Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:02, дипломная работа
Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи:
Проанализировать непрофессиональный уровень социальной работы.
Охарактеризовать сущность волонтерского движения.
Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.
Введение
1 глава. Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы
Непрофессиональный уровень социальной работы
1.2Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
Развитие волонтерского движения в молодежной среде
2 Глава. Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов, выводы
Заключение
Список литературы
Получив полные ответы на данные вопросы, волонтер может освободиться от страха попасть в зависимость от организации, стать «обязанным», это позволяет увеличить процент привлеченных лиц, поэтому во время собеседования интервьюер должен побудить потенциального волонтера задать как можно больше интересующих его вопросов (М. Олчман, П. Джордан, 1997).
Основным этапом организации волонтерского движения является включение молодых людей в практическую добровольческую деятельность. Деятельность, которая предлагается потенциальным волонтерам, может быть и должна быть разнообразной, однако любой ее вид должен отвечать важному требованию: быть направленной на решение проблем, близких и понятных волонтеру.
Для организации волонтерской группы среди молодых людей нужно изучать их представления об актуальных социальных проблемах и поставить их решение в центр добровольческой деятельности.
Потребность общения и признания значимости в группе, которая является одной из актуальных потребностей молодежи, делает групповую форму работы волонтера самой приемлемой и эффективной.
Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть:
-результативной (т.е. иметь видимый результат, не отсроченный во времени);
- четко локализованной во времени и объеме (учитывать рабочую и учебную занятость молодого человека);
-«живой» (не носить характер
рутинной, «бумажной» работы, часто
несообразной с возрастными
Волонтерство должно стать гармоничным дополнением к основной занятости, а не навязанной извне обузой. С другой стороны, плохо, если юноша или девушка забрасывают учебу для своей общественной деятельности.
Заключительным этапом работы с волонтером является его поощрение за проделанную работу. Организаторам волонтерского движения необходимо продумать методы поощрения волонтеров. Очень часто люди забывают, насколько важно поощрять тех, кто работает безвозмездно. Поощрения демонстрируют, насколько организация умеет ценить людей. Волонтеры тоже должны чувствовать благодарность за свой труд.
Самая важная награда - слово «спасибо». Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к ним по имени, посвящение им свободного времени - тоже награда. Хотя бы один раз в год координаторы молодежного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтеров и выразить благодарность по итогам работы за год.
В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Так волонтеры могут увидеть свое место в целостной структуре добровольческой деятельности. Такое отношение особенно важно в рамках рутиной работы, например при заполнении базы данных. Рассматривая себя в контексте ценностей и успехов движения, волонтер получает эффективную мотивацию.
Другие формы поощрения волонтеров включают: празднование Дня волонтеров; поздравление с днем рождения; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации; приглашение волонтера на неофициальные встречи; рассылка открыток с добрыми пожеланиями; помощь волонтеру в повышении квалификации.
Кроме того, учитывая, что молодой человек находится в высококонкурентной среде в начале своей профессиональной карьеры, очень значимыми для него становятся благодарственные письма на места учебы или работы.
Выражение благодарности принесет желаемые результаты, если: выражать благодарность очень часто; использовать разные формы выражения признательности; быть честным; выражать удовлетворение человеком, а не только работой; соизмерять признательность в соответствии с достижениями; использовать одни и те же награды для одинакового уровня успехов; обращать особое внимание на те достижения, которые волонтер оценивает наиболее высоко.
Важно использовать разные формы поощрения волонтеров, например не каждому человеку нравиться, когда его хвалят в присутствии большой аудитории; вручают дипломы или берут интервью.
Можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы.
Предварительный этап: сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формулирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.
Начальный этап – проведениесобеседования,
описанияработы,
Основной этап - выполнение работы.
Завершающий этап - оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.
Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от форм поощрения добровольцев [22].
Таким образом, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:
- наличие группы
- наличиеинституциональной«
- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;
- стремлениеизбежатьадминистриро
- обеспечение благоприятного
моральногоклимата, престижности, создание
«моды» на волонтерское
- использованиезначимойдлямолоды
- использование волонтерства
как способа повышения
Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.
2 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
2.1 Организация исследования
Цель исследования: организация волонтерского движения в условиях средней общеобразовательной школы
Этапы исследования:
- подбор диагностического инструментария
- разработать программу «Мы – за здоровый образ жизни»(приложение 4)
2. Основной
- проведение методики
диагностики склонности к
- разработать положение о волонтерском отряде (приложение 5)
- реализация программы «Мы – за здоровый образ жизни»
3. Заключительный
- обработка и анализ результатов, написание выводов.
Выборка: 13 человек, возраст от 14 до 16 лет
Пол: 7 юношей, 6 девушек.
База исследования: МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа» Бабушкинского района
Диагностический инструментарий:
- методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Универсальной методикой выявления
предрасположенностик тем или иным девиациям
в поведении подростков представляется
«Методика диагностики склонности к отклоняющемуся
поведению» (разработана Вологодским
центромгуманитарныхисследовани
1.Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2.Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3.Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.
4.Шкала склонностик
5.Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.
7.Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
Вцеломопросниквключает 98неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).
На подготовительном этапе нами была разработана программа «Мы – за здоровый образ жизни»
Цель программы: создание комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни.
Задачи программы:
Ожидаемые результаты:
Формы работы:
В ходе осуществления программы использовались следующие формы работы: тренинги, лекции, дискуссии, беседа.
В ходе исследования нами было реализовано три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе мы провели методику склонности к отклоняющемуся поведению среди подростков с целью выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении и получили следующие результаты:
1.У группы, с которой
проводилось исследование, ярко
выражена склонность к
2.Склонность к агрессии и насилию находиться выше норы.
3.Следует отметить результаты
по каждой шкале: первая шкала
установки на социальную
Шкала склонности к преодолению норм и правил не выражена, склонность к аддиктивному поведениюнаходится на низком уровне, слабо выражен волевой контроль эмоциональных реакций, не выражена склонность к делинквентному поведению.
На втором этапе мыреализовали программу «Мы – за здоровый образ жизни». В реализации программы принимало участие 13 человек, 7 юношей и 6 девушек в возрасте от 13 до 16 лет.
Цель программы заключается в создании комплексной системы первичной профилактики всех видов зависимости и пропаганды здорового образа жизни. Время, затраченное на занятия около 10 часов.
Тематика занятий была направлена на ведение здорового образа жизни.
На протяжении 8 недель в реализации программы нам помогал волонтерский отряд, созданный на базе школы.
В волонтерский отряд входили социальный педагог и трое учащихся 9 класса. Предполагаем, что созданное нами волонтерское движение будет активно работать по данному направлению.
После реализации программы мы подошли к третьем этапу – это контрольный, в ходе которого мы провели повторно методику склонности к отклоняющемуся поведению и получил следующие результаты.
На основании данных повторного диагностического исследования можно сделать вывод, что группа, с которой проводилось исследованиесклонность к отклоняющемуся поведению, находится в норме. (приложение 3).
Динамику изменения склонности к отклоняющемуся поведению можно проследить по рисунку 1.
Рис.1 Динамика изменений результатов методики СОП
Обработав результаты по шкалам, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычислили средние показатели
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
констатирующий |
2 |
5 |
5 |
8 |
9,2 |
7 |
7,2 |
контрольный |
0,5 |
3 |
3,7 |
5,2 |
5,7 |
4,1 |
2,8 |
норма |
3 |
8 |
10 |
11 |
13 |
9 |
8 |