Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография
Предусмотрено проведение ежегодной диспансеризации детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях всех ведомств (домах ребенка, детских домах и др.).
В Калининградской области также приняты законодательные и организационные меры в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в рамках целевой программы Калининградской области "Дети-сироты" на 2007-2011 гг., утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 08.02.2007 № 50.
В 2007 году в целях создания единой системы органов опеки и попечительства на региональном и муниципальных уровнях в Калининградской области был принят Закон от 28.12.2007 г. № 241 "О наделении органов местного самоуправления Калининградской области отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". [39]
В рамках областной целевой программы "Дети-сироты" на 2007-2011 гг. предусмотрено создание банка данных о детях, находящихся в социально опасном положении; проведение обучающих семинаров для специалистов органов опеки и попечительства.
Идет процесс реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2007 году в Калининградской области поставлено на учет 897 детей, оставшихся без попечения родителей, 611 из них находятся в 21 детском доме.
С 1 января 2007 года опекунам,
патронатным родителям
Данные меры являются стимулом для семей, желающих взять ребенка на воспитание, однако очевидно не являются достаточными. Необходимо увеличивать размер ежемесячного пособия на ребенка и оплаты труда приемных родителей, вводить дополнительные виды пособий, льгот. Рекомендуется также рассмотреть вопрос о возможности продления срока нахождения детей в приемных и патронатных семьях на время получения ими среднего или высшего профессионального образования. Данный вопрос особенно актуален в связи с жилищной неустроенностью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате организации работы по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в семьи граждан, ликвидирован детский дом "Ромашка" Гурьевского городского округа, сохраненное здание передано детскому саду.
В г. Советске детский дом
также реорганизован в
В Пионерском городском округе идет процесс реорганизации детского дома в детский дом семейного типа. В 2006 году в регионе было 23 детских дома, к концу 2007-го - 21.
Наиболее успешно в
регионе развивается
Деятельность по оказанию психолого-педагогической и социальной помощи семье и детям в муниципальных образованиях оказывают Центры, созданные в системе образования, где работают психологи, социальные педагоги, дефектологи, логопеды.
В некоторых муниципальных образованиях специалисты этих Центров привлечены к организации подготовки и сопровождения семей, принявших на воспитания детей из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отдельных муниципальных образованиях (Гурьевский городской округ, г. Калининград, Зеленоградский район) на базе детских домов образовались службы по сопровождению замещающих семей.
В целях поддержки учреждений, активно занимающихся устройством детей в семьи граждан, в рамках программы "Дети-сироты" запланированы средства на приобретение автотранспорта для организации сопровождения замещающих семей. [39]
В результате эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Калининградской области по осуществлению социального патроната семей с детьми, а также эффективной работы социальных учреждений по профилактике безнадзорности и социального сиротства, за три года в регионе в 2,5 раза уменьшилось количество безнадзорных детей. В течение трёх лет значительно снизилось количество семей, находящихся в социально опасном положении - c 3255 в 2004 г. до 1913 в 2007 г., и числа детей и подростков, проживающих в таких семьях - c 5505 до 3196.
Увеличилось количество воспитанников социальных приютов и центров, возвращенных после реабилитационных мероприятий в родную семью, c 49% до 51%. Снизилось число несовершеннолетних, определенных в государственные интернатные учреждения (на 6%) и, увеличилось количество детей, определённых в различные виды замещающих семей - c 13% до 22%.
Самой острой проблемой в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается проблема обеспечения указанной категории лиц жильем.
Данные статистики обеспечения
жильем детей-сирот свидетельствуют
об удаленности показателей
С целью решения данной
проблемы в Калининградской области
действует ряд целевых
С целью оказания помощи
выпускникам интернатных
В 2007 году в аппарат Уполномоченного поступило 5 обращений от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во всех случаях молодые люди остались без жилья вследствие своей правовой безграмотности, так как своевременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Калининградской области, не обращались в органы местного самоуправления по вопросам закрепления за ними жилья либо постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Эти факты свидетельствуют о том, что в регионе не организовано на должном уровне гражданско-правовое образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В регионе увеличивается число детей, передаваемых в замещающие семьи.
В 2008 году Министерством образования завершена работа по созданию областного центра профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [39]
Центр осуществляет свою работу по следующим основным направлениям:
разработка информационно-
подготовка сотрудников
органов опеки и
постинтернатное социально-психологическое и правовое сопровождение выпускников интернатных учреждений в сложной жизненной ситуации;
содействие в создание
служб психолого-
На данный момент за информационной, методической и организационной помощью в Центр обращаются многие специалисты, работающие с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В 2007-2008 году Министерством образования была начата работа по обеспечению центров профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей автотранспортом.
За этот период автотранспортом обеспечены: центры профилактики социального сиротства Гурьевского и Советского городских округов, а также областной Центр профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа по оснащению Центров автотранспортом будет продолжена и в 2009-2011 годах.
В целях создания единой компьютерной сети по формированию и использованию банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в муниципальных образованиях области, за счет средств программы "Дети-сироты" в 2007-2008 годах проводилось оснащение компьютерным оборудованием операторов регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. [36]
В 2008 году в Калининградской области была проведена законотворческая деятельность и приняты следующие законы: "О патронатном воспитании", "О размерах денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) воспитывающихся в приемных семьях и семьях патронатных воспитателей, а также на оплату труда приемным родителям и патронатным воспитателям", "О нормах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных учреждениях",
В целях расширения практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи, а также финансовой поддержки семей, усыновивших ребенка (детей), принят Закон Калининградской области, устанавливающий выплату гражданам, усыновившим ребенка, единовременного денежного пособия в размере свыше 300 000 рублей.
Данное пособие является целевым (для приобретения жилья усыновленному ребенку). [35]
Можно увидеть, что благодаря проводимым конкурсам удалось привлечь внимание СМИ к данной проблеме, осуществить системную работу по информированию населения о проблемах детей, оставшихся без родительского попечения, о детях, которых можно взять на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью.
Также можно выделить, что на протяжении 2008 года была проведена реорганизация детских домов: в Пионерском городском округе - в детский дом семейного типа, в Черняховском, Краснознаменском, Гурьевском, Славском - в стадии реорганизации. Это обеспечит 800 дополнительных мест в детских садах. В Калининграде реорганизуются два детских дома, располагавшихся в типовых зданиях детских садов, рассчитанных на 320 мест. [36]
В Калининградской области создана сеть специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или иной трудной ситуации.
По данным, предоставленной прокуратурой, УВД Калининградской области, мы можем проследить динамику снижения преступности несовершеннолетних. Это свидетельствует об активации профилактической работы с подростками.
Профилактике правонарушений несовершеннолетних служат рекомендации по организации воспитательной и профилактической работы в образовательных учреждениях Калининградской области, являющиеся приложением к Приказу № 276/1 от 19.03.2007 г. Министерства образования Калининградской области.
Мероприятия в рамках вышеуказанных рекомендаций направлены на предупреждение, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений; мониторинг текущего состояния воспитательной и профилактической работы; своевременное реагирование на асоциальные проявления и их оперативное устранение; выработку и проведение единой воспитательной политики. [39]
В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, предотвращения безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения гарантий обеспечения и защиты, прав ребенка рекомендуется:
совершенствовать систему подготовки кадров в области работы с семьей и детьми;
совершенствовать деятельность по оказанию экстренной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, пережившим насилие;
разработать программы реабилитации и интеграции в общество несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы;
создать единую систему, обеспечивающую каждому ребенку доступ к информации о правах, возможность получения квалифицированной помощи;
поддерживать создание в
образовательных учреждениях
осуществить комплекс мер по популяризации Конвенции о правах ребенка, законодательства о правах человека. [39]
В 2008 году в области продолжала действовать Концепция развития здравоохранения и государственной политики по охране здоровья населения Калининградской области, областные целевые программы "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды".
Законом Калининградской области "Об утверждении областной целевой программы "Льготные лекарства на 2005-2007 годы"" гарантируется обеспечение граждан, в том числе и детей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, жизненно необходимыми лекарствами при амбулаторном лечении.