Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка
Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.
Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.
Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».
Новаторской может быть названа следующая черта – свойственная скорее поэзии, чем прозе: это манера Флобера передавать эмоции или душевные состояния обменом бессмысленными репликами.
Еще один пункт в анализе флоберовского стиля, как отмечает В. Набоков, связан с употреблением имперфекта – несовершенного прошедшего времени во французском языке, выражающего длительное действие или состояние, что-то обычно, постоянно случавшееся. С помощью имперфекта, говорит Пруст, Флоберу удается выразить непрерывность времени, его единство .
Флобер не очень часто пользуется метафорами, но когда они есть, то передают эмоции в образах, соответствующих характеру персонажа. Эмма, после отъезда Леона: «И, тихо воя, словно зимний ветер в заброшенном замке, все глубже уходило в ее душу горе». (Разумеется, так описала бы свое горе сама Эмма, будь у нее художественный талант.)
Одной из первых натуралистических сцен в истории французской литературы стала сцена смерти госпожи Бовари. Эмма умирает от мышьяка, похищенного у аптекаря. Агония описана им предельно точно, со всеми клиническими подробностями: «И тотчас грудь её задышала необычайно часто. Язык весь высунулся изо рта; глаза закатились и потускнели, как абажуры на гаснущих лампах…» До Флобера так описать смерть романной героини, красивой, молодой, блистательной женщины, было невозможно.
О правдивости романа в целом свидетельствует судебный процесс, начатый против Флобера правительством, которое испугалось беспощадной правды. Автору предъявили обвинение в «нанесении тяжкого ущерба общественной морали и добрым нравам». Наряду с ним к суду были привлечены издатель и типограф за публикацию «безнравственного произведения». Судебный процесс начался 1 января 1857 года и длился до 7 февраля. Флобер с «сообщниками» был оправдан во многом благодаря стараниям адвоката Сенара, которому позже был посвящена книга.
Таким образом, новаторство Флобера в романе «Госпожа Бовари» очевидно. Именно оно, по нашему мнению, и способствовало тому, что роман вышел крайне правдивым и реалистичным.
15. Романтическое и реалистическое начала «Книги песен» Г. Гейне.
Христиан Иоганн Ге́нрих Ге́йне (нем. Christian Johann Heinrich Heine, произносится Ха́йнрих Ха́йнэ; 13 декабря 1797, Дюссельдорф — 17 февраля 1856, Париж) — немецкий поэт, публицист и критик еврейского происхождения.
Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.
Родился 13 декабря 1797 года в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе, торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей — Шарлотта, Густав и Максимилиан. Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.
После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. После этого Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне, был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.
За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах — особенно хорошо это видно в «Книге песен».
Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления.[1][2] С 1821 по 1823 годы Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у Гегеля. В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.
Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник — «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нем отразилось физическое состояние поэта.
Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже и был похоронен на кладбище Монмартр.
«Книга песен» (Buch der Lieder) — сборник стихов Гейне, вышедший в 1827 году и принесший ему мировую известность, породивший множество подражаний, т. н. «гейнизм», «гейнемания». Состоит из четырёх циклов:
«Юношеские страдания» (1816—1821): «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты»;
«Лирическое интермеццо» (1822—1823 г.):;
«Опять на родине» (1823—1824 г.);
«Северное море» (1825—1826 г.).
Герой «Книги песен» автобиографичен, он, подобно самому Гейне, влюблённому в свою кузину Амалию, страдает от несчастной любви. Тема любви пронизывает весь сборник, она показана автором не только в общефилософском, но и в субъективно-романтическом, частном аспекте, это новое понимание любви. Неразделённая любовь выливается в протест против окружающей действительности. Герой романтический, он разочарован, страдает меланхолией, болезненно переживает противоречия действительности, действует романтический принцип-антитеза «я» и «не — я», сохраняется романтическое мироощущение. Гамма передаваемых чувств лирического героя настолько велика, что стихи, написанные в течение 10 лет, Гейне объединяет в один цикл.
Сборник сохраняет жизненные традиции раннего романтизма, связанные с народопесенным началом Г. А. Бюргера и И. В. Гёте, романтической типизацией, но, уже обнаруживает движение от романтизма к реализму (новая трактовка темы любви, более широкий творческий круг поэзии).
16. Своеобразие американской литературы середины XIX в.
Освоение североамериканского материка переселенцами из стран Европы – Англии, Франции, Голландии, Швеции, Испании еще в 17 веке. Большинство английских переселенцев были пуританами – последователями реформаторского религиозного учения. Пуританство было идеологией «третьего сословия» - молодой английской буржуазии, которая стремилась в Америке обрести свободу от политического, экономического и религиозного гнета. Америка становится «плавильным котлом», в котором люди разных национальностей сплавлялись в единое целое, приобретали новые свойства и черты характера. Постепенно жители североамериканских колоний начинают ощущать себя не подданными британской короны, а новой нацией с собственными интересами в политике, экономике, нацией со своей исторической судьбой.
Британское правительство в середине 18 века приняло ряд финансовых и таможенных законов, тормозивших развитие колоний. Это вызвало взрыв недовольства колонистов. Война за независимость (1775-1783) завершается их победой и образованием нового государства – Соединенных Штатов Америки.
Победа в Войне за независимости и образование нового государства стимулировали быстрый экономический и территориальный рост страны в 18 веке. Но уже в годы победоносного завершения Войны за независимость закладываются истоки противоречий и конфликтов внутри демократической республики. В это время усиливается имущественное и социальное расслоение. В южных штатах не было отменено рабство. Через несколько десятилетий это обернется для США тяжелым потрясением – гражданской войной между Севером и Югом.
В духовной жизни страны устанавливается приоритет материальных ценностей и голого практицизма. Постепенно усиливающееся разочарование создает в Америке почву для возникновения романтического мироощущения. Литература обращается к поиску идеала, лежащего за пределами повседневной реальности.
После окончания гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей опирается на демократический дух американского Запада. За основу был взят устный фольклор. Реалисты адресуют свои произведения самому широкому кругу читателей. Этот читатель хотел, чтобы с ним говорили на его собственном языке. Больше всего он ценит в книге достоверный факт, хоть и будничный, но точный и легко узнаваемый.
Романтизм с точки зрения новой эстетики «повинен» во многих литературных грехах. М. Твен и другие молодые писатели-реалисты выступили с едкой критикой романтической «чувствительности» и «зависимости от Европы». Их расхождения с романтизмом вызваны прежде всего различным пониманием жизненной правды и способов ее выражения в художественном творчестве. Американских реалистов 2 половины 19 века не устраивает язык романтических аллегорий и символов, проповеднический пафос. Реалисты стремятся к максимальной исторической и социальной конкретности.
В последние десятилетия 19 века писатели реалистического и натуралистического направления (Ф. Норрис, С. Крейн) ведут борьбу с эпигонами романтизма – с писателями т.н. бостонской школы (О.Х. Холмс) и литературной школой с характерным названием «традиция благопристойности» (Т. Олдриг, Э. Стедмен).
Отрицание реализмом романтизма носит диалектический характер. В литературе США романтические идеи и настроения продолжают жить как во 2 половине 19 века, так и на всем протяжении 20 века. В основном, они связаны с поиском высоких идеалов, подлинной духовности и нравственности, гармонии человека и природы, с отказом принять антигуманные общественные законы.
Эти мотивы проходят через творчество крупнейших писателей 20 века – Э. Хемингуэя, Ф.С. Фицджеральда, Д.Д. Селинджера, Д. Стейнбека, У. Фолкнера. К ним продолжают обращаться и писатели США последних десятилетий.
17. Проблематика стихотворений У. Уитмена.
Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания гражданской войны сменяется реализмом. Сложный сплав и романтических реалистических компонентов представляет собой творчество величайшего американского поэта У. Уитмена.
Уолт (Уолтер) Уитмен (181901892) родился в Лонг-Айленде в семье фермера. Вскоре семья переехала в Бруклин, предместье Нью-Йорка. До 12 лет он ходил в школу, затем началась его трудовая деятельность. Он работал учеником в типографии, наборщиком, сельским учителем, репортером, редакторм. Уитмен постоянно занимался самообразованием, приобрел хотя не систематические, но обширные знания. В эти годы складывается его мировоззрение, проникнутое демократическим духом, уважением к простому народу. Он пробует свои силы в поэзии и прозе, но эти опыты были несовершенны.
В 1855 г. 36-летний Уитмен собственноручно набирает сборник стихотворений под названием «Листья травы». В сборнике было 12 произведений, центральное место в нем занимала поэма «О себе».
В этой книге впервые в американской литературе заговорил простой народ Америки. Сборник был плохо встречен буржуазной критикой, которая возмутилась «грубостью» и «безнравственностью» стихов Уитмена. Единственный критик Эмерсон приветствовал появление книги и назвал Уитмена великим и подлинно американским поэтом.
Этот отклик не изменил положение, травля и клевета преследовали Уитмена до последних дней его жизни. Резкая критика не смутила Уитмена, в том же 1855 году он выпустил 2-е, дополненное издание «Листьев травы». При жизни автора вышло 9 изданий сборника, он постоянно расширял и перерабатывал книгу. В книгу стихов «Листья травы» входят как небольшие стихотворения из нескольких строк, так и крупные поэмы – «Песни о себе», «Поэма большой дороги», «Песня о топоре», «На Бруклинском перевозе».
В 1861 г. началась гражданская война между Севером и Югом. Уитмен работал санитаром в госпитале, ухаживал за ранеными и умирающими. Больные называли его «добрый седой поэт». Когда закончилась война, Уитмен работал в министерстве иностранных дел. Но когда министр узнал, что его сотрудник автор «непристойных» стихов, уволил его в 24 часа. В это время поэзия Уитмена приобретает широкую известность не только на родине, но и в Европе.
В 1873 г. Уитмена разбил паралич, и он навсегда оказался прикованным к инвалидному креслу. В последние годы Уитмен продолжал писать статьи, мемуары, новые циклы стихов. Они лишены нот уныния и страха, отмечены светлым философским восприятием всего, что приносит жизнь. В поздней публицистике звучат гнев и возмущение тем, что Америка ради прибылей и доходов забывает высокие принципы свободы и демократии.