Сущность социальной защиты детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

По мере возрастания рисков и усиления угроз детству требуется все более целенаправленная и сильная государственная политика, и особенно, планомерная профилактическая работа. Поскольку от развития детей зависит развитие России в настоящем, близком и далеком будущем, место России в современной глобальной цивилизации, постольку и политика в отношении детства выдвигается в число приоритетных.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социальной защиты детства
§1.1 Сущность социальной защиты детства;
§1.2 Характеристика социальной политики в отношении детства;
§1.3 Реализация социальной программы «Дети России».
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 103.82 Кб (Скачать файл)

в) введение экономических  стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

д) обеспечение доступности  для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких  учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и  органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;

е) развитие сети доступных  для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей  для школьников в целях обеспечения  гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью. [40]

Кардинальное  улучшение охраны здоровья семьи, в  том числе:

а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатная медицинская  помощь беременным, роженицам и детям  до 18 лет;

в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование  и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

г) улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

д) развитие учреждений социального  обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи.

Укрепление службы планирования семьи.

Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем. [40]

Усиление помощи семье в воспитании детей путем:

а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом  и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам  семейных отношений;

б) распространения специальной  литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

г) государственной координации  и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения  населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. [40]

Приоритетность мер государственной  семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем  семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при  этом ограниченность финансовых и ресурсных  возможностей государства.

2008 год стал периодом  формирования более ясной и  понятной семейной политики, способствовал координации усилий органов власти, бизнеса и общественности по повышению статуса женщины-матери в обществе, укреплению социального института семьи, защите материнства и детства. В семейной политике ориентация дается на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах.

В семейной политике ориентация дается на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального  правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций. [40]

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и  представляет собой целостную систему  принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Итак, подводя итоги, можно  сказать о том, что на сегодняшний  день в России положение ее граждан  пока оставляет желать лучшего, хотя нельзя отрицать и тот факт, что  государство пытается изменить эту  ситуацию посредством различных  мероприятий, проводимых в рамках социальной политики.

Главная задача последней  состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и  осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер регулирования общественных отношений.

1.2 Общая оценка  детства в России

Рассмотрев понятие социальной политики, мы переходим к оценке детства в России.

Детство изучается различными научными дисциплинами; его исследование имеет междисциплинарный характер.

С точки зрения социальной антропологии, детство - одно из универсальных  антропологических состояний в  жизни людей, которое проживают  и переживают все люди, но по-особенному в зависимости от культурных традиций и обычаев, сложившегося типа семьи.

С точки зрения возрастной психологии, под детством понимается начальный возрастной период жизни  человека, когда складывается характер и индивидуальные особенности поведения.

Социология рассматривает  детство как структурный элемент  общества, выполняющий, прежде всего, функции первичной социализации с помощью семьи и других социальных институтов.

В политологии детство  рассматривается как область, на которую направлена социальная политика, как один из приоритетов последней, неразрывно связанный с семьей, опекой и попечительством, социальной защитой. Политология исследует причины кризисов социальной политики в отношении детей и ведет поиск выходов из критических состояний. В то же время детство начинает интересовать политологов и как возрастная когорта, связанная с первичной политической социализацией, подготавливающей будущих взрослых членов общества к дальнейшей социально-политической жизни. [15, с.25]

Один из вопросов изучения детства - его сроки, рамки перехода от детства к взрослой жизни, дифференциация возрастных состояний внутри периода  детства. Причем за этим вопросом скрываются серьезные проблемы социальной, культурной и правовой политики.

Детство - это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

Дети - одна из самых представительных демографических и социальных групп  населения, которую составляют лица в возрасте до 18 лет.д.ля нее характерны определенные психофизиологические, социальные, правовые особенности.

Численность детей в России составляет 35,9 млн., или 24,5% от общей  численности населения страны. Однако значение этой группы населения определяется не только масштабами, сколько социальной ролью, которую она играет в жизни общества.

В детском возрасте закладывается  фундамент личности, формируется  ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. [29, с.276]

Государство принимает определенные меры в защиту детей.10 лет назад  в Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., разработаны федеральные программы "Дети России", "Национальный план действий в интересах детей", принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и др.

Современное социальное положение  детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям в семье, их материальное благосостояние.

В России проблемы детей  и детства многочисленные и не нашли достойного решения. Многие дети находятся в сложных и даже чрезвычайных обстоятельствах. Все это сказывается на современном молодом поколении детей в целом и, безусловно, отразиться на будущих поколениях.

Одним из важнейших показателей  обеспеченности детей должной помощью  и заботой общества и государства  является состояние их здоровья, которое  оценивается различными показателями, включая показатели детской смертности, в том числе младенческой; заболеваемости, уровня их физического развития и т.д. [26, с.416]

Рассмотрев данные статистики, можно сделать вывод о критическом  состоянии нынешнего здоровья детей, масштабности хронических больных и необходимости государства в усилении мер по улучшению данного показателя жизнедеятельности детей.

В настоящее время здоровье детей среди школьников младших  классов составляет 10-12%, средних - 8%, старших - 5%. [30]

Согласно 43 статьи Конституции  РФ, каждый имеет право на образование.

Совершенно очевидно, что  право на образование гарантировано  далеко не каждому ребенку. Сегодня  возросла конкуренция в образовании, появились элитарные учебные  учреждения, доступные только детям  из семей с высокими доходами.

И все-таки одной из целей  развития нашего государства является "обеспечение к 2015 г. того, что все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы" и имели "равный доступ к образованию на всех уровнях".

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться  из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. [3, с.75]

Очевидно, что система  внешкольного воспитания в кризисном  состоянии и нуждается в серьезной  поддержке всех уровней власти. Вместе с тем большинство подростков считают, что такие организации нужны. Именно об этом свидетельствует набирающее в России силу детское общественное движение, возрождение пионерских, появление скаутских организаций и многое другие.

Особые проблемы возникают  в подростковом возрасте - периоде  в жизни человека от 12 до 16 лет. Основные проблемы подростков, связанные с их здоровьем, образованием, взаимоотношениями в семье, возможностями проведения досуга, материального положения обусловлены общими для всех возрастных групп детей причинами.

Подростки являются одной  из наиболее криминально активных частей населения.

По данным статистики, мы можем зафиксировать возрастание  числа подростков, вовлеченных в преступные группировки взрослыми, вышедших из благополучных семей и также омоложение преступников.

Бедой, захлестнувшей Россию, стали беспризорность и безнадзорность детей. К настоящему времени, по данным Генеральной Прокуратуры РФ, численность таких детей достигла 2 млн. человек. Но проблема не только в ее масштабности. По мнению экспертов, это постоянно разрастающийся слой общества, являющийся серьезной угрозой национальной и социальной безопасности. [1, с.33]

Информация о работе Сущность социальной защиты детства