Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография
Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей - в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большое значение для решения их проблем имеет реформирование сложившейся в России системы социальной защиты населения и его отдельных категорий. Для детей с позиции социальной защиты, представляется важным обратить внимание на такие аспекты, с которыми во многом будет связана социализация, решение профессиональной судьбы, интеграция этих детей в общество.
Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда способствует достижению оптимальных способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. [3, с.74-75]
На основе вышеизложенного очевидно, что в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми отодвинуто во времени, а забота и экономическая поддержка закреплены законодательно.
Значительная роль в судьбе детей принадлежит родителям, а также социальным институтам.
С юридической точки зрения
для детей установлены
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [16, ст.8].
К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:
предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. [16, ст.121]
Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. [30]
Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
В настоящее время Россия
обязана периодически представлять
в Комитет по правам ребенка ООН
государственные Доклады о
Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого рода против России также уже подаются.
С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.
Все это может служить не только мерой защиты, но при определенных обстоятельствах становится способом ущемления интересов детей, что также следует учитывать при реализации мер в сфере реальной социальной политики. К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая.
Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).
Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков: обуславливающих мертворождение и патологические роды; голодание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и беспризорность; экономическую и сексуальную эксплуатацию; пристрастие к вредным привычкам; отрицательное психологическое воздействие; дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям; вовлечение в политическую активность; проживание в экологически неблагополучной среде; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного воспитания; формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране; развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей; охране труда подростков; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей. [3, с.78]
Рассмотрев данную проблему, мы можем сделать вывод, что дети в нынешний этап развития нашего государства наиболее подвержены риску подрыва их физического и психологического здоровья, материального положения и благополучия. Государство должно обратить внимание на проблемы детей, способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности.
На решение этих проблем направлена социальная политика нашего государства, наиболее ярко выраженная в социальной программе "Дети России".
1.3 Социальная
политика в отношении детейОхар
На наш взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 25 миллионам детей России. Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.
Политика государства по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства. [31]
Поэтому социальную политику по защите детства определяется как совокупность разноуровневых управленческих воздействий через механизмы, обеспечивающих солидарную поддержку обществом жизнедеятельности детей как социальной группы, наиболее подверженной потенциальным и реальным рискам. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.
Государственная социальная политика детства - это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.
Политика по отношению
к детству выделяется, по сравнению
со многими направлениями
1) она направлена на
субъект-адресат, который
2) детство - субъект-адресат,
который не является еще
3) ошибки политики в
отношении детей отзываются
4) в такой политике важное место должны занимать планирование и профилактика для реагирования на потенциальные и реальные социальные риски, нейтрализацию последних.
Профилактика как часть политики должна быть многосторонней: контрольно-финансовой, медицинской, санитарно-гигиенической, экологической, гуманитарно-правовой, психолого-коррекционной и др.
Планирование и
Это предполагает в охране и защите детства применение программно-целевого подхода, не исключающего в тоже время жесткого директивного планирования, но оперативного и гибкого, учитывающего рыночные реалии.
Здесь неправомерен подход, когда средства, предназначаемые на детей, могут быть переброшены на другой важный объект, как это нередко делалось в России в 1990-е годы.
Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных социально-экономических изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.
Воспитание, обучение, физическое
и духовное развитие детей, подготовка
их к жизни - факторы национально-
Социальная политика в отношении детства выиграет от изменения социально-правового и политического статуса детства, если на основе законодательства и федеральных целевых программ, новой Концепции здравоохранения, Концепции национальной безопасности, Концепции образования признать детей группой риска и приоритетным объектом социальной, экономической, культурной и правовой политики.
Это соответствовало бы международным конвенциям и позволило реализовать Национальный план действий в отношении детей, реально перейти к интеграции и координации всех механизмов охраны и защиты детства, приостановить тенденции рисков детства, предотвратить демографическую катастрофу и скатывание России в разряд стран, будущее которых чревато кризисом социальной политики и культуры нации.
Поэтому выполнение Федеральной
целевой программы “Дети
Впервые, программа "Дети России" была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось.
Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля". В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания".