Исторические и литературные взгляды декабристов и их эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 01:52, реферат

Описание работы

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была духовной и нравственной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не «легенда» и не «поздний приговор потомков». Это репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух «вольномыслия»; слушали частные курсы у передовых профессоров. Неразрывно связаны с историей декабристского движения имена А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова; среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические взгляды декабристов …………………………………15 1.1.Воззрения декабристов на зарубежную историю …………………………………18
1.2. Взгляды декабристов на отечественную историю ………………………………26
Вывод ……………………………………………………………………………………..31
Глава 2. Литературная деятельность декабристов ……………………………………….34
2.1. Литературная деятельность декабристов до декабристского выступления
1825 года …………………………………………………………………………………34
2.2. Литературная деятельность декабристов в ссылке и на каторге ………………………………………………………………………..…………42
Вывод …………………………………………………………………………………….55
Заключение …………………………………………………………….………………56
Список используемой литературы ………………………………………………….60
Примечания ……………………………………………………………..…………….62

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Офицеры-декабристы серьезно изучали историю войн России во второй половине XVIII в. Видный деятель тайного общества генерал М. Орлов требовал, чтобы солдаты умели почитать память «великих наших мужей Суворова, Румянцева, Кутузова»66 Н. Муравьев написал ценный для своего времени критический обзор русских и иностранных сочинений о Суворове67 по долгу службы несколько старших офицеров-декабристов написали статьи для большого труда по истории русско-турецких войн, который готовился при штабе 2-й армии. Офицеры-патриоты гордились своей самоотверженной службой в период Отечественной войны, гордились тем, что они не были в числе сомневающихся в победе. Принимали участие в боях и оставили нам свои мемуары и специальные   исследования        о войне М. Фонвизин,     Ф. Глинка,

А. Норов, П. Муханов, Н. Муравьев. Они были участниками и свидетелями таких событий, как вынужденное отступление и Бородинское сражение, временная сдача Москвы, Тарутинский маневр, преследование отступающей Великой армии и развертывание партизанской войны.

Офицеры-дворяне, они решились признать, что именно народ явился спасителем России, что Наполеон обманулся «в уме и духе народа»68 пренебрегая патриотическим настроением русских крестьян. «Все распоряжения и усилия правительства были недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении»69 - полагал И. Якушкин. В опровержение фальшивых оправданий недавних недругов А. Норов негодовал на «неосновательные речи, выдуманные завистью и врагами славы нашего оружия, что холод был причиною наших успехов»70 «Армия и народ, а не холод выгнали французов»71 - заявлял Н. Тургенев в плане исторического сочинения о роли России в войне 1812-1814 гг.

Многие декабристы указывали и на политические следствия Отечественной войны, открывшей силы русского народа. «Гром Бородинский пробудил спящего великана Севера»72- восклицал А. Бестужев. «Мы были дети 1812 года», - заявлял М. Муравьев-Апостол, пояснивший: «Раз любовь к родине была разбужена, она, конечно, не могла уничтожиться и по минованию военных обстоятельств; она должна быть лишь видоизмениться, должна была обратиться от внешних врагов к внутренним бедствиям, ясно сознанными во время самой войны»73.

 

Вывод

 

 Для воссоздания истории  общественной жизни 20-х годов XIX в. нет источника более важного, чем литературное наследие и документы движения декабристов. Воспоминания деятелей тайного общества являются, однако, не только ценным источником по истории движения декабристов, они содержат его революционную концепцию. Большое количество собранных мемуаристами фактов и наблюдений – это документы, способные противостоять правительственной версии «преступного мятежа», созданной усилиями Николая I и его Следственной комиссии.

Декабристы являлись одновременно и продолжателями традиций просветительской историографии XVIII в., и зачинателями новой историографии в России. Столкновение принципов этих школ в той или иной форме отразилось и на конкретных представлениях декабристов об основных этапах всеобщей и отечественной истории.

Исторические произведения декабристов – важное и неотъемлемое звено в развитии передовой общественной мысли, а также всей русской культуры. Исторические темы занимали видное место как в политической публицистике, так и в литературном творчестве декабристского движения. Благодаря своей высокой культуре и революционному мировоззрению деятели тайного общества отстаивали передовые идеи своего времени, несравненно превосходя в оценках прошлого представителей тогдашней официальной историографии. Их несомненной заслугой была вполне самостоятельная оценка исторической роли буржуазных революций на Западе. По-новому прочитали декабристы и многие страницы русской истории.

Резко критикуя систему самодержавия и крепостничества, декабристы защищали тогда не только самые радикальные общественные позиции, но и передовые общественные идеи. Их исторические взгляды, одухотворенные высокими целями освободительной борьбы, противостояли феодально-монархической идеологии.

Огромное воздействие оказали декабристы на развитие передовой исторической мысли в России, на пробуждение серьезного интереса к истории среди современников. Ярким доказательством этого влияния служит заметное сходство исторических взглядов декабристов и А. Пушкина. Великий поэт, связанный со многими выдающимися членами тайного общества, был хорошо осведомлен о критике ими Н. Карамзина и в ряде своих оценок важнейших событий являлся их единомышленником. Вместе с тем по сравнению с декабристами А. Пушкин сделал значительный шаг вперед, полнее и глубже поставил вопрос о роли народных масс, вернее раскрыл причины пугачевского восстания.

Несомненно, знакомство с отдельными историческими работами декабристов Белинского и особенно Герцена напечатавшего некоторые произведения сибирских узников на страницах «Полярной звезды». Романтические взгляды революционеров 20-х годов на древнеславянские общины  вечевые города, казачью вольность получили отражение в творчестве поэтов-демократов А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ф. Челаковского. Статьи

 Ф. Глинки с оценками причин  и характера Отечественной войны использовал в многотомной «Жизни Наполеона» Вальтер Скотт.

Большие требования, которые декабристы предъявляли к историографии, были лишь частично воплощены ими в собственных исторических работах. Однако нет сомнения, что при более благоприятных условиях они могли бы создать немало значительных трудов, которые украсили бы русскую науку. Большой заслугой декабристов было умение тесно связать далекое прошлое с современными проблемами. Оптимистический взгляд первых русских революционеров на историческое развитие содействовал формированию идеалов освободительного движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.   Литературная  деятельность  декабристов.

    1. Литературная  деятельность  декабристов  до декабристского выступления 1825 года.

                     

Среди  участников декабристского движения было много лиц, профессионально занимавшихся литературой, и в их числе – несколько крупных писателей: К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, А. Бестужев, П. Катенин, Ф. Глинка, Н. Бестужев. Еще существеннее тот факт, что влияние декабристских идей захватило очень широкий круг прогрессивных литературных деятелей 1810-1820-х годов и что с декабризмом были кровно связаны А. Пушкин и А. Грибоедов.         Именно в этот период А. Пушкиным и А. Грибоедовым, с одной стороны, поэтами, прозаиками, критиками и публицистами, связанными с тайными обществами дворянских революционеров, с другой, создавалась новая русская литература, которая честно и самоотверженно стала служить делу общественно-политического и нравственного воспитания народа.

Декабристская литература представляла собою весьма серьезную культурную силу. Она имела в своих рядах не только талантливых поэтов, драматургов и прозаиков, но и влиятельных критиков, публицистов, историков, экономистов. Она располагала своими писательскими объединениями и органами печати.

Литературно-театральным филиалом Союза благоденствия служил кружок «Зеленая лампа», известный по участию в нем А. Пушкина. Писатели-декабристы в значительной мере подчинили своему влиянию наиболее крупное литературное объединение своего времени – Вольное общество любителей российской словесности.

При всем различии индивидуальных взглядов и мнений писателей-декабристов по частным вопросам литературы, можно говорить об единстве идейно-художественных принципов, лежащих в основе их литературной деятельности. У них была своя литературная программа, которая целиком отвечала задачам политической работы тайных обществ и призвана была поставить литературу на службу насущным интересам освободительной борьбы. Творческое внимание поэтов-декабристов было направлено в первую очередь на разработку таких жанров, как монументальная ода ораторского стиля, историческая баллада и поэма, трагедия «гражданского состава».

С точки зрения соответствия или несоответствия этой программе декабристы судили (и по большей части осуждали – за безыдейность и скудность мысли) современную им русскую художественную литературу. В своих программных документах и в своей практической революционной работе они уделяли художественной литературе самое пристальное внимание, в полной мере учитывая богатые ее возможности в деле «гражданского просвещения» и пропаганды революционных идей. Именно эта тенденция лежала в основе литературной политики, последовательно и планомерно проводившейся декабристами: они стремились к тому, чтобы осуществлять руководство литературным движением, чтобы придать ему нужное, в их понимании, направление.

Литература рассматривалась как мощное средство гражданского, патриотического и морального воспитания в духе передовых идей века. Главная и общая цель писателя, как понимали ее авторы устава, заключается в том, чтобы стараться «изыскать средства изящным искусствам дать направление, состоящее не в изнеживании чувств, но в укреплении, благородствовании и возвышении нравственного существа нашего».

Это была новая, революционная эстетика, всем своим духом и содержанием противоречащая художественным теориям, на которых базировалась литература, отвечавшая интересам господствующего класса.

Писатели-декабристы, опираясь на достижения русских просветителей XVIII века и на раннее творчество А. Пушкина, развернули борьбу за национальную независимость, самобытность и народность русской литературы. В этой борьбе принимали большее или меньшее участие все прогрессивные литературные силы, и она составила основное содержание литературного процесса в России в 1810-1820-е годы.

Идея национального культурного самоопределения как необходимого условия успешного развития русской культуры, как уже было сказано, с большой силой проявилась в атмосфере патриотического подъема в годы Отечественной войны и последовавших за нею событий. Сильное воздействие этой идее сказалось и на постановке вопроса о создании новой русской литературы. К числу ранних и наиболее интересных документов, посвященных обновлению идеи национальной самобытности в свете исторического опыта 1812 года, принадлежат статьи Федора Глинки «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» и «Письмо генералу Н.Н. о переводе воинских выражений на русский язык» (обе – 1816 года). Непосредственным предметом статей Ф. Глинки являлся вопрос о создании «исторического повествования» об Отечественной войне, но рассуждения его имели гораздо более глубокий смысл, касались общих литературных проблем.

Проблема национальной независимости в области культуры весьма волновала идеологов и вождей декабризма. Постоянная забота об укреплении национально-самобытных основ русской культуры предписывалась уставом Союза благоденствия.

Исходя из своего представления о существе поэзии и о ее задачах, поэты-декабристы стремились выработать свой поэтический стиль. Отличительными чертами этого стиля, преемственно связанного с художественными исканиями Радищева и некоторых поэтов, шедших по его пути, являются: высокое «витийство», гражданская патетика, напряженные – торжественные или обличительные – интонации, смысловая сгущенность стихотворного языка. Поэты-декабристы хотели говорить языком ораторов-трибунов, языком прокламаций и проповедей, - поэтому в их творчестве получили широкое распространение ораторские формы речи, с обилием «ударных» слов и имен, имевших значение символов и лозунговых формул и вызывавших в сознании читателя или слушателя определенные идеологические и моральные ассоциации (общественное благо, честь, отчизна, гражданин и т.п., либо имена исторических деятелей, олицетворявшие идеи человеческого благородства, доблести и героизма, неподкупности и чистоты убеждений: Брут, Катон, Курций, Аристид и пр.).

В историческом прошлом декабристы искали впечатляющие примеры самодеятельной силы и национального самосознания народа, примеры борьбы за свободу. Внимание их привлекали образы тираноборцев и народных вождей, мятежи и восстания в «века минувшей славы»,

    Когда гремело наше  вече

И сокрушало издалече

  Царей кичливых  рамена…

 

Поэтому, например, столь почетное место в творчестве поэтов декабристского круга заняли темы сопротивления русского народа татарскому игу, новгородской вольности, борьбы украинского народа против гнета польской шляхты.

Таков князь Мстислав Храбрый в стихотворении Катенина. Произведение это служит выразительным примером декабристского осмысления темы, взятой из национального прошлого, предвосхищая в этом отношении исторические баллады («думы») К. Рылеева. Тема борьбы русского народа против татарского ига приобретает здесь современное звучание, воспринимаясь в общем контексте героической и вольнолюбивой гражданской лирики декабризма:

Он русским даст терпенья силу,

Они дождутся красных дней…74

Таков князь Андрей Переяславский в большой одноименной поэме А. Бестужева.. Таковы же герои всех «дум» и поэм К. Рылеева, которым присвоены черты смелых обличителей зла и несправедливости, пламенных ревнителей «общественного блага». Когда К. Рылеев изображал Дмитрия Донского борцом за попранные права народа, он вкладывал в его уста декабристские лозунги:

 

Летим – и возвратим народу

        Залог блаженства  чуждых стран:

                                             Святую праотцев свободу

                                             И древние права граждан.75

Это было не случайным и невольным отступлением от строгой исторической правды, но принципиальной установкой, обдуманным приемом, рассчитанным на то, чтобы возбудить в читателе или слушателе гражданские чувства.

При этом писатели-декабристы впадали в модернизацию, но зачастую и в идеализацию исторических событий и исторических деятелей. Так, например, был идеализирован К. Рылеевым корыстный и известный своими неблаговидными поступками вельможа Волынский, боровшийся с Бироном и павший от его руки. Для Рылеева в данном случае оказалось единственно важным, что Волынский выступил против временщика-немца, и, не входя в истинные обстоятельства свары, разгоревшейся между двумя вельможами, декабристский поэт превращает Волынского не только в благородного патриота, но и в убежденного тираноборца и защитника народных прав.

Информация о работе Исторические и литературные взгляды декабристов и их эволюция