История зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

Движение прозы осуществляется через многочисленные диалоги. По свидетельству первого биографа Элизабет Гаскелл, Ш. Бронте тщательно работала над текстом, никогда не записывала предложение, пока окончательно его не осознала. Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Это является новаторским приемом, прорывом в последующей эволюции жанровой природы романа на пути к роману идей, психологического, интеллектуального романа. Шарлоте Бронте удалось постичь глубинные пласты национального характера, показать эгоизм, жестокость, склонность к амбициям. Она использует новые методы психологического анализа, которые лягут в основу реалистического письма.

Помимо темы женского равноправия Шарлотта ставит много других социальных вопросов. Остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков. В романтический на первый взгляд роман входит реалистическая тема униженных и оскорбленных. Романтическая и реалистическая эстетика переплетаются в романе, придавая ему неповторимый характер. Роман распадается на 2 части. В первой рассматривается личность в соотнесении с ее душевным миром, вопросы нравственности, женского равноправия. Во второй, повествующей о скитаниях Джейн Эйр, также поставлены актуальные проблемы. Более остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков, чьих детей учит Джейн Эйр в деревенской школе. 

На протяжении XX века были созданы многочисленные теле- и кинопостановки по роману. Но  ни одна из них не достигла уровня оригинала. Причина этих неуспехов кроется в несколько поверхностном отношении к художественному замыслу.

 

19. Философские и литературные истоки натурализма во Франции.

Натурализм (от лат. natura – «природа») – один из основных стилей рубежа 19-20 вв. Зарождение натурализма связывают с поражением европейской революции 1848 г., которая подорвала веру в утопические идеи. В 1860-е гг. Эмиль Золя и братья Эдмон и Жюль Гонкуры создают программу натурализма.

Э. Золя в предисловии ко второму изданию романа «Тереза Ракен» (1868) впервые дает описание признаков натурализма:

- драма современной жизни;

- «физиологическое» изучение темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств;

- искренность, ясность, естественность языка.

Впоследствии Золя многократно уточняет эти положения.

Сб. статей: «Экспериментальный роман» 1881, «Романисты-натуралисты» 1881, «Натурализм в театре» 1881.

Литературоведы позитивистской ориентации рассматривают натурализм во Франции как переход от романтизма к символизму. Они считают Флобера предтечей натурализма. По их мнению, в его творчестве романтизм сочетается с натурализмом.

Натурализм в различных эстетических системах получает различную интерпретацию. Для символистов и авторов католической ориентации характерно неприятие натурализма. Ницше (в работе «Вырождение» 1892-93), М. Нордау (трактат «Что такое искусство» 1897-89), Л.Н. Толстой оценивают натурализм как примету эпохи декаданса, в котором отразился кризис европейского гуманизма.

Для русской культуры характерно противопоставление «духа» и «плоти». Это предопределило отрицательное отношение к французскому натурализму у самых разных авторов – Салтыкова-Щедрина, Достоевского, В.С. Соловьева.

Марксистское литературоведение определяет натурализм как недолжное, декадентское отклонение от высокого, классического, критического реализма О. де Бальзака и Л.Н. Толстого.

Г. Лукач: «К истории реализма» 1939, статьи о натурализме и реализме в «Литературной энциклопедии» 1929-39.

Натуралист, в отличие от реалиста, довольствуется поверхностным наблюдением жизни, он узко профессионален. Реализм же анализирует фундаментальные стороны общественной жизни и судьбы отдельных людей в ходе общественного развития.

В советском литературоведении натурализму не посвящена ни одна статья. Натурализм считается либо начальным этапом эволюции к реализму (Золя), либо вырождением реализма (поздний Мопассан).

Среди русских писателей «натуралистами» называют немногих второстепенных бытописателей (Мамина-Сибиряка и др.) и декаденствующих авторов рубежа 19-20 вв. (Л.Н. Андреева в ряде произведений).

 

20. Э. Золя – глава французского натурализма. («Жерминаль», «Западня» - анализ 1 романа на выбор).

 

Эми́ль Золя́ (фр. Émile Zola [emil zɔˈla]; 2 апреля 1840, Париж — 29 сентября 1902, там же) — французский писатель.

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения, Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера, Ивана Сергеевича Тургенева, Альфонса Доде и Эдмона Гонкура, «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса, Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как Анри Сеар, Леон Энник и Поль Алексис).

Сын принявшего французское подданство инженера итальянского происхождения (по-итальянски фамилия читается как Дзо́ла), построившего канал в Эксе. Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов — типичные «романы-фельетоны» («Марсельские тайны» — «Les mystères de Marseille», 1867). На всем последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей: «Mes haines», 1866, «Une campagne», 1881, «Nouvelle campagne», 1886). Эти выступления осуществляют активное участие художника в политической жизни его времени.

Политическая биография Золя небогата событиями. Это — биография либерала, выступающего в период капиталистического подъёма. В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма.

Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса, которое обнажило противоречия Франции 1890-х гг., — знаменитое «J’accuse» («Я обвиняю»), стоившее писателю изгнания в Англию (1898).

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом, по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, все пройдет. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство, но неопровержимых доказательств этой теории найти не удалось.

Жерминаль» — тринадцатый роман французского писателя Эмиля Золя, входящий в двадцатитомный цикл «Ругон-Маккары». Впервые опубликован в 1885 г.

Главный герой, Этьен Лантье, в поиске работы прибывает в шахтерский городок Монсу. Он показывает себя как умелый работник и быстро завоёвывает уважение окружающих. Между тем он влюбляется в Катрин, дочь Маэ, пожилого шахтёра, который помог Этьену устроиться в шахту.

Условия жизни и труда в шахте стремительно ухудшаются, и рабочие объявляют забастовку. Лидером забастовщиков становится Этьен. Молодой идеалист, сначала он относится к забастовке с энтузиазмом. Однако забастовка усугубляет нищету, начинается голод. Этьен не может отделаться от чувства вины.

 

В конце концов забастовка прекращается, фактически, на условиях работодателя. Но за день до этого Суварин, русский анархист, произвел диверсию, нарушив обшивку, защищающую шахту от затопления водой из водоносного горизонта. Поэтому в первый же день случается катастрофа: шахту затапливает. Кому-то удается спастись, но несколько человек, включая Этьена и его возлюбленную, остаются в шахте, уходят от потопа по боковым штрекам и остаются замурованными в толще земли. В конце романа Этьена спасают, но Катрин к тому времени уже мертва.

«Жерминаль» является одним из наиболее сильных, революционизирующих романов Э.Золя, в котором он предсказывает неизбежность грандиозных социальных потрясений, многократно подчёркивает необходимость переустройства хищного капиталистического общества чистогана и создания - в том числе и насильственным путём - справедливого отношения к трудящемуся человеку.

В 1985 году, к 100-летию публикации романа «Жерминаль», во Франции была отчеканена юбилейная серебряная монета достоинством в 100 франков.

 

21. Эстетика французского символизма (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме).

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

В 1886 году французский поэт Жан Мореас опубликовал в журнале «Фигаро» Манифест символизма

В «Манифесте символизма» поэт-декадент Жан Мореас выступил в защиту своих единомышленников, раскритикованных Пьером Бурда в статье «Поэты-декаденты». С этого времени декаденты стали именовать себя символистами, а 18 сентября 1886 года стало днем рождения нового эстетического течения.

Возникновение символизма связано с кризисом традиционной европейской культуры, глубинными процессами, протекающими в обществе. Переоценка ценностей выразилась в неудовлетворенности господствующими позитивизмом и натурализмом, сужавшими духовные горизонты человека, сводившими реальность к совокупности объектов естественнонаучного знания. В то же время символизм был своеобразной реакцией на «упадок веры». Знаменитая фраза Ницше «Бог умер» выразила общее для того периода ощущение исчерпанности традиционного вероучения. Это породило новый поиск абсолютных ценностей, глубочайшую религиозную впечатлительность. Символизм становится своеобразной формой преодоления позитивизма и новой формой богоискательства.

Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И.Канта, А.Шопенгауэра, Ф.Шеллинга, а также размышлениями Ф.Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, а также в приверженности высшему принципу и идеальному миру нес в себе генетический код романтизма.

Символизм зародился во Франции. Его становление и расцвет связан с именами крупнейших французских поэтов: С.Малларме, П.Верлена, А.Рембо. Символизм во Франции проявился и в живописи (Г.Моро, Пюви де Шаванн, О.Редон), и в музыке (Дебюсси, Равель), и в театре (Театр Поэт, Театр Микст, Пти театр дю Марионетт), но основной стихией символистского мышления всегда оставалась лирика. Именно французскими поэтами были сформулированы и воплощены основные заветы нового движения: овладение творческой тайной посредством музыки (влияние философии А.Шопенгауэра), глубокое соответствие различных ощущений, значение творческого акта как такового, установка на новый интуитивно-творческий способ познания действительности, на передачу неуловимых переживаний.

Символизм видел в искусстве новый тип художественного мышления, который дает возможность постигать мир не в его чувственной конкретности и данности, а в духовной многозначности, находящейся за пределами всякого восприятия. Символисты верили в возможность «приподнять завесу» видимой реальности, постичь вневременную и сверхчувственную, идеальную сущность всеединого мира. Способом выражения этой невыявленной «сущности мира» становится символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа – его многозначность. Вяч.Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто низлагаемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине».

след за Францией идеи символизма были восприняты и в других странах: Бельгия (М.Метерлинк), Норвегия (Г.Ибсен), Англия (О.Уайльд), Ирландия (У.Б.Йейтс), Германия и Австрия. Литературное сообщество этих стран не только восприняло символистскую эстетику, но и предложило собственные идеи. Огромное значение символизм имел в русском искусстве рубежа веков. Впоследствии этот период получил определение «Серебряного века».

 

22.               Драматургия символизма и творчество М. Метерлинка («Слепые», «Синяя птица»).

Символизм как явление культуры в целом соприкасался с платоническими и христианскими символическими концепциями мира и культуры. Идеалистическая доктрина символизма принадлежит к кризисным явлениям, нг творчество его крупных художников несет общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека, скорбь по духовной свободе, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу, предчувствие мировых социальных переломов.

Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Творчество Мориса Метерлинка (1862—1949) - диалектическое представление о неразгаданных, но обнаруживающих свое присутствие универсальных связях, пронизывающих мироздание, законы которого постигаются не рационалистически, а интуитивно. Однако не следует абсолютизировать интуитивизм Метерлинка: он новаторски разрабатывает сложную этическую и эстетическую проблематику, разъясняя свои идейные позиции и принципы творчества в ряде философских работ.

Информация о работе История зарубежной литературы