Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской  программы "Дети России" федеральные  целевые программы "Одаренные  дети", "Организация летнего  отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", которые и реализуются в составе президентской программы с 1996г.

В 1996 г. в состав программы  также были включены федеральные  целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских  центров "Орленок" и "Океан" в 1996 - 2000 г. г. ", "Развитие социального  обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2, с.36].

Основной целью президентской  программы "Дети России" является создание благоприятных условий  для развития и жизнедеятельности  детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.

В ряду приоритетов программы:

обеспечение безопасного  материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного  здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

создание государственной  системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России;

профилактика социального  неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

совершенствование системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение эффективной  реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации;

обеспечение полноценной  жизнедеятельности детей-инвалидов  и их интеграции в общество;

профилактика социального  сиротства, постепенный переход  от содержания детей в учреждениях  интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [34, с.3]

Решение указанных задач  будет осуществляться в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм "Здоровое поколение", "Одаренные дети" и "Дети и семья".

Государственными заказчиками  федеральных программ, входящих в  президентскую программу "Дети России", являются:

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации (программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство");

Министерство образования  и науки Российской Федерации (программы "Дети-сироты", "Одаренные дети");

Министерство сельского  хозяйства (программа "Развитие индустрии  детского питания");

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа "Дети Чернобыля");

Министерство региональной политики Российской Федерации (программа "Дети Севера");

Федеральная миграционная служба России (программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев"). [34, с.2-3]

Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов, Федерация независимых профсоюзов РФ, неправительственные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах.

Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером  федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими  очень большой вклад в достижение программных целей.

Большое число участников выполнения программы и необходимость  в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы "Дети России".

На уровне министерств - государственных  заказчиков федеральных целевых  программ в составе президентской  программы "Дети России" установлена  процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов и заключения государственных контрактов (договоров), созданы дирекции по управлению программами с привлечением независимых экспертов - известных специалистов по проблемам, решению которых посвящены программы.

Координатором выполнения президентской  программы "Дети России" в целом определено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Для обеспечения согласованных  действий федеральных органов исполнительной власти по реализации программных мероприятий и эффективному использованию средств федерального бюджета с 1997г. работает Координационный совет по реализации программы "Дети России". [34, с.2]

Выполнение программы  постоянно находится в поле зрения Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания. За период реализации программы ход ее выполнения рассматривался на заседаниях Правительства Российской Федерации, неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

Наиболее острой проблемой  в условиях сокращения инвестиций является финансирование капитальных вложений, что в первую очередь влияет на выполнение программ "Развитие индустрии детского питания", "Дети-сироты", "Дети Севера". [16, с.39]

Вместе с тем широкий  резонанс, вызванный реализацией  программы, а также инициирование  программой усилий субъектов РФ в  сфере улучшения положения детей стимулирует разработку и реализацию территориальных программ по улучшению положения детей в регионах. В настоящее время в 77 субъектах РФ разработаны и реализуются программы, подобные программе "Дети России". Так, в Алтайском крае в рамках президентской программы "Дети России" действуют краевые социальные программы: "Семья, женщины, дети", "Дети Алтая", "Дети инвалиды", "Одаренные дети". Все активнее в реализации программы участвуют общественные организации, особенно на региональном уровне [16, с.40].

Одним из основных направлений  программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: принят в первом чтении проект федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"; подготовлен проект федерального закона "Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав", который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; ведется работа над законопроектом "О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков"; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция  государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности [2, с.41].

Все вышесказанное свидетельствует  о сохранении в ближайшей перспективе  актуальности президентской программы "Дети России", эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе.

Федеральная целевая программа "Дети России" разработана на 2007 - 2010 годы (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 26 января 2007 г. № 79-р). Перечень подпрограмм - "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья".

В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. [34, с.7]

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает  необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. [34, с.8]

Проблема социального  сиротства продолжает оставаться одной  из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, происходит медленно. Активное внедрение таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программно-целевой метод  обеспечивает достаточно высокий уровень  межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей. [34, с.8]

Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы является продолжением федеральной целевой  программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы, результаты выполнения которой  свидетельствуют о качественных сдвигах по улучшению положения  детей.

Расширение сети реабилитационных центров для детей с ограниченными  возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году) и оснащение их современным оборудованием позволили создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах.

По данным статистики, мы можем проследить, что доступ к  услугам реабилитации получило большее количество детей-сирот по сравнению с другими годами. Также данные показывают, что увеличилось количество детей, получающих помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 35, 6%).

Реализация федеральной  целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы способствовала мобилизации  финансовых ресурсов на цели улучшения  положения детей (на 1 рубль средств  федерального бюджета вложено 2,3 - 3 рубля средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и внебюджетных источников). [34, с.8]

Новизна Программы состоит  в следующем:

ориентированность как на поддержку и развитие детей, так  и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами;

использование современных  технологий и инноваций при решении  проблем семей с детьми в целом  и проблем детей, в частности;

направленность мероприятий  Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами. [34, с.9]

В рамках подпрограммы "Здоровое поколение" предусматриваются мероприятия, направленные на:

совершенствование специализированной медицинской помощи, реанимационной и интенсивной терапии, оказываемой беременным женщинам и новорожденным;

расширение массового  обследования новорожденных и дальнейшее внедрение скринингового обследования наследственных и врожденных заболеваний у детей;

оснащение оборудованием  реабилитационных центров, отделений  восстановительного лечения для детей, лечебно-профилактических учреждений для оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям;

обеспечение оказания специализированной медицинской помощи детям и подросткам, в том числе проживающим в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

строительство и реконструкцию  перинатальных центров и межрегиональных  центров восстановительного и реабилитационного  лечения, а также учреждений родовспоможения и детства;

разработку методик по совершенствованию технологий диагностики  и лечения заболеваний у новорожденных.

Информация о работе Сущность социальной защиты детства