Специфика волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучение специфики волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы.
Задачи:
Проанализировать непрофессиональный уровень социальной работы.
Охарактеризовать сущность волонтерского движения.
Рассмотреть развитие волонтерского движения в молодежной среде.

Содержание работы

Введение
1 глава. Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы
Непрофессиональный уровень социальной работы
1.2Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
Развитие волонтерского движения в молодежной среде
2 Глава. Организация социально – педагогической работы по профилактике здорового образа жизни
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов, выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

волонтерское движение.docx

— 147.71 Кб (Скачать файл)

 

 

Занятие №1

 

Тема: «Зачем мы здесь сегодня собрались?»

 

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Цель: знакомство частников друг с другом, принятие правил работы в группе, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.

Литература: Т.Г. Кобякова, О.А.Смердов «Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения».

Оборудование: ватман, цветные карандаши.

Ход работы

Группа сидит в круге.

Представление волонтеров: рассказ о себе, о своей деятельности. Знакомство участников с целями, задачами предстоящих занятий и с их программой.

Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если они уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам:

  • познакомиться с группой необходимо самому ведущему;
  • в ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге;
  • знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.

1. «Имя – движение»

Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.

2. Обсуждение и принятие  правил работы

Для продуктивной работы группы все участники, а также и сам ведущий должны придерживаться определенных правил, которые позволяют эффективно решать поставленные перед ней задачи. Лучше если правила будут предлагать сами участники группы, но иногда эти правила могут предлагаться самим ведущим; например, это могут быть:

  • правило равенства
  • уважения
  • Я – высказываний, т.е. говорить от первого лица
  • говорить по очереди
  • право на свое мнение
  • конфиденциальность и др.

Каждое предлагаемое правило разъясняется и принимается только в том случае, если с ним согласен каждый участник. Эти правила записываются на ватмане и вывешиваются на всех последующих занятиях.

3. Ведущий: «Ребята, вы, наверное, не раз сталкивались с людьми, которые употребляют алкоголь  и курят. Вспомните и назовите  чувства, которые вы испытываете, сталкиваясь с такими людьми».

Как правило, ребята называют такие чувства, как:

  • жалость;
  • презрение;
  • желание помочь;
  • обида;
  • боль;
  • непонимание;
  • страх;
  • отвращение и др.

Работает вся группа, а ведущий записывает все чувства на доске и резюмирует: «Чувства, перечисленные вами, достаточно тяжелые, часто противоречивые. Такие же или похожие чувства испытывают по отношению к зависимым и многие другие люди. Одни относятся к ним, как к больным людям, другие, как к преступникам, а, следовательно, и чувства разные в том и другом случае. Давайте вместе подумаем, что заставляет людей употреблять табак и алкоголь, все вместе их еще называют психоактивными веществами (ПАВ).

Задание: в малых группах по 3-4 человека ребята заполняют таблицу.

 

Что заставляет подростков употреблять ПАВ

Что они получают в результате использования ПАВ

Что должен уметь человек, чтобы добиваться желаемого без использования ПАВ

     

 

После этого все группы представляют результаты своей работы в круг.

Затем идет рефлексия по поводу работы:

  • на какие вопросы в процессе работы было трудно отвечать;
  • что нового узнали или осознали в процессе работы;
  • что помогало, что мешало работе в группах.

4. После этого проводиться  разминка «Поменяйтесь местами  те…» - в ходе упражнения все  участники группы сидят, а ведущий, стул которого убирается, стоя  в круге, называет какой-либо признак, например: «Поменяйтесь местами  те, у кого карие глаза», и в  тот момент, когда участники меняются  местами, занимает свободное место. Меняться местами можно с любым  участником, который не является  твоим соседом.

После этого ведущий просит ребят поделиться впечатлениями от всего занятия и высказать свои пожелания на будущие встречи. Благодарит всех за работу.

 

 

Занятие №2

 

Тема: «Мы – команда»

 

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Цель: повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, сплочение группы, формирование чувства команды у пришедших на занятие подростков

Литература: программа тренинга общения для подростков / приложение к газете психолог.

Оборудование: канат.

Ход работы

Разминка «Перетягивание каната»

Описание упражнения. Для упражнения нужно запастись прочным канатом диаметром не менее 10 мм и длинной не менее 5-6 метров (вполне годится веревка для буксировки автомобилей). Участники делятся на две подгруппы, расстояние между которыми 1,5 – 2 метра, берутся за канат и по команде ведущего начинают его перетягивать. Выигрывает команда, которой удалось заставить соперников сдвинуть вперед не менее чем на метр. Упражнение выполняется 3-5 раз, состав групп желательно менять. Требуется много свободного места (по технике безопасности, за спиной каждой из подгрупп должно быть не менее 3 метров свободного пространства).

Обсуждение. Чем еще, помимо физической силы, определяется выигрыш в этом упражнении?

Упражнение «Узелок» (на сплочение группы).

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат, протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.

Обсуждение. Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать свой замысел. А как это можно сделать?

Упражнение «Связывание группы»

Описание упражнения. Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль группы канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят передвигаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим.Возможно дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников сообщает три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие подростки вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения группы, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами.

Обсуждение. Если все прошло без эксцессов, длительное обсуждение излишне – достаточно, чтобы желающие кратко обменялись впечатлениями. Если группа упала – это произошло случайно или кто-то хотел устроить «кучу-малу»? Что чувствовали при этом другие участники? Возможно, у кого-нибудь из подростков подобное упражнение вызывает дискомфорт. Если это так, то нужно дать им высказаться: с чем именно, на их взгляд, это связано?

Упражнение «Совместный счет» (развитие групповой сплоченности)

Описание упражнения. Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то «два» и т.д., договариваться же о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. Разговаривать в процессе упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную.

Обсуждение.В чем причина того, что такое на первый взгляд простое задание не очень легко выполнить? А что можно сделать, чтобы выполнит его было легче?

Упражнение «Встреча взглядами» (развитие навыков межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности).

Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило – кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся выполняют упражнение.

 

Занятие №3

 

Тема: «Твори свое здоровье сам»

 

Форма проведения: праздник.

Цель: формирование у подростков о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие здоровьесберегающих умений и навыков.

Литература: теоретический и научно – методический журнал «Воспитание школьников» №8. 2008

Ход занятия

Ведущий:Здравствуйте! Сейчас яне только поприветствовала вас, я еще пожелала вам доброго здравия. Здоровье – это то, без чего невозможны ни радость, ни счастье, ни успех. Великий немецкий философ Артур Шопенгауэр справедливо утверждал: «Здоровье до того превешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». И с ним трудно не согласиться.

В борьбе за здоровье у нас много друзей, и мы всегда должны помнить о них!

 

Движенье – свет,

Движенье – скорость,

Движенье – спутник всех побед!

Любой в движеньи будет молод

И будет долго жить без бед!

 

Ребята, расскажите, что вы делаете для того, чтобы быть здоровыми? Какими видами спорта вы занимаетесь? Почему вы выбрали именно этот вид спорта? Какие физические упражнения влияют на ваше здоровье?

Ведущий: Гордо мальчик держит спину

 

И стальные прутья гнет,

Может сжаться, как пружина,

На руках пройти вперед.

А закалка, а походка…

Строен, будто акробат:

Ты – для тренеров находка

И пример для всех ребят

Как этого добиться?

Активным быть и не лениться!

 

Задание. Прослушав это стихотворение, сделать вывод о значении двигательной активности и занятий спортом в жизни человека.

Ведущий:

 

Мальчик спортом занимался,

Обливался, обтирался,

Душ контрастный принимал,

На ночь окна открывал.

Наступили холода…

В город грипп «пришел» - беда!

Люди кашляют вокруг…

Как твое здоровье, друг?

Все друзья мои больны,

Все усталы и бледны.

Ждут в постели докторов,

Только я один здоров

Если спросите меня,

Почему не болен я,-

Это вовсе не секрет:

Закален! И хвори нет!

 

Задание: Рассказать, как вы закаляете свой организм? Как вы думаете, влияет ли закаливание на борьбу с простудными заболеваниями?

Игра «Идеальное меню»

Описание игры. Группа делиться на три подгруппы, которые будут составлять списки блюд, входящих в идеальный, по их мнению, рацион. Первая группа предлагает свой вариант завтрака, вторая – обеда, третья 0 ужина. Затем идет совместное обсуждение полученных результатов задания.

Игра « В продуктовом магазине»

Описание игры. Представьте себе такую ситуацию, что вы пришли в продуктовый магазин, ичто вы положите к себе в продуктовую корзину

 

В продуктовом магазине

Положу к себе в корзину…

 

Далее называется какой-либо продукт питания (хлеб, молоко, шоколад, газ. вода и др.), а участники должны хором отвечать «Да» или «Нет» в зависимости от того, насколько полезен этот продукт, и объяснить свой выбор.

Информация о работе Специфика волонтерского движения как субъекта социальной работы в условиях средней общеобразовательной школы