Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 10:50, дипломная работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии.
2. Проанализировать состояние и перспективы социальных движений в России.
3. Изучить особенности волонтерства, как одной из форм социального движения.
4. Провести анализ активности молодежи в деятельности волонтерских движений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии 8
1.1 Сущность и типы социальных движений, факторы становления 8
1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России 19
Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти 30
2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти 30
2.2 Специфика организации волонтерских движений в г.о. Тольятти 44
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 67
87
ДИПЛОМная работа
на тему: «Волонтерство, как форма социального движения»
Студентка |
(И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Руководитель |
(И.О. Фамилия) |
(личная подпись) |
Допустить к защите
________________
«_____»______________________
Оглавление
Актуальность. В современном российском обществе происходят глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Именно эта социальная группа является наиболее гибкой, мобильной и легко адаптирующейся к новым современным условиям, она обладает большим потенциалом для решения важных социальных проблем. Большое значение в решении таких проблем дает организация различных социальных движений. Существует множество форм социальных движений. Некоторые из них насчитывают уже долгую историю, другие только появились. Наиболее ярким примером молодежных социальных движений в современном российском обществе является волонтерские движения, добровольная общественная деятельность которых, сегодня не только помогает решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности и других социально-значимых качеств в молодежной среде.
Под волонтерством понимается широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Первые волонтеры появились ещё в древности, чаще всего их труд связывают с институтом церкви. Главной задачей деятельности волонтеров было стремление соответствовать нормам нравственности с учетом религиозных ценностей. В наше время в России основными задачами волонтерской деятельности являются вовлечение молодежи в социальную практику, предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание. Не маловажным является развитие созидательной активности молодежи и интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и др. В большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить государственным организациям. Поэтому государственным органам власти необходимо поддерживать и способствовать развития добровольческих организаций. Так Правительством Самарской области была разработана Концепция развития и поддержки добровольчества в Самарской области (постановление от 23 декабря 2009 г. N 686). В ней под добровольцем понимается гражданин, осуществляющий деятельность в форме безвозмездного труда на основе договорных отношений и преследующий социальную, благотворительную и иную общественно полезную цель. Концепция призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса - социально ответственного инициативного гражданина - и направлена на создание благоприятных условий для добровольческой деятельности, полноценного участия граждан в общественной жизни.
Интерес к волонтерским движениям можно объяснить тем, что волонтерство, если сравнивать его с другими социальными движениями, относительно новое явление для российского общества. И оно набирает все большие масштабы. Как показало исследование за 2010 год 61% россиян принимал участие хотя бы в одном виде добровольческой деятельности. Когда в 2008 году помимо основной работы занималась безвозмездной деятельностью треть населения (34%)1.
Таким образом, можно говорить о том, что роль волонтерского движения в социальном развитии общества возрастает, что требует адекватной теоретической оценки со стороны науки, прежде всего социологии.
Степень научной разработанности темы. Социальные движения наиболее изучены в западной социологии, там сложилась целая отрасль, занимающаяся изучением данного социального явления. С точки зрения «коллективного поведения» (среди ее основоположников К. Блумер, Р. Тернер и др.) ученые стали анализировать совместные выступления граждан в защиту своих прав, интересов и ценностных установок. Чуть позже сторонниками парадигмы «мобилизации ресурсов» (Н. Залд, Ч. Тилли) рассмотрели причины присоединения к движению2. Не меньший вклад в изучение социальных движений внесли представители теории «относительной депривации» (Л. Киллианом, Т. Гарром, Ф. Робайе, В. Рансименом)3. Общественные движения, которые определили как иррациональное коллективное поведение в ситуации социального кризиса.
В условиях глобализации мирового сообщества общественные движения приобрели новые черты. Научное осмысление происходящих социальных процессов, связанных с развитием самоорганизации общества, стало опираться на научную парадигму «новых социальных движений» (ее представители А. Турен, Э. Гидденс, А. Мелуччи, П. Штомпка и др.).
В российской социологической теории социальные движения изучены не достаточно. В основном исследования по данной теме связанны со слабостью гражданского общества в Российской Федерации. Или рассматривается вопрос о роли НКО (некоммерческого сектора). По сравнению с уровнем изученности на Западе, где социальным движениям отводится ключевая роль не только при изучении коллективных действий, но вообще в понимании социальных трансформаций, в российской социологии этот предмет является делом узкого круга специалистов. Среди таких специалистов можно выделить Е. Здравомыслову4, которая анализировала состояние социологии общественных движений в России в 1998 году. Анализы того или иного движения документированы и богаты, но собственных теоретических открытий не было — отечественные социологи в основном применяли тот или иной западный подход. В частности, популярными оказались: теории депривации, теории мобилизации ресурсов, а также теория новых социальных движений
Различные форма социальных движения были изучены В. Костюшевым5, О. Яницким6, специалистами Института коллективного действия (среди его специалистов можно выделить К. Клеман, О. Мирясову, А. Демидова)7.
В Костюшев провел социологический анализ молодежных движений, Яницкий рассматривает условия мобилизации население на коллективное действие, особое внимание автор уделял изучению экологических движений. К. Клеман, О. Мирясов, А. Демидов совместно занимались изучением социальных движений России, исследуя их состояние и перспективы. Так же ими были рассмотрены вопросы вовлечение людей в совместные коллективные действия.
С позиции гражданского общества изучением социальных движений современности занималась российская исследовательница Н. Скобелина8.
Волонтерские движения более активно изучены за рубежом. В России, в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанности темы волонтерства. А в России этой проблемой занимаются Г.П., Бондренкова9, Л.А. Кудринская10 и др.
Цель дипломной работы: выявить особенности волонтерской деятельности в молодежной среде.
Объект исследования – социальные движения.
Предмет исследования – волонтерство, как форма социального движения.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования.
Нередко в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. Эти коллективные действия представляют собой особую разновидность социальных процессов, называемых социальными движениями.
В социологической теории социальные движения определяются не однозначно. Большинство западных исследователей считают, что общественные движения – это коллективная деятельность, направленная против существующей системы власти и доминирующей системы ценностей, на реализацию социальных изменений. Американский социолог Герберт Блумер рассматривает социальные движения как «коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни»11. То есть, по его мнению, участники социальных движений – это, прежде всего, инициативные люди, которые на общественных началах, добровольно стремятся определить круг интересов и достичь поставленной цели.
Сторонники парадигмы «мобилизации ресурсов» Н. Залд, Ч. Тилли делает акцент на более «психологические» основания присоединения к движению12. Здесь утверждается, что человек руководствуется потребностью в большей степени идентифицироваться с группой, ощутить себя частью ее, тем самым почувствовать свою силу, мобилизовать ресурсы. Похожей точки зрения придерживается российский ученый О. Яницкий. Он акцентирует внимание на психологической мотивации участников движений: потребности в самореализации личности, в проявлении ее индивидуальности, в самостоятельно конструируемых социальных связях, в общении13.
Представители теории «относительной депривации» (Л. Киллианом, Т. Гарром, Ф. Робайе, В. Рансименом)14 трактуют общественное движение как иррациональное коллективное поведение в ситуации социального кризиса. что человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он абсолютно лишен какого-то блага, права, ценности, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Иными словами, потребность эта формируется при сравнении своего положения (или положения своей группы) с положением других.
В условиях глобализации мирового сообщества общественные движения приобрели новые черты. Попыткой осмысления этих новых реалий является концепция новых общественных движений, представителями которой являются А. Турен, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.
Французкий социолог Ален Турен рассматривает общественные движения в контексте трёх типов конфликта, которые, так или иначе, направлены на изменение социального и культурного устройства15. Первый тип конфликта – это «коллективное поведение». Под «коллективным поведением» Турен понимает такие конфликтные действия, которые направлены на защиту, преобразования или адаптацию некоторого элемента социальной системы. Второй тип – «борьба». В форме «борьбы», конфликты выражены в тех случаях, когда они рассматриваются как факторы изменения, как политические силы в широком смысле этого слова. В качестве третьего типа конфликта А. Турен выделяет «общественные движения». Под понятием «общественное движение» Ален Турен подразумевает «конфликтное действие, с помощью которого культурные ориентации, поле историчности трансформируются в формы общественной организации, определенные одновременно общими культурными нормами и отношениями социального господства»16. И если коллективное поведение является просто ответом на какую-то социальную ситуацию, а борьба – это проявление инициативы, конкретного действия, которое не стремится к созданию новой социальной системы, то общественное движение может привести к распаду старой системы или к институциональным реформам. Ален Турен считает, что в последнее время набирают оборот конфликты, связанных со стремлением получить доступ к власти, с целью социальных изменений.
Энтони Гидденс настаивал на том, что определение должно быть широким, так как характер социальных движений неоднозначен. «Многие из них невелики, насчитывают лишь несколько десятков человек, в других участвуют тысячи и даже миллионы. Некоторые движения действуют в рамках законов данной страны, другие являются нелегальными или подпольными. Иногда в результате деятельности социальных движений меняются полностью или частично и сами законы»17. Гидденс определил социальное движение как коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов.
Польский ученый Петр Штомпка рассматривает социальные движения в рамках социологии социальных изменений. Он выделяет следующие основные компоненты социальных движений:
Таким образом под социальными движениями Штомпка подразумевает «свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе»18.
В настоящее время не существует универсальной концепции общественного движения. Еще только вырабатываются тенденции анализа различных организационных форм общественных движений, целей деятельности, мотивов их создания и участия в них. Но, если выдающиеся социологи XIX века рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. То современные социологи, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Например, «Р. Тернер определяет социальное движение как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или в социальной группе»19. Это определение объединяет широкий круг социальных движений: религиозные, эмигрантские, молодежные, феминистские, политические, революционные и др.
Информация о работе Волонтерство, как форма социального движения