Волонтерство, как форма социального движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии.
2. Проанализировать состояние и перспективы социальных движений в России.
3. Изучить особенности волонтерства, как одной из форм социального движения.
4. Провести анализ активности молодежи в деятельности волонтерских движений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социальных движений в зарубежной и отечественной социологии 8
1.1 Сущность и типы социальных движений, факторы становления 8
1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России 19
Глава 2. Особенности волонтерских движений и специфика их организации в г.о. Тольятти 30
2.1. Особенности волонтерских движений в г.о. Тольятти 30
2.2 Специфика организации волонтерских движений в г.о. Тольятти 44
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 67

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 202.18 Кб (Скачать файл)

Социальные движения не следует смешивать и с организациями. Организации, как и социальные движения – это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Но организация является формальным социальным образованием с ярко выраженным официальным членством и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленными статусами и ролями20. Социальное движение может включать в себя организации, но основой его деятельности служат усилия людей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения и сочувствующих им21. К тому же, организации обычно основаны на традиционных нормативных образцах. Они поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов, а социальные движения неразрывно связаны с теми или иными изменениями в форме поведения. В ходе своего развития многие движения достигают стадии формальной организации, постепенно обрастая формальными правилами поведения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, превращаясь в организацию, распадаясь на несколько организаций22.

 Стоит  так же отметить, что социальные  движения не являются социальными  институтами. Социальные институты  – это относительно устойчивые  и стабильные общественные образования23. А социальные движения динамичны и имеют неопределенный жизненный цикл. Институты созданы для поддержания общественного порядка, и потому каждый член общества считает их необходимым и ценным аспектом культурной жизни. У большинства людей в обществе существует убеждение, что именно институты поддерживают действующую систему статусов и ролей и систему социальных отношений. Социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов. Если же какое-либо общественное движение обретает общую поддержку со стороны общества, его деятельность в виде социального движения обычно завершается, и оно превращается в социальный институт, становится необходимым элементом общественной жизни24.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Они могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым стремятся их сторонники. Некоторые движения энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов или целей, которые они преследуют. Таким образом, движения могут быть весьма разными - от групп, пользующихся хотя бы символической общественной поддержкой, до объединений, применяющих незаконные средства и подвергающихся жестокому подавлению. Гербертом Блумером были изучены и обозначены социальные движения трех видов: общие, специфические и экспрессивные25.

Общие социальные движения  - это некие культурные течения, появление которых  означает переворот в привычных формах мышления людей.  Общие социальные движения стремятся изменить сложившиеся и устоявшиеся в обществе ценности. Блумер полагает, что  со временем у людей возникают новые идеи и точки зрения относительно своих прав, что способствует возникновению новых ценностей, таких, с которыми люди ассоциируют свою новую жизнь. Важно отметить, что развитие новых ценностей обеспечивают общие социальные движения мотивацией. «В общих чертах они означают, что люди пришли к формированию новых представлений о самих себе, которые не согласуются с их реальным положением в жизни. Они приобретают новые предрасположения и интересы и соответственно становятся восприимчивы к движению в новых направлениях; и наоборот, они начинают испытывать неудовлетворение там, где прежде его не было» 26. Но те образцы, к которым стремятся люди, весьма размыты и не определенны, в связи с чем, формы социальной активности общих движений обычно отличаются низкой организованностью, нечеткой постановкой целей, низкой степенью управления и контроля. Лидеры общих социальных движений не столько контролируют движение, сколько задают темп, они являются примером для подражания. Средствами воздействия данного вида социальных движений являются, прежде всего, чтение, беседы, разговоры, дискуссии и следование примерам27.

Специфические социальные движения возникают на основе общих социальных движений, но в отличие от них, специфические социальные движения имеют четкую цель, признанное руководство, определенный членский состав. Данное социальное движение имеет свою четкую структуру и организацию. Но они не создаются сразу такими структурированными, философия, правила и нормы, разделение труда и прочее происходит в процессе развития движения.

Экспрессивные движения отличаются тем, что они не стремятся изменить институты социального строя.  Они выражены в каком-либо виде экспрессивного поведения, то есть недовольство и беспокойство, которое испытывают люди, проявляется в изменении собственного поведения и отношения к миру. Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую прошлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют несправедливую действительность и обращают свой взор к славному прошлому и подвигам предков. Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, уходом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное население28.

Наряду с описанными выше социальными движениями, Блумер выделяет смешенные социальные движения, сочетающие в себе несколько специфических движений29.

Нейл Смелзер - выдающийся американский социолог, рассматривает социальные движения в зависимости от того, на какие преобразования ориентирована их деятельность. Он выделяет два  вида движения. Первые «ориентированные на нормы», то есть  их главной целью является утверждение разделяемой всеми идеологии, которая предполагает пересмотр норм.  Вторые -  «ориентированные на ценности»30. Ценности, по Смелзеру, включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, демократии, свободе, а нормы представляют собой средства достижения этих целей.

  Более полную классификацию дал П. Штомпка. Польский социолог рассмотрел социальные движения с различных сторон.  Он выделил реформистские, радикальные и революционные движения в зависимости от масштаба предполагаемых изменений. По качеству предполагаемых изменений Штомпка разделил социальные движения на «прогрессивные» и «консервативные». Первые стремятся  улучшить жизнь в будущем за счет внедрения новых институтов, законов, нового образа жизни.  Вторые движения обращены в прошлое, стремясь восстановить институты, законы, образ жизни и верования, которые когда-то существовали, но забылись или были отброшены в ходе истории31. 

Так же  социальные движения ученый  различает по отношению к целям предполагаемых изменений. Одни сосредоточиваются на изменении социальных структур, другие - на изменении личности.

Наибольшее значение в настоящее время в данной классификации является разделение социальных движений на два типа, характерных для современности: это «старые» и «новые» социальные движения. «Старые» были ориентированы на экономические интересы, причем их члены рекрутировались из отдельных социальных классов жестким, централизованным образом.

«Новым» социальным движениям свойственны три черты. Во-первых, они сосредоточиваются на новых темах, новых интересах, новых участках социальных конфликтов. Свою реакцию на вторжение политики, экономики, технологии и бюрократии во все сферы человеческого существования они выражают в обеспокоенности по поводу качества жизни, расширения жизненного пространства и много другого.  «В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения не выдвигают на первое место явно выраженных экономических требований. Их гораздо больше волнуют культурные проблемы, вопросы самостоятельности, прав личности, а также темы, связанные с новыми, невиданными ситуациями риска, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения»32. Во-вторых, члены таких движений не являются представителями какого-то одного определенного класса. В основном к ним относятся люди образованные, а также те, кто относится к среднему классу. П. Штомпка объясняет это более высоким уровнем сознательности представителей этих слоев. В-третьих, новые социальные движения обычно децентрализованы и не принимают формы жесткой, иерархической организации.

Таким образом, далеко не всегда легко классифицировать социальные движения, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития. Кроме того, социальные движения могут приобретать различные оттенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический или экономический характер, охватывать небольшие социальные группы или крупные социальные единицы. Ни одну систему классификаций социальных движений нельзя считать незыблемой. Так как социологи изучают многие аспекты социальных движений, и выбор системы классификации отчасти зависит от того, какой аспект они выбирают.

Социальные движения не возникают сразу и вдруг. Они появляются и развиваются при определенных социальных условиях, и эти условия создаются в ходе деятельности многих людей, разделяющих основные цели движения.  Можно выделить несколько социальных факторов, благоприятствующих возникновению и развитию социальных движений33.

  1. Культурные течения. Во всех современных цивилизованных обществах постоянно происходят изменения в ценностях и нормах поведения людей. Такие изменения называются культурными течениями. Культурное течение определяется как «процесс, в котором небольшие деформации медленно изменяют характер и формы стиля и способов жизнедеятельности людей, но результат действия этих перемен очевиден»34. Культурные течения способствуют, развитию новых идеи о том, какое общество их больше всего устраивает и как оно должно относиться к своим членам. Каждое культурное течение появляется и развивается под воздействием многих факторов и может породить социальное движение. И наоборот, каждое социальное движение может способствовать возникновению культурных течений. Таким образом, культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие35.
  2. Социальная дезорганизация. Даже самое традиционное общество подвергается изменениям, а значит в той или иной степени подвержено дезорганизации. Изменяющееся общество не имеют устоявшихся форм и потому не могут создавать устойчивое и управляемое поведение его членов. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм.
  3. Социальная неудовлетворенность. «Социальная неудовлетворенность - это общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе»36. Согласно концепции относительной неудовлетворенности, «люди ощущают неудовлетворенность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они могли бы иметь. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реализацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности»37.

Обобщив все факторы, благоприятствующие возникновению и развитию социальных движений, американский исследователь социальных движений Д. Стокдейл38 выделил пять основных предпосылок возникновения социальных движений:

  1. социальная неудовлетворенность;
  2. структурная блокада (барьеры в социальной структуре, которые способствуют возникновению социальной неудовлетворенности);
  3. контакты и взаимодействия между неудовлетворенными людьми;
  4. уверенность в том, что общие коллективные действия могут ослабить социальную неудовлетворенность и улучшить условия существования;
  5. наличие идеологии, оправдывающей предполагаемые коллективные действия в социальных движениях.

 Когда  эти основные предпосылки появляются  у некоторой части общества, социальные  движения и соответствующие коллективные  действия, по мнению автора, становятся  почти неизбежными.

Таким образом, социальные движения представляют собой организованные коллективные усилия, способствующие или препятствующие социальным изменениям. Существует несколько способов их классификации. Их можно группировать в соответствии с характером желаемых перемен, кругом интересов людей или целями движения. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Это чувство обусловлено, во-первых, объективными событиями и ситуациями, во-вторых, критериями, эталонами, на основе которых люди их оценивают. Помимо общего чувства недовольства, люди должны обрести сознание несправедливости существующего положения вещей, его несоответствие нормам и ценностям общества. Они видят, что не принимаются никакие меры, чтобы изменить ситуацию.  Их вдохновляет представление о том, как должно быть. Общественные движения служат ключевой характеристикой современного общества, являются формой участия граждан в общественной жизни. Они призваны обеспечивать жизнеспособность демократической политической системы посредством привнесения в публичную сферу новых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей, способствуя воспроизведению консенсуса.

 

1.2. Состояние и перспективы социальных движений в России

Изучение социальных движений в России началось, прежде всего, в соотношении их с социально-структурными изменениями, ролью в процессе реформ, как фактор культурных изменений и показатель политической культуры39. Связано это с тем, что первые социальные движения, появившиеся в России, представляли собой первые ячейки формирующегося гражданского общества. Их активность выражалась в стремлении участвовать в процессе принятия и реализации общественно значимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в нашей стране. Они являлись  носителями и выразителями интересов различных социальных групп и осуществляли представительство этих интересов на всех уровнях – федеральном, региональном, локальном. Социальные движения явились источником, благодаря которому  появилась возможностей властей узнать о положении, ожиданиях и потребностях населения, о том, как складывается ситуация в действительности и скорректировать нововведения и реформы в нужном направлении40.

Информация о работе Волонтерство, как форма социального движения