Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография
Целями подпрограммы "Здоровое поколение" является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, а также привитие навыков здорового образа жизни.
В рамках подпрограммы предусматривается строительство и реконструкция 32 учреждений родовспоможения и детства, в том числе 7 перинатальных центров. [34, с.11]
В рамках подпрограммы "Одаренные дети" предусматривается реализация следующих мероприятий:
материально-техническая поддержка организаций, работающих с одаренными детьми;
проведение в рамках системы внешкольного дополнительного образования детей комплекса всероссийских мероприятий (конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров и др.) для выявления одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности;
проведение семинаров
для педагогов, работающих с детьми,
проявившими незаурядные
организационно-методическое и информационное обеспечение подпрограммы.
Целью подпрограммы "Одаренные дети" является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на адресную поддержку одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. [34, с.11]
Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" разделены по следующим направлениям:
1. "Профилактика безнадзорности
и правонарушений
2. "Семья с детьми-инвалидами";
3. "Дети-сироты".
Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество, развитие семейных форм устройства детей-сирот.
Подпрограмма обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий:
внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия;
создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
укрепление системы
разработка методик и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
строительство и реконструкция центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
В рамках направления "Семья с детьми-инвалидами" предусматривается реализация следующих мероприятий:
развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями;
внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;
внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;
создание учебно-
проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);
разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.
В рамках направления "Дети-сироты" предусматривается реализация следующих мероприятий:
обеспечение функционирования федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
внедрение современных технологий в области профилактики социального сиротства и устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
материально-техническое оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
научно-методическое обеспечение деятельности, связанной с развитием семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также с профессиональным образованием и социальным сопровождением воспитанников образовательных учреждений;
строительство и реконструкция
детских домов и школ-
Реализация мероприятий
Программы в субъектах
Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что реализация различного рода социальных программ является одним из важнейших механизмов достижения целей социально политики государства, в приоритетах которой, безусловно, и, прежде всего, должны стоять социальная справедливость в обществе, социальная защищенность всех граждан, принцип всеобщего благосостояния.
Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России. Поэтому выполнение Федеральной целевой программы “Дети России” - это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти.
1.4 Реализация социальной программы "Дети России" в Калининградской области
Рассмотрев социальную политику в отношении детства (в частности программу "Дети России") на федеральном уровне, мы переходим к исследованию реализации данной программы в Калининградской области.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Здоровое поколение"
В последние годы благодаря совместной деятельности органов исполнительной власти и учреждений здравоохранения по совершенствованию системы охраны здоровья матери и ребенка, реализации мероприятий федеральных целевых программ по улучшению положения детей, а также региональных программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и детства.
Однако уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения, показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне. Только 30 процентов новорожденных могут быть признаны здоровыми. Около 2 процентов новорожденных и более 3 процентов детей раннего возраста требуют оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии.
Основными демографическими тенденциями стали рост общей смертности, снижение естественного прироста и, как следствие, уменьшение доли детского населения в структуре населения Калининградской области и г. Калининграда. Удельный вес детей в возрасте до 14 лет жизни в городе за последние 5 лет уменьшился с 17,0% до 14,1%.
Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Неблагоприятным фоном является
ухудшение соматического и
Социальная значимость проблем,
связанных с состоянием здоровья
детей в Калининградской
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Одаренные дети"
В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов.
Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование государственной системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. [34, с.30]
3. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Дети и семья"
Семья как социальный институт особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на уровне ее жизни и стабильности. Семейное неблагополучие является одной из главных причин роста детской безнадзорности и беспризорности, а также социального сиротства.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. В 2007 году в Калининградской области несовершеннолетними или с их участием совершено 896 преступлений, что на 0,1% меньше, чем за 2006 г. - 897 преступлений. Удельный вес также снизился и составил 8,6% (2006 г. - 8,8%).
Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что способствует увеличению объема и повышению качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем о полном устранении этого негативного социального явления говорить еще рано, и мероприятия подпрограммы направлены на качественное совершенствование системы профилактики безнадзорности и приоритетное развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства.
Главная задача этого направления - активное внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сокращение количества детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Следует отметить, что изменилась динамика усыновлений детей иностранными гражданами, которые раньше чаще усыновляли детей, чем российские семьи. Из 865 детей, устроенных в семьи в 2007 году, 72 были усыновлены россиянами, и только 52 иностранными гражданами (в 2002-м году россияне усыновили только 24 ребенка). Немаловажную роль в пропаганде усыновления в регионе играют СМИ.
Укрепление материально-
В связи с тем, что большинство
детей-инвалидов воспитывается
Социальная значимость проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством и детской инвалидностью, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода. [34, с.6]
Охарактеризовав проблемы, на решение которых направлена программа "Дети России" в Калининградской области, мы переходим к данным о реализации данной программы в нашем регионе.
Правительством Российской Федерации принят комплекс мер по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
С 1 января 2007 года установлено единовременное пособие при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8000 рублей с финансированием его выплаты из федерального бюджета. Установлен единый для всех субъектов Российской Федерации минимальный размер выплат ежемесячного пособия на содержание ребенка, переданного под опеку (попечительство), в приемную семью - 4000 рублей, оплаты труда приемного родителя - 2500 рублей.