Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография
Создано детско-молодежное общественное движение "Здоровое поколение", целями и задачами деятельности которого являются:
пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;
создание и обеспечение условий для реализации программ и проектов, способствующих физическому развитию, удовлетворению духовных, культурных и других потребностей детей и молодежи;
поддержка детских и молодежных инициатив;
развитие массового спорта среди детей и молодежи;
создание условий для
духовно-нравственного
реализация проектов и программ, способствующих развитию молодежной политики и самореализации детей и молодежи;
повышение гражданской сознательности детей и молодежи;
удовлетворение творческих потребностей детей и молодежи;
снижение влияния асоциальных факторов на молодежную среду;
объединение и сплочение детей и молодежи Калининградской области;
установление и развитие детских и молодежных, культурных, деловых, научных, спортивных и личных межрегиональных и международных контактов и связей.
Основные направления деятельности Движения:
проведение массовых культурных, спортивных, интеллектуальных, досуговых мероприятий для детей и молодежи;
организация досуговой, спортивной, патриотической, просветительской работы с детьми и молодежью;
создание в установленном порядке центров, клубов, секций, выполняющих задачи Движения;
проведение концертов, спортивных соревнований, шоу-программ, дискотек и других массовых мероприятий;
организация экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи;
пропаганда целей Движения, информирование общественности о деятельности Движения;
участие в межрегиональном и международном сотрудничестве и обмене опытом согласно Уставу и Программе Движения;
содействие реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на развитие молодежной сферы Калининградской области;
выражение интересов детей и молодежи в государственных и общественных органах;
осуществление иной деятельности, не противоречащей настоящему Уставу и действующему законодательству РФ. [38]
В целях реализации права ребенка на образование Министерством образования Калининградской области разработаны региональные целевые программы: "Развитие образования на 2007-2011 гг. ", "Мы - россияне".
Калининградская область в рамках приоритетного национального проекта "Образование" приняла участие во всех программах, направленных на стимулирование процесса модернизации общего образования, поощрение учителей и школ, внедряющих инновационные программы, поддержку талантливой молодежи, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. При проведении конкурсов лучших школ и лучших учителей в рамках национального проекта "Образование" было обеспечено общественное участие в управлении образованием.
В 2007-м году в Калининграде открылась школа для одаренных детей, талантливые дети получили возможность участия в конкурсах в рамках Национального проекта "Образование".
Проведено свыше 130 творческих мероприятий (проектов), в числе которых - международный фестиваль для детей и юношества "Музыкальная весна"; цикл концертов "Дирижеры России"; международный книжный фестиваль "С книгой в XXI век"; церемонии вручения премий Калининградской области "Созидание", "Сопричастность", "Признание", "Эврика"; международный фестиваль семейного творчества, "Музейная ночь" и др. [33]
В рамках программы "Мы - россияне" в 2008 году в экскурсионно-образовательных поездках по городам России приняли участие около 12,5 тысяч человек. Школьники и молодежь побывали уже в 24 субъектах РФ. Больше 3 тысяч юных жителей Калининградской области побывали на зимних каникулах в исторических городах России. Такую возможность они получили благодаря программе регионального правительства "Мы - россияне".
Как сообщает пресс-служба регионального
правительства, участие в экскурсионно-
В 2009 году финансирование программы не уменьшится, - сказал директор координационного центра программы "Мы - россияне" Дмитрий Цветков. - Более того, планируется увеличение суммы финансирования, так как с нынешнего года программа вошла в ФЦП развития Калининградской области, и будет получать федеральные средства.
Цель поездок, ставших уже традиционными - приобщение юных жителей самой западной области к культурным и историческим ценностям Родины, воспитание патриотизма, гордости за свою страну. За три года реализации региональной программы "Мы - россияне" с историческими достопримечательностями своей страны познакомились свыше 40 тысяч юных жителей области. [37]
Таким образом, в Калининградской области, как и в других субъектах Российской Федерации, идет реализация программы "Дети России", сопровождаемая увеличением мер, направленных на защиту детства.
Данные, рассмотренные в этом параграфе, свидетельствуют о результативности мероприятий, направленных на улучшение положения одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. В то же время многие проблемы, связанные с данными категориями остаются не решаемыми, в том числе жилищное обеспечение детей-сирот, профилактика и предотвращение безнадзорности и беспризорности. Эти и другие проблемы, возникающие в ходе реализации социальной политики в отношении детства, требуют совершенствования социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.
Глава 2. Эмпирическое исследование региональной социальной политики в отношении детства
2.1 Ход исследования
Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности в нашем регионе.
Целью нашего эмпирического исследования является: оценить эффективность реализации региональной социальной политики в отношении детства.
Также мы определили следующие задачи:
1. Составление программы исследования
2. Формирование
3. Обработка полученных данных
Для достижения поставленной цели и задач нами был использован следующий метод исследования - опрос (анкетирование).
При исследовании мы использовали выборку малого объема (40 человек): студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта в возрасте от 17-19 лет, среди которых 14 юношей и 26 девушек, те, кто в недавнем прошлом был потребителем социальных услуг социальной политики в отношении детства, и именно они могут наиболее объективно оценить эффективность этих социальных услуг в рамках социальной программы "Дети России" (их точка зрения по реализации социальной политики в отношении детства).
Мы провели полевое исследование в естественных для респондентов условиях (по месту жительства). Перед заполнением анкет была проведена разъяснительная работа, объяснена цель и задачи опроса.
Наша анкета состояла из 2-х блоков:
1 блок вопросов (1,2,3,4,5,7,8) - оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 1)
Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.
Высокий уровень реализации - 18-21 б;
Средний уровень реализации - 11-17 б;
Удовлетворительный уровень - 4-10 б;
Низкий уровень - 0-3 б.
2 блок вопросов
(6,9,10,11,12,13,14,15) - оценка эффективности
социальной политики в
Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.
Высокий уровень реализации - 20-24 б;
Средний уровень реализации - 12-19 б;
Удовлетворительный уровень - 4-11 б;
Низкий уровень - 0-3 б.
Общая оценка эффективности реализации социальной политики в отношении детства (1-15 вопросы) (см. Таблица № 3) определялась по следующим параметрам:
Высокая эффективность соц. политики в отношении детства - 38-45б;
Средняя эффективность - 23-37б;
Удовлетворительная
Низкая эффективность - 0-7б.
Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.
2.2 Интерпретация результатов исследования
Проанализировав ответы респондентов по 1 блоку вопросов (1-5, 7,8) мы можем отметить, что большая часть опрошенных (28 человек) оценивает уровень реализации социальной политики в отношении детства как средний. (см. Таблица № 1)
Лишь 3 респондента определили уровень реализации как соответствующий высокому уровню, 8 - как удовлетворительный.
Также мы отметим низкую оценку уровня реализации, данную одним респондентом в этом блоке вопросов. Мы можем предположить, что это связано с незнанием основных подпрограмм "Дети России", не только не участием в них, но и отсутствием осведомленности в их существовании.
В ходе исследования данного блока вопросов был выявлен средний уровень участия опрашиваемых в различного рода мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, турнирах - творческих, интеллектуальных, физических).
Проанализировав полученные
данные можно отметить, что большинство
респондентов приняли участие и
знают о существовании и
В тоже время необходимо отметить, что меньшая часть респондентов отметила отсутствие информации о программах в рамках социальной политики в отношении детства, участие в них самих опрашиваемых и их знакомых.
Таблица № 1
Оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства |
Количество респондентов |
Высокая оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства |
3 |
Средняя оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства |
28 |
Удовлетворительная оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства |
8 |
Низкий оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства |
1 |
Проанализировав ответы респондентов по 2 блоку вопросов (6, 9-15) можно отметить, что большая часть опрошенных (27 человек) оценивают реализацию социальной политики в отношении детства как средней эффективности. (см. Таблица № 2)
В вопросах (6,9), касающихся оценки мероприятий, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, поддержанию и развитию творческого и интеллектуального потенциала, большинство опрошенных (более 20) дают оценку "скорее да, чем нет" (может быть и лучше), в меньшей степени оценивают как эффективную, удовлетворительную и низкую оценку дает наименьшее число опрошенных.
Большая часть ответов в данном блоке составлял ответ "скорее да, чем нет" относительно вопросов о доступности участия, об охвате участников, о решении проблем, связанных с детством, об информированности через СМИ, Интернет о реализации программ, о качестве реализаций.
В этом блоке вопросов ответ
"да", оценивающий высокую
Также в этом блоке вопросов,
в отличие от предыдущего, чаще встречаются
ответы "нет", касающиеся вопросов
о доступности участия в
Оценивая социальную политику в отношении детства, большинство определило ее как положительную ("скорее да, чем нет"), но нуждающуюся в совершенствовании существующих и создании дополнительных программ, 5 респондентов оценили как положительную и эффективную. Такое же количество респондентов (5) относятся скептически (она не меняет ситуацию и не решает, связанных с детством проблем).