Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы — показать использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин», их значение для понимания произведения, выявление роли имен в раскрытии особенностей характеров главных героев произведения,
В соответствии с поставленной целью определено решение следующих задач:
- изучить состав онимов романа «Евгений Онегин»;
- определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в художественном тексте;
- определить роль имен собственных в создании художественного образа.

Содержание работы

Введение………………………………………………стр. 3 - 4
Основная часть ……………………………………….
Глава 1. Ономастическая картина романа
«Евгений Онегин» ………………стр. 5 - 7
Глава 2. Ономастика имен главных героев,
раскрытие их образов в романе….. стр. 8- 27

Заключение …………………………………………….стр. 27 - 28..
Список используемой литературы ………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

         Один — безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.

       Другой  — с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...

       Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется  капризным, таинственным, мало-уловимым». 

       Заключение. 
 

       В художественной литературе сложился специальный  прием использования “характеристических” имен. В последнее время многие лингвисты говорят об особом положении  омонимов в контексте художественного  произведения: имя собственное наделяется автором богатством и разнообразием ассоциативных связей, которые раскрываются в контексте произведения.

       Становится  очевидным, что изучение языка художественной литературы невозможно без исследования имен собственных, заключенных в  том или ином тексте. Изучение имен собственных в тексте художественного произведения представляется значимым и актуальным в современной русистике, о чем свидетельствуют многочисленные работы, касающиеся исследования структурной организации ономастического пространства, стилистических функций онимов, их ассоциативных связей, соотнесенных с реализацией конкретного образа, авторской позиции, замысла произведения.

       В настоящее время формируется  новое направление в исследовании имен собственных в художественном тексте, в языке художественной литературы, которое возникает на стыке ономастики со стилистикой, поэтикой, лингвистикой текста, лексической семантикой. Литературная ономастика изучает особенности употребления собственных имен в тексте художественного произведения и за его пределами. Данное направление исследует “отражение элементов реальной и вымышленной ономастики, совокупность которых составляет ономастикон художественного текста – на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста”. Это преломление можно рассматривать как взаимосвязь категорий “общего” (языкового) - “отдельного” (речевого), “особенного” (индивидуального) в семантико-стилистической системе языка писателя, элементом которой и являются имена собственные .             

         Читая роман «Евгений Онегин»,  восхищаешься не только совершенством формы произведения, красотой и легкостью языка, но и многообразием затронутых поэтом проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Главная трагедия прогрессивной   молодежи того времени — это разочарование в окружающей их действительности, в пустой светской жизни. К числу таких разочарованных людей относится и наши герои.

            На мой взгляд, причина их трагедии  состоит в том, что счастливо  могут жить лишь люди ограниченные, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.        Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та обстановка, сформировавшая подобные нравы.      Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил её причины разобщенностью передового дворянского интеллигента и народа, наметил выход из кризисного состояния. Он думал о сближении образованной России с Россией простонародной.

       Пушкин  изображает духовную жизнь, быт, нравы  различных слоев русского общества.     . Сопоставляя характеры своих  героев  с характерами людей прошлого поколения, Пушкин показывает, как в реальном процессе жизни складываются новые, исторически неповторимые свойства души людей XIX века. Свойства эти определяют особые черты всей жизни – внешней и внутренней – молодого поколения, принципиально, качественно отличной от жизни “отцов”, таящей в себе новые, не известные прежней литературе сложные нравственно-психологические проблемы.

       Характеристика отца Онегина, его дяди, учителей, описание его образа жизни в Петербурге создают яркую картину русской дворянской жизни начала XIX века.       «Быт дан у Пушкина не в порядке моральных назиданий, а в порядке объяснения людей, как база формирования их характеров...» Это положение вытекает из мысли о том, что уже в первой главе в основу характера героя положена идея о зависимости человека от среды, о том, что «изображению, истолкованию, а затем и суду подлежал теперь не столько человек, сколько среда».

               Всё вложено в эту книгу:  ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и весёлого человека. Именно поэтому такие красивые и звучные имена как Евгений и Татьяна, Ольга и Владимир быстро вошли в ономастикон и с лёгкой руки Пушкина стали самыми распространёнными именами начала XIX века.

              Он нарисовал необыкновенно живые  и запоминающиеся образы Онегина,  Ленского и сестер Лариных  Татьяны и Ольги,  принесшие  славу автору и сделавшие роман  бессмертным. А поэтическая ономастика  помогла автору создать широкое  исторически-бытовое полотно, вскрыть связь между именами и бытиём в художественном целом.

              Новаторство Пушкина особенно  рельефно проявляется в приемах  обрисовки героев. Образ Онегина  выступает перед нами из его  речей, размышлений, приобретающих  подчас характер внутреннего монолога, разговоров, реплик, письма и т. д.; предполагал было Пушкин ввести в роман и «альбом»— дневник Онегина, для которого заготовил ряд характерных афоризмов героя — его «мыслей, примечании». Примерно так же характеризуется и Татьяна. Употребляется Пушкиным и еще один выразительный способ характеристики — обрисовка духовной жизни героя книгой — кругом чтения. Прибегает Пушкин и к приему своеобразной материализации внутреннего мира героя, наглядно характеризуя его обстановкой, вещами (кабинет-«уборная» Онегина периода его петербургского светского существования и его же деревенская «модная келья»; старинный «покой» дяди Онегина). Все это определенные группы онимов. Их в романе 312. В целом они помогают понять, почему роман назван «энциклопедией русской жизни».

                   Роль ономастикона в тексте произведения трудно переоценить. “Организующая роль ономастического пространства в структуре художественного текста обусловливается системностью этого пространства: группировкой имен собственных по лексическим разрядам в зависимости от семантической функции, их словообразовательными особенностями, стилистической принадлежностью,  степенью экспрессивности”, - отмечает В.Н.Михайлов.8  
 

       Список  использованной литературы. 

1. Белинский  В. Т. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая //        Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; 

2. Белый А.А. «Génie ou neige» Вопросы литературы № 1, 2008. С.115.

3. Болотов В.  И. Лингвистический статус имени  собственного и его функционирование в тексте // Ономастика. Имя и культура. - М., 1993. - С.44.

4. Виноградов  В.В. Задачи стилистики. - М., 1971, стр. 27 

5. Веселовский С.Б. Ономастикон: древнерусские имена, фамилии, прозвища.

6Краснухин Г.  Г.Доверимся Пушкину: анализ Пушкинской  поэзии, прозы и драматургии. – М.Флинта. 1999.

6 Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин": Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 393—462. (ФЭБ)

8. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762. (ФЭБ)

9. Лотман, Набоков и Томашевская полные комментарии к роману «Евгений Онегин» на сайте «Тайны ремесла» 

10. Михайлов В.Н. О роли собственных имен в литературном творчестве. Вопросы русской литературы. Выпуск 2, Львов, 1976. 

11. Никонов В.А. Имя и общество. - М, 1974.-С.234

12. Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338;

13. Подольская Н. В.в «Словаре русской ономастической терминологии. М. 1988.

14. Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Худ.литература 1980.

15. Фомичёв С.А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. — М.: Русский путь, 2005.

                                       
 

                                       

Информация о работе Использование антропонимов в контексте романа «Евгений Онегин»