Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Сегодня и официальные  лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей - в бедности. И  пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

В отношении детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, большое значение для  решения их проблем имеет реформирование сложившейся в России системы социальной защиты населения и его отдельных категорий. Для детей с позиции социальной защиты, представляется важным обратить внимание на такие аспекты, с которыми во многом будет связана социализация, решение профессиональной судьбы, интеграция этих детей в общество.

Большое влияние на развитие ребенка имеет окружающая среда. Нормальное и тем более благоприятное  протекание детства во многом предопределяется тем, насколько внешняя среда  способствует достижению оптимальных  способностей или, по крайней мере, поддерживает развитие в пределах потенциальных способностей. [3, с.74-75]

На основе вышеизложенного  очевидно, что в силу предопределенной их возрастом биологической незрелости общество должно предоставить особый социальный статус. Признание их взрослыми отодвинуто во времени, а забота и экономическая поддержка закреплены законодательно.

Значительная роль в судьбе детей принадлежит родителям, а  также социальным институтам.

С юридической точки зрения для детей установлены возрастные ограничения в разных жизненных  ситуациях: при получении работы, вступлении в брак, при призыве  на военную службу, получении избирательного права, при осуждении за насилие и во многих других случаях. Для той или иной ситуации действующим законодательством определены возрастные границы.

Защита прав ребенка в  административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства [16, ст.8].

К первым относятся: Прокуратура, Органы внутренних дел.

Защита прав ребенка в  семье входит также в компетенцию  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст.11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд  иска о лишении и ограничении  родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и  устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения  родителей, ведут учет таких детей  и, исходя из конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. [16, ст.121]

Помимо этого, органы опеки  и попечительства: предъявляют иск  о лишении родительских прав, ограничении  родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст.79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей. [30]

Приведенный перечень государственных  органов, защищающих права детей  вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в  защите прав детей могут принимать  и другие органы, число которых  постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН  государственные Доклады о положении  с правами ребенка в РФ. Международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Большое количество дел о  защите прав детей в Европейском  суде касаются назначения опеки над  ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. Дела такого рода против России также уже подаются.

С момента рождения ребенок  взят под охрану государства и  обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права, выражать своё мнение, право на имя, отчество и фамилию, изменение фамилии и имени, право на имущество, право на медицинское обслуживание, право на образование и другие. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Все это может служить  не только мерой защиты, но при определенных обстоятельствах становится способом ущемления интересов детей, что также следует учитывать при реализации мер в сфере реальной социальной политики. К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая.

Социальная безопасность может быть достигнута при проведении социальной политики, в которой должное место занимает социальная защита детей, детства, отрочества и юношества (защита социальная).

Социальная защита должна эффективно оберегать детей от социальных рисков: обуславливающих мертворождение и патологические роды; голодание и нерациональное для детей питание; безнадзорность и беспризорность; экономическую и сексуальную эксплуатацию; пристрастие к вредным привычкам; отрицательное психологическое воздействие; дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям; вовлечение в политическую активность; проживание в экологически неблагополучной среде; пребыванию ребенка в семье; получению образования и духовно-нравственного воспитания; формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране; развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей; охране труда подростков; приобщению к культурным ценностям; занятиям физической культурой и спортом; созданием условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания; целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей. [3, с.78]

Рассмотрев данную проблему, мы можем сделать вывод, что дети в нынешний этап развития нашего государства наиболее подвержены риску подрыва их физического и психологического здоровья, материального положения и благополучия. Государство должно обратить внимание на проблемы детей, способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности.

На решение этих проблем  направлена социальная политика нашего государства, наиболее ярко выраженная в социальной программе "Дети России".

1.3 Социальная  политика в отношении детейОхарактеризовав государственную социальную политику (в том числе и семейную государственную политику), оценив положение детства в России, мы переходим к основной проблеме нашего исследования - социальной политике в отношении детей.

На наш взгляд, в настоящее  время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 25 миллионам детей России. Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи.

Политика государства  по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его за использованием механизмов защиты детства. [31]

Поэтому социальную политику по защите детства определяется как  совокупность разноуровневых управленческих воздействий через механизмы, обеспечивающих солидарную поддержку обществом жизнедеятельности детей как социальной группы, наиболее подверженной потенциальным и реальным рискам. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы.

Государственная социальная политика детства - это целостная  система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей.

Политика по отношению  к детству выделяется, по сравнению  со многими направлениями политики, прежде всего по следующим основаниям:

1) она направлена на  субъект-адресат, который стремительно  развивается;

2) детство - субъект-адресат,  который не является еще сформировавшейся  и саморегулирующейся системой, способной организовываться для  своей защиты от рисков и угроз;

3) ошибки политики в  отношении детей отзываются наиболее  болезненно, так как эта категория  является несформировавшейся для  собственной защиты и поэтому  наиболее подвержена рискам;

4) в такой политике  важное место должны занимать  планирование и профилактика для реагирования на потенциальные и реальные социальные риски, нейтрализацию последних.

Профилактика как часть  политики должна быть многосторонней: контрольно-финансовой, медицинской, санитарно-гигиенической, экологической, гуманитарно-правовой, психолого-коррекционной и др.

Планирование и профилактическая составляющая в государственной  политике в отношении детства требует от данного направления системности, комплексности, гарантированности, основанной на солидарности общества.

Это предполагает в охране и защите детства применение программно-целевого подхода, не исключающего в тоже время  жесткого директивного планирования, но оперативного и гибкого, учитывающего рыночные реалии.

Здесь неправомерен подход, когда средства, предназначаемые  на детей, могут быть переброшены на другой важный объект, как это нередко делалось в России в 1990-е годы.

Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных социально-экономических изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические.

Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни - факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире.

Социальная политика в  отношении детства выиграет от изменения  социально-правового и политического статуса детства, если на основе законодательства и федеральных целевых программ, новой Концепции здравоохранения, Концепции национальной безопасности, Концепции образования признать детей группой риска и приоритетным объектом социальной, экономической, культурной и правовой политики.

Это соответствовало бы международным  конвенциям и позволило реализовать Национальный план действий в отношении детей, реально перейти к интеграции и координации всех механизмов охраны и защиты детства, приостановить тенденции рисков детства, предотвратить демографическую катастрофу и скатывание России в разряд стран, будущее которых чревато кризисом социальной политики и культуры нации.

 

 

Поэтому выполнение Федеральной  целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной  власти.

Впервые, программа "Дети России" была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе придан статус президентской. Это решение  еще раз свидетельствовало, что  в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения (1993) несколько раз продлевалось.

Так, в 1993г. первоначально  в программу входило только 5 федеральных  целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля". В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания".

Информация о работе Сущность социальной защиты детства