Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 01:52, реферат
Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была духовной и нравственной почвой для декабристов, но она непосредственно воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не «легенда» и не «поздний приговор потомков». Это репутация сложилась при них и была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях того времени, в чьих стенах царил дух «вольномыслия»; слушали частные курсы у передовых профессоров. Неразрывно связаны с историей декабристского движения имена А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова; среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников.
Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Исторические взгляды декабристов …………………………………15 1.1.Воззрения декабристов на зарубежную историю …………………………………18
1.2. Взгляды декабристов на отечественную историю ………………………………26
Вывод ……………………………………………………………………………………..31
Глава 2. Литературная деятельность декабристов ……………………………………….34
2.1. Литературная деятельность декабристов до декабристского выступления
1825 года …………………………………………………………………………………34
2.2. Литературная деятельность декабристов в ссылке и на каторге ………………………………………………………………………..…………42
Вывод …………………………………………………………………………………….55
Заключение …………………………………………………………….………………56
Список используемой литературы ………………………………………………….60
Примечания ……………………………………………………………..…………….62
Таков прежде всего его новгородский цикл.
Поэтизация древнерусской вечевой вольности была традиционна для декабристов. Характеризуя этот цикл А. Одоевского, исследователи обычно обращают внимание на то, что тема его – поражение вольности, они соотносят ее с разгромом восстания декабристов. В какой-то мере это верно – иносказательный смысл присущ многим произведением А. Одоевского, не только «новгородским». Но это неполно и неточно. Ведь и Раевский писал до 14 декабря:
Во прах и Новгород и Псков,
Конец их гордости народной.
Они дышали шесть веков
Во славе жизнию свободной.
Погибли Новгород и Псков!
Во прахе пышные жилища!
И трупы добрых их сынов
Зверей голодных стали пища.109
А сколько дум К. Рылеева посвящено поражениям, гибели их романтических героев! Между ними, в частности, и «Марфа Посадница» (дума эта, правда, не была закончена), посвященная последним дням вольного Новгорода. Сохранились отрывки черновых вариантов:
Твои, о Новгород! Разрушены твердыни
Перед царем легли во прах,
Окрестности превращены в пустыни,
И Марфа гордая в цепях!
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Все отнял рок жестокий и суровый:
Отечество, свободу, сыновей,
И вместо их мне дал одни оковы
И вечный мрак тюрьмы моей.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Что сталось с ней – народное преданье
В унылой робости молчит.
С Посадницей исчезнула свобода
И Новгород в развалинах лежит110.
Гибелью героя должна была, по плану К. Рылеева заканчиваться поэма «Наливайко», а в знаменитом отрывке «Исповедь Наливайко», сыгравшем исключительную роль в декабристской пропаганде, эта гибель предсказана.
Таким образом, не тематика поражения отличает новгородский цикл
А. Одоевского. Этот цикл резко отличается от исторической лирики К. Рылеева, от строф Раевского другим – своей стилистикой. Это романтическая историческая живопись. Вместо абстрактного вольнолюбия и постоянных словесных формул мы видим здесь попытки воссоздания исторического колорита, конкретизации образов. В стихи вплетаются фольклорные обороты, текстуальные выписки из летописных или житийных источников.
Характерно, что в этом цикле отсутствует «избранная» личность. Например, «добрый молодец» в стихотворении «Старица-пророчица» - рядовой дружинник, подлинный герой этих стихов – «всадников строй»; в стихотворении «Зосима» речь идет вовсе не о Марфе, а о новгородских боярах, обреченных на казнь. Даже святая Софья, покровительница Новгорода, - одна из странниц, покидающая город:
Уже толпа последняя изгнанников
Выходит из родного Новгорода,
Выходит на Московский путь,
В толпе идет неведомая женщина,
Горюет, очи ясные заплаканы,
А слово каждое - любовь.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Забыта Русью божия посланница,
Мой дом был предан дыму и мечу,
И я, как вы – земли родной изгнанница, -
Уже в свой город не слечу.111
Отдельные стихотворные произведения были созданы в одиночном заключении, на каторге и в ссылке и другими осужденными декабристами – В.Ф. Раевским, А.П. Барятинским, Г.С. Батеньковым, Н.С. и П.С. Бобрищевыми-Пушкиными, В.Л. Давыдовым, Н.Ф. Заикиным, Н.И. Лорером («Наполеон»), М.А. Бестужевым, Ф.Ф. Вадковским, Н.А. Чижовым. Однако среди поэтов-декабристов лишь А. Бестужев, В. Кюхельбекер и А. Одоевский сумели не только передать в своем творчестве настроения и чувства осужденных деятелей тайных обществ, но и воплотить в нем черты нового этапа русского общественного сознания, чувства и думы передовых русских людей в мрачную эпоху николаевской реакции. Даже выключенные из литературной жизни, они не ушли в сторону от основного русла развития русской поэзии, хотя и к реализму не пришли. Вместе с тем их поэзия явилась соединительным звеном для двух поколений русских революционеров.
Конечно, многое из написанного ими (а если говорить о
В. Кюхельбекере, то почти все его произведения этого периода) осталось неизвестным современникам. Даже то, что проникло в печать, было опубликовано анонимно, и это, естественно, снижало эффект восприятия. Причем иногда, чтобы обойти цензуру, текст правился друзьями декабристов. Но все же есть основания полагать, что авторов этих произведений – по крайней мере в довольно узком кругу литераторов и близких – знали.
Вывод
Стихи поэтов-декабристов обрели с конца 50-х новую жизнь не только в силу их политического звучания. Справедливо замечено, что в 30-70-е годы XIX в., «когда искусство критического реализма утверждало себя как господствующее направление европейской литературы, романтическое искусство продолжало играть в духовной жизни Европы роль весьма значительную». При этом русской литературе прогрессивное романтическое направление «было преимущественно связано с нарастанием антикрепостнического движения и его идеологии»112. Произведения революционного декабристского романтизма оказывали непосредственное эстетическое воздействие, неотделимое от политического.
На идеях и заветах декабризма воспиталось следующее поколение деятелей передовой русской культуры и русского революционного движения. А. Герцен положил много труда, чтобы посредством вольной печати донести до русского читателя литературное наследие декабристов. Назвав свое издание «Полярной звездой» и поместив на его обложке профиль пяти казненных вождей декабризма, А. Герцен сделал это для того, чтобы (говоря его же словами) «показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство», которое связывали его с первым поколением дворянских революционеров.
Литературная деятельность писателей-декабристов составляет драгоценную страницу в истории русской литературы. Творческий опыт декабристских поэтов учитывали величайшие гении нашей поэзии –
А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов.
Заключение.
Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказалась бы их борьба против консервативных норм, ухудшающих живую мысли и творческую инициативу.
Большинство деятелей декабризма отличает энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов, о масштабах их мышления свидетельствует все их наследие – книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Среди деятелей тайных обществ были люди, горизонты которых поистине беспредельны.
Для воссоздания истории общественной жизни 20-х годов XIX в. нет источника более важного, чем литературное наследие и документы движения декабристов. Воспоминания деятелей тайного общества являются, однако, не только ценным источником по истории движения декабристов, они содержат его революционную концепцию. Большое количество собранных мемуаристами фактов и наблюдений – это документы, способные противостоять правительственной версии «преступного мятежа», созданной усилиями Николая I и его Следственной комиссии.
Декабристы являлись одновременно и продолжателями традиций просветительской историографии XVIII в., и зачинателями новой историографии в России. Столкновение принципов этих школ в той или иной форме отразилось и на конкретных представлениях декабристов об основных этапах всеобщей и отечественной истории.
Исторические произведения декабристов – важное и неотъемлемое звено в развитии передовой общественной мысли, а также всей русской культуры. Исторические темы занимали видное место как в политической публицистике, так и в литературном творчестве декабристского движения. Благодаря своей высокой культуре и революционному мировоззрению деятели тайного общества отстаивали передовые идеи своего времени, несравненно превосходя в оценках прошлого представителей тогдашней официальной историографии. Их несомненной заслугой была вполне самостоятельная оценка исторической роли буржуазных революций на Западе. По-новому прочитали декабристы и многие страницы русской истории.
Резко критикуя систему самодержавия и крепостничества, декабристы защищали тогда не только самые радикальные общественные позиции, но и передовые общественные идеи. Их исторические взгляды, одухотворенные высокими целями освободительной борьбы, противостояли феодально-монархической идеологии.
Огромное воздействие оказали декабристы на развитие передовой исторической мысли в России, на пробуждение серьезного интереса к истории среди современников. Ярким доказательством этого влияния служит заметное сходство исторических взглядов декабристов и А. Пушкина. Великий поэт, связанный со многими выдающимися членами тайного общества, был хорошо осведомлен о критике ими Н. Карамзина и в ряде своих оценок важнейших событий являлся их единомышленником. Вместе с тем по сравнению с декабристами А. Пушкин сделал значительный шаг вперед, полнее и глубже поставил вопрос о роли народных масс, вернее раскрыл причины пугачевского восстания.
Несомненно, знакомство с отдельными историческими работами декабристов Белинского и особенно Герцена напечатавшего некоторые произведения сибирских узников на страницах «Полярной звезды». Романтические взгляды революционеров 20-х годов на древнеславянские общины вечевые города, казачью вольность получили отражение в творчестве поэтов-демократов А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ф. Челаковского. Статьи
Ф. Глинки с оценками причин
и характера Отечественной
Большие требования, которые декабристы предъявляли к историографии, были лишь частично воплощены ими в собственных исторических работах. Однако нет сомнения, что при более благоприятных условиях они могли бы создать немало значительных трудов, которые украсили бы русскую науку. Большой заслугой декабристов было умение тесно связать далекое прошлое с современными проблемами. Оптимистический взгляд первых русских революционеров на историческое развитие содействовал формированию идеалов освободительного движения.
Стихи поэтов-декабристов обрели с конца 50-х новую жизнь не только в силу их политического звучания. Справедливо замечено, что в 30-70-е годы XIX в., «когда искусство критического реализма утверждало себя как господствующее направление европейской литературы, романтическое искусство продолжало играть в духовной жизни Европы роль весьма значительную». При этом русской литературе прогрессивное романтическое направление «было преимущественно связано с нарастанием антикрепостнического движения и его идеологии». Произведения революционного декабристского романтизма оказывали непосредственное эстетическое воздействие, неотделимое от политического.
На идеях и заветах декабризма воспиталось следующее поколение деятелей передовой русской культуры и русского революционного движения. А. Герцен положил много труда, чтобы посредством вольной печати донести до русского читателя литературное наследие декабристов. Назвав свое издание «Полярной звездой» и поместив на его обложке профиль пяти казненных вождей декабризма, А. Герцен сделал это для того, чтобы (говоря его же словами) «показать непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство», которое связывали его с первым поколением дворянских революционеров.
Литературная деятельность писателей-декабристов составляет драгоценную страницу в истории русской литературы. Творческий опыт декабристских поэтов учитывали величайшие гении нашей поэзии – А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов.
Осужденные декабристы всеми доступными способами старались внести свой посильный вклад в просвещение народа. Диапазон интересов декабристов – важный предмет исследования, однако биографический его аспект (выяснение источников взглядов тех или иных декабристов, индивидуальных поисков в той или иной области и т.д.) приобретает большую глубину при рассмотрении его в общем контексте социального и культурного развития.
Широчайшая распространенная образованность лучших представителей передовой части русского общества 20-х годов XIX века – это не только следствие их интереса к миру, владевшей им страсти к познанию, но и показатель особого типа мышления, универсального по сути своей.
Список используемой литературы.
Источники:
Информация о работе Исторические и литературные взгляды декабристов и их эволюция