Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Создано детско-молодежное общественное движение "Здоровое поколение", целями и задачами деятельности которого являются:

пропаганда здорового  образа жизни среди детей и  молодежи;

создание и обеспечение  условий для реализации программ и проектов, способствующих физическому развитию, удовлетворению духовных, культурных и других потребностей детей и молодежи;

поддержка детских и молодежных инициатив;

развитие массового спорта среди детей и молодежи;

создание условий для  духовно-нравственного становления  детей и молодежи;

реализация проектов и  программ, способствующих развитию молодежной политики и самореализации детей  и молодежи;

повышение гражданской сознательности детей и молодежи;

удовлетворение творческих потребностей детей и молодежи;

снижение влияния асоциальных  факторов на молодежную среду;

объединение и сплочение  детей и молодежи Калининградской  области;

установление и развитие детских и молодежных, культурных, деловых, научных, спортивных и личных межрегиональных и международных контактов и связей.

Основные направления  деятельности Движения:

проведение массовых культурных, спортивных, интеллектуальных, досуговых мероприятий для детей и молодежи;

организация досуговой, спортивной, патриотической, просветительской работы с детьми и молодежью;

создание в установленном  порядке центров, клубов, секций, выполняющих  задачи Движения;

проведение концертов, спортивных соревнований, шоу-программ, дискотек и других массовых мероприятий;

организация экскурсионно-образовательных  поездок для детей и молодежи;

пропаганда целей Движения, информирование общественности о деятельности Движения;

участие в межрегиональном  и международном сотрудничестве и обмене опытом согласно Уставу и  Программе Движения;

содействие реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на развитие молодежной сферы Калининградской области;

выражение интересов детей  и молодежи в государственных  и общественных органах;

осуществление иной деятельности, не противоречащей настоящему Уставу и действующему законодательству РФ. [38]

В целях реализации права  ребенка на образование Министерством  образования Калининградской области разработаны региональные целевые программы: "Развитие образования на 2007-2011 гг. ", "Мы - россияне".

Калининградская область  в рамках приоритетного национального  проекта "Образование" приняла  участие во всех программах, направленных на стимулирование процесса модернизации общего образования, поощрение учителей и школ, внедряющих инновационные программы, поддержку талантливой молодежи, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. При проведении конкурсов лучших школ и лучших учителей в рамках национального проекта "Образование" было обеспечено общественное участие в управлении образованием.

В 2007-м году в Калининграде открылась школа для одаренных  детей, талантливые дети получили возможность участия в конкурсах в рамках Национального проекта "Образование".

Проведено свыше 130 творческих мероприятий (проектов), в числе которых - международный фестиваль для детей и юношества "Музыкальная весна"; цикл концертов "Дирижеры России"; международный книжный фестиваль "С книгой в XXI век"; церемонии вручения премий Калининградской области "Созидание", "Сопричастность", "Признание", "Эврика"; международный фестиваль семейного творчества, "Музейная ночь" и др. [33]

В рамках программы "Мы - россияне" в 2008 году в экскурсионно-образовательных поездках по городам России приняли участие около 12,5 тысяч человек. Школьники и молодежь побывали уже в 24 субъектах РФ. Больше 3 тысяч юных жителей Калининградской области побывали на зимних каникулах в исторических городах России. Такую возможность они получили благодаря программе регионального правительства "Мы - россияне".

Как сообщает пресс-служба регионального  правительства, участие в экскурсионно-образовательных поездках принимают школьники из всех районов области. Ребята из социально ослабленных семей, дети-инвалиды, сироты путешествуют бесплатно. Родители остальных оплачивают не более 20 процентов стоимости поездки. Нынешней зимой на познавательные путешествия детей направлено 50 миллионов рублей из областного бюджета, 5 миллионов составили родительские взносы.

В 2009 году финансирование программы  не уменьшится, - сказал директор координационного центра программы "Мы - россияне" Дмитрий Цветков. - Более того, планируется  увеличение суммы финансирования, так  как с нынешнего года программа вошла в ФЦП развития Калининградской области, и будет получать федеральные средства.

Цель поездок, ставших  уже традиционными - приобщение юных жителей самой западной области к культурным и историческим ценностям Родины, воспитание патриотизма, гордости за свою страну. За три года реализации региональной программы "Мы - россияне" с историческими достопримечательностями своей страны познакомились свыше 40 тысяч юных жителей области. [37]

Таким образом, в Калининградской  области, как и в других субъектах  Российской Федерации, идет реализация программы "Дети России", сопровождаемая увеличением мер, направленных на защиту детства.

Данные, рассмотренные в  этом параграфе, свидетельствуют о  результативности мероприятий, направленных на улучшение положения одаренных детей, детей-инвалидов, детей-сирот, сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. В то же время многие проблемы, связанные с данными категориями остаются не решаемыми, в том числе жилищное обеспечение детей-сирот, профилактика и предотвращение безнадзорности и беспризорности. Эти и другие проблемы, возникающие в ходе реализации социальной политики в отношении детства, требуют совершенствования социальных программ и проводимых в их рамках мероприятий, повышения уровня реализации этих программ и эффективности ее внедрения в нашем регионе.

Глава 2. Эмпирическое исследование региональной социальной политики в отношении детства

2.1 Ход исследования

Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской  области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности  в нашем регионе.

Целью нашего эмпирического  исследования является: оценить эффективность реализации региональной социальной политики в отношении детства.

Также мы определили следующие  задачи:

1. Составление программы  исследования

2. Формирование исследовательской  группы

3. Обработка полученных  данных

Для достижения поставленной цели и задач нами был использован  следующий метод исследования - опрос (анкетирование).

При исследовании мы использовали выборку малого объема (40 человек): студенты 1-х курсов РГУ имени И. Канта  в возрасте от 17-19 лет, среди которых 14 юношей и 26 девушек, те, кто в недавнем прошлом был потребителем социальных услуг социальной политики в отношении детства, и именно они могут наиболее объективно оценить эффективность этих социальных услуг в рамках социальной программы "Дети России" (их точка зрения по реализации социальной политики в отношении детства).

Мы провели полевое  исследование в естественных для  респондентов условиях (по месту жительства). Перед заполнением анкет была проведена разъяснительная работа, объяснена цель и задачи опроса.

Наша анкета состояла из 2-х блоков:

1 блок вопросов (1,2,3,4,5,7,8) - оценка уровня реализации  социальной политики в отношении детства. (см. Таблица 1)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 18-21 б;

Средний уровень реализации - 11-17 б;

Удовлетворительный уровень - 4-10 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

2 блок вопросов (6,9,10,11,12,13,14,15) - оценка эффективности  социальной политики в отношении  детства. (см. Таблица 2)

Да - 3 б; скорее да, чем нет - 2 б; скорее нет, чем да - 1 б; нет - 0 б.

Высокий уровень реализации - 20-24 б;

Средний уровень реализации - 12-19 б;

Удовлетворительный уровень - 4-11 б;

Низкий уровень - 0-3 б.

Общая оценка эффективности  реализации социальной политики в отношении детства (1-15 вопросы) (см. Таблица № 3) определялась по следующим параметрам:

Высокая эффективность соц. политики в отношении детства - 38-45б;

Средняя эффективность - 23-37б;

Удовлетворительная эффективность - 8-22 б;

Низкая эффективность - 0-7б.

Сбор информации проходил прямым способом. Обработка полученных данных проходила вручную.

2.2 Интерпретация  результатов исследования

Проанализировав ответы респондентов по 1 блоку вопросов (1-5, 7,8) мы можем отметить, что большая часть опрошенных (28 человек) оценивает уровень реализации социальной политики в отношении детства как средний. (см. Таблица № 1)

Лишь 3 респондента определили уровень реализации как соответствующий  высокому уровню, 8 - как удовлетворительный.

Также мы отметим низкую оценку уровня реализации, данную одним  респондентом в этом блоке вопросов. Мы можем предположить, что это связано с незнанием основных подпрограмм "Дети России", не только не участием в них, но и отсутствием осведомленности в их существовании.

В ходе исследования данного  блока вопросов был выявлен средний  уровень участия опрашиваемых в  различного рода мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, турнирах - творческих, интеллектуальных, физических).

Проанализировав полученные данные можно отметить, что большинство  респондентов приняли участие и  знают о существовании и реализации ряда программ, проводимых в рамках социальной политики в отношении  детства, и характеризуют участие своих знакомых в данных мероприятиях на достаточно высоком уровне. Характеризуя участие в программе "Мы - Россияне" большинство (18 человек) отметили, что не участвовали, но знают о существовании данной программы.

В тоже время необходимо отметить, что меньшая часть респондентов отметила отсутствие информации о программах в рамках социальной политики в отношении детства, участие в них самих опрашиваемых и их знакомых.

Таблица № 1

Оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

Количество

респондентов

Высокая оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

3

Средняя оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

28

Удовлетворительная оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

8

Низкий оценка уровня реализации социальной политики в отношении детства

1


Проанализировав ответы респондентов по 2 блоку вопросов (6, 9-15) можно отметить, что большая часть опрошенных (27 человек) оценивают реализацию социальной политики в отношении детства как средней эффективности. (см. Таблица № 2)

В вопросах (6,9), касающихся оценки мероприятий, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, поддержанию и развитию творческого и интеллектуального потенциала, большинство опрошенных (более 20) дают оценку "скорее да, чем нет" (может быть и лучше), в меньшей степени оценивают как эффективную, удовлетворительную и низкую оценку дает наименьшее число опрошенных.

Большая часть ответов  в данном блоке составлял ответ "скорее да, чем нет" относительно вопросов о доступности участия, об охвате участников, о решении проблем, связанных с детством, об информированности через СМИ, Интернет о реализации программ, о качестве реализаций.

В этом блоке вопросов ответ "да", оценивающий высокую эффективность  социальной политики в отношении детства, выбирался очень редко, реже чем ответ "скорее нет, чем да" (11,12,13,14 вопросы), характеризующий эффективность социальных программ как удовлетворительную.

Также в этом блоке вопросов, в отличие от предыдущего, чаще встречаются  ответы "нет", касающиеся вопросов о доступности участия в программах, решении проблем, стоящих перед  детством (по мнению 10 респондентов, многие проблемы остаются без внимания).4 респондента  охарактеризовали малый охват детей, на которых направлена программа "Дети России".

Оценивая социальную политику в отношении детства, большинство  определило ее как положительную ("скорее да, чем нет"), но нуждающуюся в совершенствовании существующих и создании дополнительных программ, 5 респондентов оценили как положительную и эффективную. Такое же количество респондентов (5) относятся скептически (она не меняет ситуацию и не решает, связанных с детством проблем).

Информация о работе Сущность социальной защиты детства