Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

Целями подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, а также привитие навыков здорового образа жизни.

В рамках подпрограммы предусматривается  строительство и реконструкция 32 учреждений родовспоможения и детства, в том числе 7 перинатальных центров. [34, с.11]

В рамках подпрограммы "Одаренные  дети" предусматривается реализация следующих мероприятий:

материально-техническая  поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;

проведение в рамках системы  внешкольного дополнительного образования  детей комплекса всероссийских  мероприятий (конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и др.) для выявления  одаренных детей в различных  областях творческой и интеллектуальной деятельности;

проведение семинаров  для педагогов, работающих с детьми, проявившими незаурядные способности;

организационно-методическое и информационное обеспечение подпрограммы.

Целью подпрограммы "Одаренные  дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на адресную поддержку одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. [34, с.11]

Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" разделены по следующим  направлениям:

1. "Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних";

2. "Семья с детьми-инвалидами";

3. "Дети-сироты".

Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение  положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество, развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Подпрограмма обеспечит  комплексное решение проблем  социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий:

внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями  и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия;

создание условий для  творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

разработка методик и  технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;

строительство и реконструкция  центров временного содержания для  несовершеннолетних правонарушителей.

В рамках направления "Семья  с детьми-инвалидами" предусматривается  реализация следующих мероприятий:

развитие и ежегодное  обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями;

внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов  в семье и их социальной адаптации;

материально-техническое  оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;

внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов  на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;

создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в  специализированных учреждениях для  детей-инвалидов;

проведение всероссийских  и региональных мероприятий для  детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);

разработка методик и  технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи  и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

строительство и реконструкция  специализированных учреждений для  детей-инвалидов.

В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий:

обеспечение функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

внедрение современных технологий в области профилактики социального  сиротства и устройства в семью  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

материально-техническое  оснащение учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

научно-методическое обеспечение  деятельности, связанной с развитием  семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с профессиональным образованием и социальным сопровождением воспитанников образовательных учреждений;

строительство и реконструкция  детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [34, с.12]

Реализация мероприятий  Программы в субъектах Российской Федерации осуществляется в рамках региональных целевых программ или  соответствующих плановых мероприятий, направленных на повышение качества жизни и здоровья детей.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация различного рода социальных программ является одним из важнейших механизмов достижения целей социально политики государства, в приоритетах которой, безусловно, и, прежде всего, должны стоять социальная справедливость в обществе, социальная защищенность всех граждан, принцип всеобщего благосостояния.

Проблема достойного обеспечения  детства является важной и сверхприоритетной для России. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.

1.4 Реализация  социальной программы "Дети  России" в Калининградской области

Рассмотрев социальную политику в отношении детства (в частности  программу "Дети России") на федеральном уровне, мы переходим к исследованию реализации данной программы в Калининградской области.

1. Характеристика  проблемы, на решение которой  направлена подпрограмма "Здоровое поколение"

В последние годы благодаря  совместной деятельности органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, реализации мероприятий федеральных целевых программ по улучшению положения детей, а также региональных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.

Однако уровень рождаемости  не обеспечивает простого воспроизводства  населения, показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии.

Основными демографическими тенденциями стали рост общей  смертности, снижение естественного  прироста и, как следствие, уменьшение доли детского населения в структуре населения Калининградской области и г. Калининграда. Удельный вес детей в возрасте до 14 лет жизни в городе за последние 5 лет уменьшился с 17,0% до 14,1%.

Одной из причин ухудшения  здоровья детей является недостаточная  эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Неблагоприятным фоном является ухудшение соматического и психического здоровья населения детородного  возраста, рост злокачественных заболеваний  репродуктивной системы женщин, новообразований  у детей, социально - обусловленных  заболеваний, инфекций, передаваемых половым  путем, ВИЧ/СПИД, наркомании, алкоголизма.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Калининградской области, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. [34, С.23]

2. Характеристика  проблемы, на решение которой  направлена подпрограмма "Одаренные дети"

В современных условиях требует  дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.

Сложность и специфика  работы с одаренными детьми требует  привлечения к ее осуществлению  различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов.

Необходимо дальнейшее обеспечение  условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка  является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. [34, с.30]

3. Характеристика  проблемы, на решение которой  направлена подпрограмма "Дети и семья"

Семья как социальный институт особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности. Семейное неблагополучие является одной  из главных причин роста детской  безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. В 2007 году в Калининградской области несовершеннолетними или с их участием совершено 896 преступлений, что на 0,1% меньше, чем за 2006 г. - 897 преступлений. Удельный вес также снизился и составил 8,6% (2006 г. - 8,8%).

Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической  базы специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем о полном устранении этого негативного социального  явления говорить еще рано, и мероприятия  подпрограммы направлены на качественное совершенствование системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми.

Проблема социального  сиротства продолжает оставаться одной  из наиболее острых проблем детства.

Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях.

Следует отметить, что изменилась динамика усыновлений детей иностранными гражданами, которые раньше чаще усыновляли детей, чем российские семьи. Из 865 детей, устроенных в семьи в 2007 году, 72 были усыновлены россиянами, и только 52 иностранными гражданами (в 2002-м году россияне усыновили только 24 ребенка). Немаловажную роль в пропаганде усыновления в регионе играют СМИ.

Укрепление материально-технической  базы специализированных учреждений для детей-инвалидов способствовало повышению эффективности реабилитационных мероприятий и увеличению спектра социальных услуг, предоставляемых детям-инвалидам. Однако в настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности.

В связи с тем, что большинство  детей-инвалидов воспитывается в  семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями будет носить профилактическую направленность.

Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской  инвалидностью, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. [34, с.6]

Охарактеризовав проблемы, на решение которых направлена программа "Дети России" в Калининградской области, мы переходим к данным о реализации данной программы в нашем регионе.

Правительством Российской Федерации принят комплекс мер по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

С 1 января 2007 года установлено  единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета. Установлен единый для всех субъектов Российской Федерации минимальный размер выплат ежемесячного пособия на содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство), в приемную семью - 4000 рублей, оплаты труда приемного родителя - 2500 рублей.

Информация о работе Сущность социальной защиты детства