Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:28, лекция
Курс СР является междисциплинарным. Его изучают: экономисты, т.к. Р – одна из форм маркетинговых коммуникаций, т.о. элементом полит движения в маркетинге. Социологи изучают потребительские предпочтения, кот. формируются на основе анализа ценностей, традиций, обычаев, вкуса, морали, потребности, психологии принятия решения и т.д.
1. Предмет курса. Задачи СР.
2. Этапы развития Р в Украине на основе аналогии с теорией «диад и триад»
3. СР как основа развития современной предпринимательской деятельности
4. Социология повседневности и СР
Социальное действие – простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в научный оборот Вебером.
Для обозначения действия индивида сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей.
Под «другими» понимаются как отдельные лица, знакомые и не знакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей.
Социальным, по Веберу, действие становится лишь при 2х условиях:
Главное – сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает.
Такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия ожидания:
«Действие, не содержащее такого ожидания, хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания не является действием социальным».
Тем не менее, единицей поведения является социальное действие, и социальный психолог Шмидт выделил 4 формы социального действия:
Действие, кот. возникает под действием чего-либо (Р).
Восприятие зависит от того, как Р дискурс преподнесет информацию.
Социологи говорят о:
4 вида социального
действия, кот. может быть разделено
на основании следующих
3. Понятие референтной группы. Типология референтных групп.
Понятие референтной группы введено в 1942 г. Хайманом, его монография «Активы социологии»
Референтная группа – группа, которую индивид использует для сравнительно оценки своего собственного поведения или положения.
Референтные группы могут быть:
Референтные группы делятся на следующие типы:
Они бывают:
Все виды референтных групп:
Тип потребления |
Предметы 1й необходимости |
Предметы роскоши |
Публичный |
1. На тип продукта реф. группы оказывают слабое влияние 2. На торговую марку – сильное влияние |
1. На тип продукта – сильное влияние 2. на торговую марку – сильное влияние |
Приватный |
1. На тип продукта – слабое влияние 2. На торговую марку – слабое влияние |
1. На тип продукта – сильное влияние 2. На торговую марку – слабое влияние |
3. Мода как социальная норма и один из стимулов стратегии маркетинга.
Мода как социальная норма носит внешний по отношению к индивиду характер.
Мода превращается в ценность, когда внешняя форма модного поведения принимается индивидом и становится его внутренней потребностью.
Основные характеристики моды:
Фазы моды как процесса:
Выделяют структуру потребителей по отношению к моде как социальной норме:
Тема №10: Психология масс и психология межличностного общения
1. Психология масс. Характерные черты толпы.
Итальянский юрист Сегеле обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии – это психология толпы – душа, кот. формируется путем подражания людей друг другу.
3 особенности коллективной психологии (по Сегеле):
Г. Лебон «Психология народов и масс»
Он выделил следующие черты толпы:
2. Популярные
течения психологии общения (
Течения психологии общения (СП)
Основные идеи:
Существует 2 основных фактора детерминации поведения людей:
Роль социальных стереотипов в формировании психологии потребителей:
3. Классификации невербальных средств общения (НСО)
Невербальные средства в общении.
Особенности делового общения и механизмы восприятия информации:
психологические механизмы:
Алан Пиз «Средства невербального общения»:
55% - невербальное общение
38% - звуковое общение (ох, ах и т.д.)
7% - вербальное общение
Невербальные средства общения:
Кинесика Просодика Такесика Проксемика
(движение) (звук) (дотрагивание) (размещение в пространстве)
Кинесика: поза, жест, походка, мимика, длина паузы, визуальный контакт, частота контакте, направление движения, экспрессия в движении (жестикуляция).
Просотика: интонация, громкость, тембр, вздох, смех, плач, кашель.
Такесика: рукопожатие, поцелуй, похлопывание.
Проксемика: ориентация, выбор места в пространстве, дистанция.
Жесты бывают:
Рукопожатия бывают:
Дистанция:
Пространственное размещение:
1. Оборонительное или соперничество (напротив)
2. независимое (диагональ)
3. дружеская, деловая
4. позиция делового общения. Но надо помнить о дистанции
3 и 4 – для делового общения.
4. Конфликты и пути их разрешения
Конфликт – осознанное противостояние интересов 2х сторон.
Структура конфликта: участники, среда, предмет, средства для достижения целей сторон.
4 основных источника конфликта:
Этапы развития конфликта:
В социологии выделяют 2 основных вида конфликта: ресурсный и ценностный.
Движущие силы конфликта и сферы деятельности:
Движущая сила |
Сфера деятельности | ||
Экономика |
Политика |
Духовная жизнь | |
Потребность |
Возможность использования ресурса |
Варианты самоорганизации |
Эмоции, рациональность |
Интересы |
Институты распределения |
Интеграция – или раскол |
Тип культуры |
Ценности |
Ориентация на рынок или государство |
Влияние как средство или самоцель |
Интерпретация высших ценностей |
Нормы |
Договор – выговор |
Закон – манипуляция |
Долг - удовольствие |
Культуры:
Моноактивные – на 1м месте рацио
Полиактивные – эмоции, излишн. чувствительность, излишн. оценка событий (мексиканцы,ительянцы)
Реактивная культура (японцы, эстонцы финны) – тормозыJ
Тема№11: Р в системе маркетинговых коммуникаций
1. Этапы коммуникации Р деятельности и ее структура
Р – одна их форм маркетинговой коммуникации.
Выполняет 2 основных функции в маркетинге:
Влияние на потребителей осуществляется на основании 2х основных форм: AIDA (attention, interest, desire, action) и AIDMA (attention, interest, desire, moutive, action)
В теории коммуникации выделяют 3 фазы коммуникации:
Выделяют такие факторы, которые влияют на эффективность этих циклов: