Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы — показать использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин», их значение для понимания произведения, выявление роли имен в раскрытии особенностей характеров главных героев произведения,
В соответствии с поставленной целью определено решение следующих задач:
- изучить состав онимов романа «Евгений Онегин»;
- определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в художественном тексте;
- определить роль имен собственных в создании художественного образа.

Содержание работы

Введение………………………………………………стр. 3 - 4
Основная часть ……………………………………….
Глава 1. Ономастическая картина романа
«Евгений Онегин» ………………стр. 5 - 7
Глава 2. Ономастика имен главных героев,
раскрытие их образов в романе….. стр. 8- 27

Заключение …………………………………………….стр. 27 - 28..
Список используемой литературы ………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

                                 . Равнодушие к чинам и служебной  карьере, культ праздности, изящного  наслаждения и личной независимости,  наконец, политическое вольнодумство  образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Евгения Онегина.  Онегин, "страдающий эгоист", - все же  незаурядная личность. Поэт отмечает  такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность  и резкий охлажденный ум". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". А скука Онегина происходит оттого, что нет у него общественно-  полезного дела.

       Разумеется, о вольномыслии героя,  о его причастности к околодекабристскому  кругу говорить можно было  лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Евгения Онегина к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона — «властителей дум» поколения — в деревенском кабинете Евгения Онегина, долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Онегина с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Евгения  сопутствовать ему в побеге за границу — все это свидетельствует об истинном масштабе личности Евгения Онегина, о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути. Беглость такого рода намеков — одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект — в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах и истинном БЛАГОРОДСТВЕ говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель — это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

       Той же цели служат явные и скрытые  сопоставления Евгения Онегина  с героями европейской и русской  литературы: Фаустом, Чайльд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Евгения Онегина.

       Он  в первой юности своей 
              Был жертвой бурных заблуждений 
              И необузданных страстей.

Но годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли даром. "Роптанье вечное души" , его БЛАГОРОДСТВО сменилось равнодушием и к людям, и к чувствам:

       В красавиц он уж не влюблялся, 
               А волочился как-нибудь; 
               Откажут - мигом утешался; 
               Изменят - рад был отдохнуть.

 Искренние  увлечения сменились игрой; надежды  и мечты молодости показались  наивными, несбыточными; пришло неверие, а с ним - безразличие к жизни:

       Так точно равнодушный гость 
                … На вист вечерний приезжает, 
                Садится; кончилась игра: 
                Он уезжает со двора, 
                Спокойно дома засыпает 
                И сам не знает поутру, 
                Куда поедет ввечеру.

Жизнь - вист, карточная  игра; ведется она, чтобы занять время - и только, чтобы  как-то протянуть  дни, "зевоту подавляя смехом"; и  так Онегин прожил лучшие годы:  с  шестнадцати до двадцати четырех  лет.

           Вот как убил он восемь лет, 
                Утратя жизни лучший цвет. 
           Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой, праздной жизни. Так мог себя чувствовать только человек БЛАГОРОДНЫЙ.

         «Резкий, охлажденный ум» и  пресыщение удовольствиями заставили  Онегина разочароваться, «русская хандра им овладела».         

       Тяжело мыслящему, БЛАГОРОДНОМУ человеку жить на Руси в пушкинскую эпоху. Трудно Онегину в деревне - потому трудно, что он умнее, честнее тех  людей, которые окружают его и злословят о нем:

       Сосед наш неуч; 
                   сумасбродят;

       Он  фармазон; он пьет одно

       Стаканом красное вино;

       Он  дамам к ручке не подходит;

       Все да, да нет; не скажет да-с

       Иль нет-с". Таков был общий глас.

       Чтобы иметь представление о поместных  дворянах, достаточно обратить внимание на их "говорящие" фамилии: Скотинин, Буянов, Петушков и т. д. их разговоры - "о псарне и вине", однако их "классовая сущность" прекрасно проявляется в реакции на новшества Онегина в деревне: "Да он опаснейший чудак!" Соседи обвиняют Онегина не в пьянстве, а в мотовстве: он пьет целыми стаканами дорогое импортное БЛАГОРОДНОЕ вино («вдовы Клико или Моэта Благословенное вино» — 4, XLV, 1—2).

               В отличие от Онегина его  соседи  употребляют напитки домашней  фабрикации. «Наливок целый строй, / Кувшины с яблочной водой» (2, III, 10—11), равно как и подаваемая в доме Лариных брусничная вода (3, III, 7—8), — это ягодные алкоголи.

       Свет старается подогнать Онегина  под привычный шаблонный тип.  И  Онегину не чужды предрассудки света. А преодолеть их можно только соприкосновением с реальной жизнью. Именно поэтому Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу «старого» и «нового» в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа — Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.

       Особенно ярко раскрывается сложность  и противоречивость характера  пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.

       В новом соседе девушка увидела  тот идеал, который давно уже  сложился у нее под влиянием  книг Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви», — пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

       Давно ее воображенье,

       Сгорая  негой и тоской,

       Алкало  пищи роковой; 
                       Давно сердечное томленье,  
                       Теснило ей младую грудь;  
                       Душа ждала... кого-нибудь - 
                       И дождалась...

       Открылись очи; 
                       Она сказала: это он! 

       В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое, БЛАГОРОДНОЕ:

       Мне ваша искренность мила,

       Она в волненье привела

       Давно умолкнувшие чувства.

      Но Евгений Онегин не принимает  любви Татьяны, объясняя это  тем, что он «не создан для  блаженства», то есть для семейной  жизни. Безразличие к жизни, пассивность, «желание покоя», внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством. 
      Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским.   Хотя Пушкин отмечает, что

                Они сошлись. Волна и камень,

                Стихи и проза, лед и пламень 

                Не столь различны меж собой.

       Сошлись "от делать нечего". Это, в конце  концов, привело к дуэли. . Поведение  Онегина на дуэли неопровержимо  свидетельствует, что автор хотел  сделать его убийцей поневоле.  Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки БЛАГОРОДНЫЙ Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно  управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегинскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение.  Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно: 
                Поэт, задумчивый мечтатель  
                Убит приятельской рукой!

            БЛАГОРОДСТВО заменил ЭГОИЗМ Онегина, замкнутость его существования губят не только Ленского, не только жизнь Татьяны, но и его самого.

                Потрясение, вызванное невольным  убийством Ленского, открывает Евгению  Онегину опасность и гибельность  демонического индивидуализма, приводит  его к новому кризису, необходимости  вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день»,  Онегин отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой. Маршрут Евгения Онегина  не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород — «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» — место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий  Онегина безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы, мало места осталось для БЛАГОРОДНЫХ порывов.                         В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками. В конце романа – это другой Онегин, в нём проснулась жизненная энергия – её разбудила любовь. Но роман заканчивается в минуту, страшную для героя – он узнаёт, что Татьяна недоступна для него.

                         Так и пробыл Онегин на обочине  жизни, не сумев – или не  захотев в неё  вписаться. 

       А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей.

       Так что же в имени героя заключено, оправдывает ли герой его?

       Попробуем воспользоваться  методом значимых инициалов. Итак, 

Е – ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ                                               О - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ,                           В – НЕПОСТОЯНСТВО                                                  Н                              

Г – ТАИНСТВЕННОСТЬ                                                Е                                                                                 Е                                                                                         Г - ТАИНСТВЕННОСТЬ

Н -  БОЛЬШАЯ  ТВОРЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ                  И      

И – ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ                                        Н

Й –  

       Трижды  повторяющиеся буквы Е, говорящие  о силе характера, троекратная Н  – огромный творческий потенциал, троекратная  И , действительно, свидетельствует  о впечатлительности натуры героя. Может, это и есть составляющие не только имени, но и характера.     

          

       Основной  художественный прием, с помощью  которого особенно рельефно вырисовывается характер Онегина, — прием контраста. На контрасте — сопоставлении  противоположностей — строятся не только отношения «главного лица»  со своей классовой средой (будь то грубые и невежественные соседи-помещики или блестящее и изысканное великосветское общество). Это как бы фон картины. На первом же ее плане — сопоставление с людьми наиболее ему близкими — Ленским, Татьяной.

                                                      
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»