Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы — показать использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин», их значение для понимания произведения, выявление роли имен в раскрытии особенностей характеров главных героев произведения,
В соответствии с поставленной целью определено решение следующих задач:
- изучить состав онимов романа «Евгений Онегин»;
- определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в художественном тексте;
- определить роль имен собственных в создании художественного образа.

Содержание работы

Введение………………………………………………стр. 3 - 4
Основная часть ……………………………………….
Глава 1. Ономастическая картина романа
«Евгений Онегин» ………………стр. 5 - 7
Глава 2. Ономастика имен главных героев,
раскрытие их образов в романе….. стр. 8- 27

Заключение …………………………………………….стр. 27 - 28..
Список используемой литературы ………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Владимир Ленский 

          

          Красавец, в полном цвете лет,

       Поклонник Канта и поэт.

       Он  из Германии туманной

       Привез  учености плоды:

       Вольнолюбивые мечты,

       Дух пылкий и довольно странный,

       Всегда  восторженную речь

       И кудри черные до плеч. ... 
       Ему не  нравились пиры,

       Бежал он их беседы шумной

             Пил, ел, скучал, толстел, хирел 
     
И, наконец, в своей постеле 
     
Скончался б посреди детей, 
     
Плаксивых баб и лекерей.. 
 
 

       "Рядом  с Онегиным Пушкин поставил  Владимира Ленского - другую жертву  русской жизни..." 
   "Пушкин изобразил характер Ленского с нежностью, какую человек питает к мечтам своей юности, к воспоминаниям о том времени, когда человек полон надежды, чистоты и неведения".  Ленскому в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Ленский - отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём:

       Я модный свет ваш ненавижу,

       Милее мне домашний круг.

                 Основная художественная роль  Ленского - оттенить характер Онегина.  Они взаимно объясняют друг  друга. Ленский - приятель, достойный  Онегина. Он, как и Онегин, один  из лучших людей тогдашней  России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь. Многие из этих качеств выгодно отличают Ленского от Онегина. Ленский верит в идеалы, Онегин безыдеален. Душа Ленского наполнена чувствами, мыслями, стихами, творческим огнём. Как и Онегин, Ленский встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается "строгому разбору". И ему не нравились пиры господ соседственных селений. Владимир Ленский необычайно яркий и живой образ, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы.

       Детство Ленского прошло вдалеке от России. Он жил и учился в Германии.  
                                                 Он из Германии туманной

                                          Привез учености плоды:

                                         Вольнолюбивые мечты,

                                         Дух пылкий и довольно странный...

       Духовный  мир Ленского связан с романтическим мировоззрением: «с душою прямо геттингенской, поклонник Канта и поэт». («Геттингенская душа» была для Пушкина вполне конкретным и далеким от политической нейтральности представлением. Геттингенский университет был одним из наиболее либеральных университетов не только Германии, но и Европы.

         Ленский — поэт-романтик, «от  хладного разврата света, еще  увянуть не успев», «он пел  поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне пустяковых, буяновых, петушковых и карликовых. IX—X — Строфы посвященные характеристике поэзии Ленского даны в  сжатом варианте. В строфе IX нагнетаются устойчивые фразеологизмы романтической поэзии: «чистая любовь», «сладкое мученье», «с лирой странствовал на свете», «поэтический огонь», «возвышенные музы», «возвышенные чувства»

       Ленский — поэт возвышенной любви, и стихи  его противопоставляются эротической  поэзии «певцов слепого упоенья»:

       Не  пел порочной он забавы

       Не  пел презрительных цирцей

       Он  оскорблять гнушался нравы

       Прелестной <?> лирою своей

       Поклонник истинного счастья

       Не  славил сети сладострастья (VI, 270).

              

       Он  пел разлуку и печаль… 
                   Он пел те дальние страны… 
                   Он пел поблёклый жизни цвет…

       Ленский не может найти в окружающем его  обществе близких себе по духу людей. У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это неисправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки.

         И, может быть, именно это приводит  героя в дом Онегина. Зарождается  дружба, столь необычная и странная.

       Несмотря  на то что «меж ими все рождало  споры и к размышлению   влекло», эти люди испытывают взаимную симпатию. Для Ленского эта дружба имела особенно большое значение, так как в тот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить все свои чувства, переживания, поговорить на философские темы:

       Племен  минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые. Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду.

       Пушкин  так показывает представление Ленского о дружбе, чести, благородстве, подтверждая  то, что герой высоко ценил дружеские  отношения с Онегиным:

       Он  верил, что друзья готовы,  
               За честь его приять оковы,  
               И, что не дрогнет их рука, 
               Разбить сосуд клеветника...

       «Сердцем  милый невежда», герой не понимает всей глубины сущности вещей и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь 
                 глаза, как небо голубые, 
                 улыбку, локоны льняные,  
                 движенья, голос, легкий стан.

        
 По словам Белинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». Да, так оно и есть. Но он любил:

       Ах, он любил, как в наши лета,  
                 Уже не любят;  
                 как одна Безумная душа поэта,  
                 Еще любить осуждена...

       Из  прочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и целью жизни  Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И может быть, поэтому герой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшего друга. «Не в силах снесть обмана», Ленский вызывает Онегина на дуэль, «решась кокетку ненавидеть». И вот:

       Онегин  выстрелил...  
                  Пробили Часы урочные: поэт

       Роняет  молча пистолет.

       Смерть  героя символична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен либо примиряются с жизнью, либо погибнуть  при столкновении с ней. Ибо Ленский «ВЛАДЕЕТ МИРОМ» грез, мечтаний, миром, похожим на карточный домик, который рассыпается при первом дуновении ветерка реальности.

       Для самого же поэта смерть — это  избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральной пустоты, которая царит в светском обществе.

       А. С. Пушкин создал удивительный образ  представителя новой передовой  дворянской интеллигенции, образ поэта-лирика, романтически воспринимающего жизнь и людей, верящего в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Его характер... совершенно отвлечённый, совершенно чуждый действительности... 
              Ленский был романтик и по натуре и по духу времени. Нет нужды говорить, что это было существо, доступное всему прекрасному, высокому, душа чистая и благородная. Но в тоже время "он сердцем милый был невежда", вечно толкуя о жизни, никогда не знал её. Действительность на него не имела влияния; его радости и печали были созданием его фантазии... В простом желании Онегина подшутить над ним он увидел и измену, и обольщение, и кровавую обиду. Результатом всего этого его смерть, заранее воспетая им в туманно романтических стихах... Поэт любил свой идеал, осуществлённый им в Ленском, и в прекрасных стихах оплакал его падение...  
   ...В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперёд. Это - повторюсь - был романтик, и больше ничего.

         Попробуем посмотреть, что в имени  этого героя заключено, оправдывает  ли он его?

       Вновь обратимся к   методу значимых инициалов: 

В  - НЕПОСТОЯНСТВО                                                       Л

Л   -РОМАНТИЗМ                                                                 Е -ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

А - СИЛА                                                                               Н – ТВОРЧЕСКИЕ АМБИЦИИ

Д  - ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ ПРИТЯГИВАТЬ       С  - УНЫЛОСТЬ, НЕРВОЗНОСТЬ               

И  -ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ                                               К –БОЛЬШИЕ ЗАПРОСЫ                                                                И                                                                                               И

М  -ТРУДОЛЮБИЕ                                                           

                                                                                                  Й                                                   

И   -                                                                                                                

Р  -СИЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 
 

       Любопытный  и очень точный психологический  портрет дает имя: 
 

       Четыре  раза буквы говорят о впечатлительности, эмоциональности героя,  дважды- о романтизме, оторванности от мира и т.д.

       Вот она формула романтического бытия: необычный герой в необычных  для него обстоятельствах, когда  о грубую реальность разбиваются  все романтические идеалы.

       Такие разные, такие противоположные Онегин и Ленский объединены состраданием к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам. Отрицая общепринятые нормы, ясно понимая, что им не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность, герои Пушкина будили мысль, живое чувство. Именно потому в них, по словам Белинского, "отразилось общество в один из интереснейших моментов своего развития".

                 Художественное исследование противоречивого  сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX». и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Евгению Онегину.., — от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. 

       Женские образы в романе  «Евгений Онегин»

        
          Русская  классическая литература отличалась  глубоким интересом к женским  характерам. Лучшие поэты и писатели  пытались постичь и изобразить женщину не только как объект обожания, любви, но прежде всего как личность. 
Первым это сделал А. С. Пушкин, раскрыв всю суть женских образов того времени на примере сестер    Лариных.          

             В образах Ольги и Татьяны  А. С. Пушкин воплотил два совершенно разных женских характера. Поэт выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, даже не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы.                                     

       Татьяна Ларина                                          Итак, она звалась Татьяной, 
Ни красотой сестры своей, 
Ни свежестью ее румяной 
Не привлекла б она очей. 
Дика, печальна, молчалива, 
Как лань лесная, боязлива, 
Она в семье своей родной, 
Казалась девочкой чужой. 
Она ласкаться не умела 
К отцу, ни к матери своей; 
Дитя сама, в толпе детей 
Играть и прыгать не хотела, 
И часто, целый день одна, 
Сидела молча у окна.

Информация о работе Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»