Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Социальная политика современного периода должна предусматривать  механизмы социальной защиты тех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи).

Необходимой является социальная поддержка наиболее активной части  населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. [3, с.240]

Рассмотрим наиболее важные стороны социальной жизни населения, наиболее нуждающиеся в реформировании.

Система образования.

Необходимо реформировать  всю систему образования, начиная  с дошкольного, заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях. Предстоит провести реструктуризацию сети образовательных организаций, упорядочить систему бюджетного и внебюджетного финансирования, за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование и внедрения образовательных кредитов, создать независимые системы контроля качества образования.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности  образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. [28, с.55]

Система здравоохранения.

В последнее десятилетие  состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Растет потребность  в медицинской помощи, так как  течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.

Целью реформы здравоохранения  является повышение доступности  и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения Российской Федерации будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на снижение уровня инфекционной заболеваемости, профилактику, выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды на здоровье человека, обеспечение санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, недопущение распространения инфекционных болезней при заносе на территорию страны.

С использованием программно-целевых  методов будут разрабатываться  меры, направленные на повышение качества медицинской помощи и улучшение показателей здоровья населения, включающие развитие стандартизации в здравоохранении, разработку новых технологий и методов медицинской и социальной реабилитации. [28, с.55]

Совершенствование пенсионной системы в России.

Произошедшие в ходе реформирования пенсионной системы ощутимые изменения - переход от распределительной к смешанной распределительно-накопительной пенсионной системе, обеспечение возможности выбора застрахованными лицами порядка формирования своих пенсионных накоплений, как свидетельствует анализ, сопровождаются целым рядом проблем, тормозящих дальнейшие преобразования в пенсионном обеспечении.

В их числе реформирование льготных пенсий, назначенных ранее  общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии, обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.

Основными направлениями  проведения пенсионной реформы являются:

1. Завершение формирования  нормативной правовой базы обеспечения  проведения пенсионной реформы.

2. Разработка мер по  развитию механизмов обязательного  пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования. [28, с.56]

Формирование  рынка доступного жилья.

Целью политики в сфере  формирования в России рынка доступного жилья является создание эффективного жилищного сектора, действующего на рыночных принципах и удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу, а также механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка в целом и повышении доступа на него для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке.

Для решения задач по обеспечению  граждан доступным жильем предусматривается осуществление приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На первом этапе реализации (2006-2007 годы) было выделено четыре приоритета:

увеличение объемов долгосрочного  ипотечного кредитования, населению  на базе развития унифицированной системы  рефинансирования ипотечных кредитов;

повышение доступности жилья, включая бюджетную поддержку  в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов, молодым семьям и молодым специалистам на селе, нуждающимся в обеспечении жильем или улучшении жилищных условий;

увеличение объемов жилищного  строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры с целью обеспечения условий для адекватного развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения на жилье, а также повышения качества предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры;

выполнение государственных  обязательств перед отдельными категориями  граждан путем обеспечения возможности  приобретения жилья гражданами, перед  которыми Российская Федерация имеет  обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий. [28, с.55-56]

В социальной политике нашего государства особое место занимает семейная политика, к рассмотрению которой мы приступаем.

Семейная политика - составная  часть социальной политики, целенаправленная деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций. [19, с.582]

"Острие социальной  политики государства, - справедливо  считает М.С. Мацковский, - должно быть направлено на семью. Социальная политика должна стать семейной". И, прежде всего, по следующим причинам: в семьях проживает подавляющее большинство населения России; экономические и моральные проблемы общества концентрируются в семье, отражаются на ее жизнедеятельности; семья выполняет исключительную по своей значимости для общества функцию по рождению и воспитанию, социализации детей; наконец, семья берет на себя основную часть забот о престарелых и инвалидах.

Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни.

Можно выделить две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Это проблемы, связанные с функционированием макроэкономической и макросоциальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости.

Вторая группа проблем  носит специфический характер и  отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи. Совокупность этих специфических проблем и составляет предмет семейной политики.

Мы дифференцируем также  семейную политику и политики в отношении  детей и женщин. При самой тесной объективной взаимосвязи они являются самостоятельными направлениями социальной политики. В предмет же семейной политики включаются только специфические семейные проблемы жизнедеятельности детей и женщин. При сопоставлении семейной и демографической политик следует иметь в виду, что репродуктивная функция является только одной из функций семьи. [40]

В Концепции государственной  семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение необходимых  условий для выполнения семьей  экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической, жизнеохранительной и сексуальной функций.

2. Обеспечение условий  для совмещения трудовой деятельности  и семейных обязанностей с  личными интересами самого человека.

3. Создание благоприятных  условий для рождения и воспитания  здоровых детей, охраны материнства  и детства. [40]

Основные направления  государственной семейной политики:

Обеспечение условий  для преодоления негативных тенденций  и стабилизации материального положения  семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:

а) меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;

б) усиление гарантий занятости  на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;

в) поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства  и фермерства;

г) обеспечение государственных  гарантий общеобразовательной и  профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

д) обеспечение условий  для установления фактического равенства  прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения  конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;

е) учет при совершенствовании  налоговой политики в отношении  физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;

ж) дальнейшее развитие системы  семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента.

Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов.

Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

Обеспечение своевременной  и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;

з) повышение гарантий материального  обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной  и полной выплатой алиментов; заключение с государствами - участниками Содружества  Независимых Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей;

и) расширение натуральных  выдач, льгот и дополнительных целевых  выплат семьям с детьми в субъектах  Российской Федерации путем сочетания  различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;

к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья.

Кредитование и частичное  субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья.

Сохранение льготности обеспечения  жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение  экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма. [40]

Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий  для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:

а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием  детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;

б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части  правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы  собственности организации, где  они заняты, в том числе в  случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора (контракта), по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

Информация о работе Сущность социальной защиты детства