Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 03:52, реферат
Цель данной работы — показать использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин», их значение для понимания произведения, выявление роли имен в раскрытии особенностей характеров главных героев произведения,
В соответствии с поставленной целью определено решение следующих задач:
- изучить состав онимов романа «Евгений Онегин»;
- определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в художественном тексте;
- определить роль имен собственных в создании художественного образа.
Введение………………………………………………стр. 3 - 4
Основная часть ……………………………………….
Глава 1. Ономастическая картина романа
«Евгений Онегин» ………………стр. 5 - 7
Глава 2. Ономастика имен главных героев,
раскрытие их образов в романе….. стр. 8- 27
Заключение …………………………………………….стр. 27 - 28..
Список используемой литературы ………………………стр. 29
***Дика,
печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной,
Казалось девочкой чужой.
От природы она одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем, пламенным и нежным.
***Кокетка
судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И, предается безусловно
Любви, как милое дитя.
«Имя которое дал ей автор,— как прорицание волхвов: судьба Татьяны предсказана её именем…» - пишет Геннадий Краснухин.7
У музы Пушкина — «прелести степные, стиль их жизни,
высказаться от лица своей социальной родины, русской деревни».
Автор
наделяет свою героиню простым именем:
“Ее сестра звалась Татьяна” и
объясняет это так: “Сладко звучнейшие
греческие имена, каковы, например,
Агафон, Филат, Федора, Фекла и прочие,
употребляются у нас только между простолюдинами”.
А поясняет это в романе следующими строчками:
Воспоминанье старины
Впервые мы встречаем Татьяну в поместье
ее родителей. Об отце героини Пушкин с
иронией говорит: “Был добрый малый, в
прошедшем веке запоздалый”, а мать показывает
всю в заботах о хозяйстве. Жизнь семейства
протекала мирно и спокойно. Нередко “и
потужить, и позлословить, и посмеяться
кой о чем” к Лариным приезжали соседи.
Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изначально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Образ
Татьяны — любимый женский
образ Пушкина. В творчестве поэта нам
уже встречались и Маша Троекурова в «Дубровском»,
и Маша Миронова в «Капитанской дочке»,
— но это были только наброски к портрету
Татьяны. В этот образ Пушкин вложил свои
представления о женской добродетели,
духовности, внутренней красоте, и, подобно
мифическому Пигмалиону, влюбившемуся
в Галатею, поэт признается: «Простите
мне: я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин
впервые в русской литературе изобразил
женщину не только как объект обожания,
любви, но прежде всего как личность. Образ
Татьяны — образ истинно русской женщины,
и его создание Белинский назвал настоящим
подвигом Пушкина.
Подобно Онегину, подобно Ленскому, Татьяна-исключение из своей среды и подобно им — «исключение типичное» (термин историка В. О. Ключевского в отношении Онегина). Она — также представительница новой, молодой России. Как и Онегин, который «для всех... кажется чужим» и сам ощущает эту свою чуждость («Для всех чужой» —письмо Татьяне), «она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и мучительно ощущает это: «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает» (письмо Онегину). Татьяна полюбила Онегина потому, что, как говорит поэт, «пора пришла», но не случайно, что полюбила она именно Онегина. Вместе с тем характер Татьяны сложился совсем в другой общественной среде, развился совсем в иной обстановке, в иных условиях, нежели характер Онегина. Татьяна, по словам поэта, — «русская душою, сама не зная почему». Но читателям Пушкин полностью раскрывает, почему это так. Татьяна (самое имя которой, впервые «своевольно» вводимое Пушкиным в большую литературу, влечет за собой непременные ассоциации «старины иль девичьей») выросла, в полную противоположность Онегину, «в глуши забытого селенья» — в атмосфере русских народных сказок, поверий, «преданий простонародной старины». Детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения прямо противоположны. У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка-няня, прототипом которой, как прямо указывает Пушкин, была его собственная няня — Арина Родионовна, живой источник народности для самого поэта, «вознаграждавшая» недостатки его «проклятого воспитания», во многом, как уже сказано, аналогичного онегинскому. Там ненормальный противоестественный образ жизни — обращение «утра в полночь», здесь — жизнь в полном соответствии с природой: Татьяна просыпается на рассвете; подобно крестьянским девушкам, первым снегом умывает «лицо, плеча и грудь». Там — «наука страсти нежной», цепь легких и скоро приевшихся, надоевших побед; здесь — мечты о настоящей, большой любви, об единственном суженном небом избраннике. Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны, оказали существенное влияние иностранные романы— «обманы и Ричардсона и Руссо». Больше того, поэт сообщает нам, что его героиня «по-русски плохо знала... изъяснялася с трудом на языке своем родном»; письмо к Онегину пишется ею по-французски. Но в обрисовке образа Татьяны, который столь дорог и мил поэту, с неменьшей степенью, чем в обрисовке образа Онегина, к которому он умеет отнестись с такой критичностью, сказывается стремление быть полностью верным жизненной правде.
Татьяна
— высоко положительный, «идеальный»
образ русской девушки и
Посмотрим знаковость имени.
Т -
ПОИСК ИДЕАЛА
Л -РОМАНТИЗМ
А -СИЛА
Ь -
Я - ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
Т -
Н -ЭНЕРГИЯ
А -
Очень
гармоничный характер. Натура цельная.
Ольга Ларина
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Ольга — не центральный
образ в романе Пушкина, но ее характер
не только служит фоном для образа Татьяны,
а интересен сам по себе. Еще не видя Ольгу,
мы уже знаем, как страстно влюблен в нее
юный поэт Ленский: «Ах, он любил, как в
наши лета уже не любят; как одна безумная
душа поэта еще любить осуждена». Любовь
поэта может быть обращена к образу легкому,
светлому, жизнерадостному. И Ольга была
именно такой.
Внешность Ольги и ее характер автор описывает довольно кратко, не очень выразительно. Он рисует облик писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, без малейшего изъяна:
...Глаза, как небо голубые
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос,
легкий стан...
Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внутренний мир — мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила...
Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребенке («Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...») представляется чересчур насыщенным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхожих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. Разве можно не заметить такую девушку? Все влюбляются в нее, и автор с иронией признается:
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Ольга — красавица, но она не личность, а красивых девушек много: «...но любой роман возьмите и найдете верно ее портрет...». Поэтому-то и Онегин, близкий по годам и по духу Пушкину, не находит ее привлекательной и сильно удивляется, почему в нее, а не в Татьяну влюбился Ленский. Он говорит:
..Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Фандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Однако воспринимать слова Онегина не стоит буквально, он, конечно, преувеличивает. И к тому же не следует забывать, что судья — сам неординарная личность. Ольга не злая, не жестокая, не коварная. Наоборот, она добра, мила, непосредственна, как почти все в ее возрасте, и, как всякая женщина, восприимчива к лести. Скорее всего, она будет для кого-то хорошей женой. Но она бедна духовно — вот что возмущает в ней Онегина, и автора, и всех, кто ценит в людях прежде всего богатство души, а не внешние прелести.
Ничто не омрачает жизни Ольги,
После смерти Ленского Ольга недолго переживает и тоскует. Совсем скоро на ее пути появляется молодой улан, в которого Ольга так же, как когда-то в юного поэта, безумно влюбилась:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
В
образе Ольги Лариной А. С. Пушкин
воплотил довольно распространенный тип
женщин: внешне привлекательная, даже
красивая, обаятельная, жизнелюбивая,
веселая, кокетливая, но вместе с тем духовно
бедная, не способная на глубокие душевные
переживания и эгоистичная. Это точная
копия своей маменьки, лишь с небольшими
изменениями, которых требовало время.
О
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСЬ
Л - РОМАНТИЗМ А
Ь
Г -ТАИНСТВЕННОСТЬ
А -
СИЛА
Н - АМБИЦИОЗНОСТЬ
«Пестрая
картинка» натуры. Такова Ольга.
А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» нарисовал нам два непохожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских характера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с образом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных проявлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.
Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: «...характер положительный — пушкинская Ольга — и идеальный — его же Татьяна.
Информация о работе Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»