
- концентрировать внимание на интересах сторон, а не на позициях участников
- разрабатывать взаимовыгодные предложения
- настаивать на использовании общих интересов.
Ученые Гарвардского
университета разработали 2 классических
подхода переговоров:
|
Мягкий подход |
Жесткий подход |
Участники |
Друзья |
Оппоненты, враги |
Цель |
Соглашение |
Победа над.. |
Стратегия |
Делать уступки |
Требовать уступок |
Тактика |
Мягкая линия поведения,
доверие другим |
Жесткая линия поведения,
недоверие другим |
|
Легко меняют позиции |
Твердо стоят на своих
позициях |
|
Делают предложение |
Угрожают и требуют |
|
Допускают односторонние
потери ради согласия |
Требуют односторонних
девидентов в качестве платы за соглашение |
|
Настаивают на соглашении |
Настаивают на собственных
позициях |
|
Поддаются давлению |
Оказывают давление |
Компоненты
переговоров:
- коммуникативный (сбить первое требование оппонента, чтоб не позволить идти по содержанию оппонента, а последнее требование обязательно удовлетворить)
- анализ существующих интересов
- использование объективных критериев
5 осн. барьеров на
пути к сотрудничеству в процессе
переговоров:
- наша реакция
- их эмоции
- их позиции
- их неудовлетворительное решение
- их ресурсы
Пути преодоления барьеров:
- стать на их сторону
- переформулировать проблему
- построить «Золотой мост» - предложить то, от чего не смогут отказаться.
- вопрос
Структура переговоров:
- определение времени
- форма подписания переговоров
- протокол (форма)
- принятие решений (индивидуальный, авторитарный, консенсус)
- немой или косвенный способ коммуникации
- отношение к конфликту
- стратегия (победа-поражение, победа-победа)
- невербальные средства общения
Принципы ведения переговоров:
- Разделение труда
- Горячего и холодного
- Принцип уступок
- Принцип разделения фронтов (разделяй и властвуй)
5 стратегий разрешения
переговоров:
- сотрудничество
- соперничество
- уход
- компромисс
- эффект пластыря – конфликт приглушен, но не разрешен, требует уступок.
Тема№9: Стратегия и тактика потребления
- Механизм действия культуры. Культурный шок.
- Типы поведения потребителей в соответствии с формами социального действия
- Понятие референтной группы. Типология референтных групп.
- Мода как социальная норма и один из стимулов стратегии маркетинга.
- Механизм действия культуры. Культурный шок.
Человек обучается культуре
в процессе первичной социализации,
кот включает:
- освоение, познание и принятие норм, ценностей и средств общения
- интеракция или процесс усвоения внешних для человека норм культуры как внутренних потребностей так и собственно норм поведения.
Антрополог Ф. Бок выделил
следующие способы разрешения конфликта
с окружающей средой:
- геттоизация (замыкание в собственном кругу и сведение до минимума общения с окружающим миром)
- ассимиляция или адаптация (промежуточное состояние)
- промежуточная стратегия (освоение новой культуры путем обогащения ее своей)
- частичная ассимиляция (отказ от своей культуры и освоение чужой культуры только в определенных сферах и областях)
- колонизация (навязывание своих культурных норм, ценностей, языка)
Бок предложил понятие
и определение культурного шока
– реакция человека, оказавшегося
в чужом обществе и переживающего
бесчисленные трудности в общении,
потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.
2. Типы поведения потребителей в соответствии
с формами социального действия