Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы — показать использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин», их значение для понимания произведения, выявление роли имен в раскрытии особенностей характеров главных героев произведения,
В соответствии с поставленной целью определено решение следующих задач:
- изучить состав онимов романа «Евгений Онегин»;
- определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в художественном тексте;
- определить роль имен собственных в создании художественного образа.

Содержание работы

Введение………………………………………………стр. 3 - 4
Основная часть ……………………………………….
Глава 1. Ономастическая картина романа
«Евгений Онегин» ………………стр. 5 - 7
Глава 2. Ономастика имен главных героев,
раскрытие их образов в романе….. стр. 8- 27

Заключение …………………………………………….стр. 27 - 28..
Список используемой литературы ………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

       ***Дика, печальна, молчалива, 
Как лань лесная боязлива, 
Она в семье своей родной, 
Казалось девочкой чужой. 
От природы она одарена 
Воображением мятежным, 
Умом и волею живой, 
И своенравной головой, 
И сердцем, пламенным и нежным.

       ***Кокетка  судит хладнокровно, 
Татьяна любит не шутя  
И, предается безусловно  
Любви, как милое дитя.
 

       «Имя  которое дал ей автор,— как  прорицание волхвов: судьба Татьяны  предсказана её именем…» - пишет  Геннадий Краснухин.7

             У музы Пушкина — «прелести  степные, стиль их жизни,

высказаться от лица своей социальной родины, русской  деревни».

       Автор наделяет свою героиню простым именем: “Ее сестра звалась Татьяна” и  объясняет это так: “Сладко звучнейшие греческие имена, каковы, например, Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие, употребляются у нас только между простолюдинами”. А поясняет это в романе следующими строчками: 
                                                 Впервые именем таким 
                                                 Страницы нежные романа 
                                                 Мы своевольно освятим. 
                                                И что ж? оно приятно, звучно: 
                                                Но с ним, я знаю, неразлучно 
                                                Воспоминанье старины 
                                                Иль девичьей! 
Впервые мы встречаем Татьяну в поместье ее родителей. Об отце героини Пушкин с иронией говорит: “Был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства протекала мирно и спокойно. Нередко “и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем” к Лариным приезжали соседи.

       Онегин  сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

       Итак, она звалась Татьяной.

       Ни  красотой сестры своей,

       Ни  свежестью ее румяной

       Не  привлекла б она очей.

       Дика, печальна, молчалива,

                                                   Как лань лесная боязлива,

                                                   Она в семье своей родной

                                                    Казалась девочкой чужой.

       Образ Татьяны — любимый женский  образ Пушкина. В творчестве поэта нам уже встречались и Маша Троекурова в «Дубровском», и Маша Миронова в «Капитанской дочке», — но это были только наброски к портрету Татьяны. В этот образ Пушкин вложил свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, и, подобно мифическому Пигмалиону, влюбившемуся в Галатею, поэт признается: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин впервые в русской литературе изобразил женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность. Образ Татьяны — образ истинно русской женщины, и его создание Белинский назвал настоящим подвигом Пушкина. 
 

       Подобно Онегину, подобно Ленскому, Татьяна-исключение из своей среды и подобно им — «исключение типичное» (термин историка В. О. Ключевского в отношении Онегина). Она — также представительница новой, молодой России. Как и Онегин, который «для всех... кажется чужим» и сам ощущает эту свою чуждость («Для всех чужой» —письмо Татьяне), «она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает» (письмо Онегину). Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, развился совсем в иной обстановке, в иных условиях, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, — «русская душою, сама не зная почему». Но читателям Пушкин полностью раскрывает, почему это так. Татьяна (самое имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой непременные ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья» — в атмосфере русских народных сказок, поверий, «преданий простонародной старины». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка-няня, прототипом которой, как прямо указывает Пушкин, была его собственная няня — Арина Родионовна, живой источник народности для самого поэта, «вознаграждавшая» недостатки его «проклятого воспитания», во многом, как уже сказано, аналогичного онегинскому. Там ненормальный противоестественный образ жизни — обращение «утра в полночь», здесь — жизнь в полном соответствии с природой: Татьяна просыпается на рассвете; подобно крестьянским девушкам, первым снегом умывает «лицо, плеча и грудь». Там — «наука страсти нежной», цепь легких и скоро приевшихся, надоевших побед; здесь — мечты о настоящей, большой любви, об единственном суженном небом избраннике. Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние иностранные романы— «обманы и Ричардсона и Руссо». Больше того, поэт сообщает нам, что его героиня «по-русски плохо знала... изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Но в обрисовке образа Татьяны, который столь дорог и мил поэту, с неменьшей степенью, чем в обрисовке образа Онегина, к которому он умеет отнестись с такой критичностью, сказывается стремление быть полностью верным жизненной правде.

       Татьяна — высоко положительный, «идеальный»  образ русской девушки и женщины, но этот образ — не просто мечта  поэта, он взят из нее же самой, конкретно  историчен. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечесть хотя бы разговор Татьяны с няней при отправке письма Онегину. Поэт с помощью тонкого художественно-психологического .приема раскрывает «русскую душу» Татьяны. 

       Посмотрим знаковость имени.                                

Т  - ПОИСК ИДЕАЛА                                   Л  -РОМАНТИЗМ                                             

А -СИЛА                                                         А   -                        

Ь  -                                                                   Р   - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ                                                                

Я - ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ                        И   -ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ                 

Т -                                                                   Н                                                          

Н  -ЭНЕРГИЯ                                                А                                  

А - 

Очень гармоничный характер. Натура цельная.                                              
 
 

Ольга Ларина

        Всегда скромна, всегда послушна,  
  Всегда как утро весела,  
  Как жизнь поэта простодушна,  
  Как поцелуй любви мила;  
  Глаза, как небо, голубые,  
  Улыбка, локоны льняные,  
  Движенья, голос, легкий стан,  
  Все в Ольге... но любой роман  
  Возьмите и найдете верно  
  Ее портрет: он очень мил,  
  Я прежде сам его любил,  
  Но надоел он мне безмерно.

        
 Ольга — не центральный  образ в романе Пушкина, но ее характер не только служит фоном для образа Татьяны, а интересен сам по себе. Еще не видя Ольгу, мы уже знаем, как страстно влюблен в нее юный поэт Ленский: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Любовь поэта может быть обращена к образу легкому, светлому, жизнерадостному. И Ольга была именно такой.

       Внешность Ольги и ее характер автор описывает  довольно кратко, не очень выразительно. Он рисует облик писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, без малейшего изъяна:

                ...Глаза, как небо  голубые

                  Улыбка, локоны льняные,

                 Движенья, голос,  легкий стан... 

       Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир — мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:

               Всегда скромна,  всегда послушна,

               Всегда как утро  весела,

               Как жизнь поэта  простодушна,

               Как поцелуй любви мила...

              Этот совершенный образ, будто  бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке («Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...») представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. Разве можно не заметить такую девушку? Все влюбляются в нее, и автор с иронией признается:

             Ее портрет: он  очень мил,

             Я прежде сам  его любил,

             Но надоел он  мне безмерно.

                  Ольга — красавица, но она  не личность, а красивых девушек много: «...но любой роман возьмите и найдете верно ее портрет...». Поэтому-то и Онегин, близкий по годам и по духу Пушкину, не находит ее привлекательной и сильно удивляется, почему в нее, а не в Татьяну влюбился Ленский. Он говорит:

           ..Я выбрал бы  другую,

           Когда б я был, как ты, поэт.

           В чертах у Ольги  жизни нет.

           Точь-в-точь в Фандиковой  Мадонне:

           Кругла, красна лицом  она,

           Как эта глупая  луна

           На этом глупом  небосклоне.

       Однако  воспринимать слова Онегина не стоит  буквально, он, конечно, преувеличивает. И к тому же не следует забывать, что судья — сам неординарная личность. Ольга не злая, не жестокая, не коварная. Наоборот, она добра, мила, непосредственна, как почти все в ее возрасте, и, как всякая женщина, восприимчива к лести. Скорее всего, она будет для кого-то хорошей женой. Но она бедна духовно — вот что возмущает в ней Онегина, и автора, и всех, кто ценит в людях прежде всего богатство души, а не внешние прелести.

                         Ничто не омрачает жизни Ольги,  она не утруждает себя раздумьями, ей не знаком душевный конфликт. Ольга, подобно беззаботной бабочке, порхает с цветка на цветок, и при этом выбирает только красивые лепестки.

                  После смерти Ленского Ольга  недолго переживает и тоскует.  Совсем скоро на ее пути  появляется молодой улан, в которого  Ольга так же, как когда-то в юного поэта, безумно влюбилась:

               И вот уж с  ним пред алтарем

               Она стыдливо под  венцом

               Стоит с поникшей  головою,

               С огнем в потупленных  очах,

               С улыбкой легкой на устах.

       В образе Ольги Лариной А. С. Пушкин воплотил довольно распространенный тип женщин: внешне привлекательная, даже красивая, обаятельная, жизнелюбивая, веселая, кокетливая, но вместе с тем духовно бедная, не способная на глубокие душевные переживания и эгоистичная. Это точная копия своей маменьки, лишь с небольшими изменениями, которых требовало время. 

О -  ЭМОЦИОНАЛЬНОСЬ                              Л -                                                     

Л - РОМАНТИЗМ                                               А                                    

Ь                                                                           Р - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Г   -ТАИНСТВЕННОСТЬ                                  И-  ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ                                               

А  - СИЛА                                                           Н  - АМБИЦИОЗНОСТЬ                     

                                                                       А          

       «Пестрая  картинка» натуры. Такова Ольга. 
 
 
 
 
 

  А.С. Пушкин  в «Евгении Онегине» нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.

       Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: «...характер положительный — пушкинская Ольга — и идеальный — его же Татьяна.

Информация о работе Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»